Четвертое заседание студенческого историко-философского клуба Астраханской консерватории было посвящено XVIII веку, времени, идеи которого не только были подхвачены современниками и развиты последователями, но оказали огромное влияние на судьбу цивилизаций. Эпоха Просвещения — одна из самых ярких страниц в развитии философии и духовной культуры в Европе, которая стала временем философов, социологов, экономистов и литераторов. И. Кант оценит его как «…выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине», а герой Бомарше в его бессмертном «Севильском цирюльнике» скажет, что это время подарило миру: «…вольномыслие, всемирное тяготение, электричество, веротерпимость, оспопрививание, хину, энциклопедию и драматические произведения…». Основными идеями этой эпохи стали идеи равенства, победы разума и исторического оптимизма, что отразилось в содержании докладов:
– Принцип демократии и дух равенства Ш. Монтескьё (Гульмархан Шурина)
– «Общественный договор» Ж.-Ж. Руссо (Екатерина. Павликова)
– Просвещенная монархия Вольтера (Андрей Мордяшов)
– Философский материализм К.А. Гельвеция (Фариза Тошова)
– Скептицизм и сенсуализм Ж.Л. Д’аламбера (Матвей Заикин)
– Создатель французской «Энциклопедии» Д. Дидро (Александр Безруков).
Также погружению в XVIII столетие способствовало: исполнение музыкальных произведений – Miserere Антонио Лотти (Ганиева Алина, Мукминат Адуева, Виолетта Кривощапова, Екатерина Павликова, Айбала Джанатлиева, Владислав Ивлев, Алексей Карякин, Антон Гавриленко, Тимур Юнусов), Сонаты № 29 D-dur (третьей части) В.А. Моцарта (Марина Зеленова), Л. К. Дакена «Кукушки» (Андрей Мордяшов, Фариза Тошова); стихотворение Вольтера «Из Макиавелли» (Екатерина Павликова) и видеофрагменты – из оперы «Золушка» Дж. Россини в постановке Ла Скала, из пьесы Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» в постановке Московского театра сатиры, из фильма-оперы «Свадьба Фигаро» (постановка К. Бёма).
Е.А. Соболева, кандидат философских наук,
доцент кафедры общегуманитарных дисциплин АГК