КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБОУ ВО «АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ»

Концепция научно-исследовательской деятельности ФГБОУ ВО «Астраханская государственная консерватория»  (далее – Концепция) подготовлена на основании федеральных законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2006-2010 годы» и Устава вуза.

Концепция учитывает основные положения доктрины развития российской науки, концепции реформирования российской науки, концепции инновационной политики Российской Федерации, концепции национальной безопасности Российской Федерации и Федеральной программы развития образования.

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. Научные исследования, проводимые в ФГБОУ ВО «Астраханская государственная консерватория», имеют важное значение в подготовке специалистов и научно-педагогических кадров.

С целью активизации научно-исследовательской деятельности вуза необходима разработка политики развития науки и механизмов её реализации.

1. Принципы научно-исследовательской политики

Научно-исследовательская деятельность Астраханской государственной консерватории осуществляется исходя из следующих основных принципов:

  • единство научного и образовательного процессов и их направленность на подготовку специалиста и научно-педагогических кадров;
  • оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;
  • поддержка ведущих учёных, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-творческого потенциала молодёжи;
  • многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных и инновационных программ;
  • интеграция науки и образования в международное сообщество.

 2. Цель и основные задачи научно-исследовательской и инновационной политики в Астраханской государственной консерватории

Главной целью научной и инновационной политики в АГК является обеспечение подготовки специалистов и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование её образовательного, творческого и научного потенциала для решения социальных и культурных задач страны. Направления научных исследований должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной научной, творческой и инновационной политики с учётом специфики вуза.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

  • развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного специалиста;
  • органическое сочетание фундаментальных и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера;
  • приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;
  • дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности кафедр, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных проектов, НТСО,
  • развитие правовой базы научной деятельности, регулирующей правоотношения в процессе создания продуктов интеллектуальной собственности и авторского права;
  • привлечение в научно-исследовательскую деятельность дополнительных финансовых средств.

При решении сформулированных задач необходимо обеспечить:

  • участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российской академией наук, Министерством образования Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Администрацией Астраханской области в определении и поддержке приоритетных направлений фундаментальных и прикладных НИР, а также инновационной деятельности;
  • проведение фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру направлений развития науки и искусства, определяемому не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в области искусства, но и необходимостью участия в научно-исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса, а именно, студентов, аспирантов, докторантов, профессорско­преподавательского состава и научных работников;
  • развитие интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, более тесное взаимодействие вуза с научными учреждениями;
  • совершенствование послевузовского образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и искусства, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшения планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, повышение их академической мобильности;
  • активное участие учёных АГК в федеральных целевых программах, научных и инновационных программах и конкурсах грантов, объявляемых Министерством культуры Российской Федерации, Администрацией Астраханской области, государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом);
  • реализацию научной политики на региональном уровне; эффективное международное сотрудничество в научной, образовательной и инновационной сферах. 

3. Ресурсы и механизмы реализации научно-исследовательской деятельности в Астраханской государственной консерватории

Финансовые ресурсы. Федеральные бюджетные ресурсы науки в АГК должны быть сконцентрированы, в первую очередь, на решении важнейших задач развития образования, обеспечения опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для науки и искусства.

Региональные бюджетные ресурсы должны быть задействованы наукой в АГК для её активного участия в научных и культурных проектах для нужд региона.

Необходимо активизировать использование внебюджетных средств, использовать их для финансирования высокоэффективных проектов. С активным участием вуза должны быть созданы механизмы привлечения к финансированию научно-исследовательских и творческих проектов различных внебюджетных источников, в том числе внебюджетных средств самих вузов.

Кадровые ресурсы. Работа с молодёжью. Первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научно-педагогических кадров, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.

Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности студентов и молодых учёных, финансирование этой деятельности из госбюджета. Необходимо:

  • развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов, конференций, обеспечить академическую мобильность студентов,   аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения молодёжи;     
  • совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы  молодёжи в системе вуз ˗ аспирантура – докторантура.

Информационные ресурсы необходимо развивать в двух направлениях: содержательном и структурном.

В содержательном плане информационные ресурсы должны:

  • обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией; 
  • предоставление качественных образовательных услуг всем желающим в рамках высшего, дополнительного и послевузовского образования на основе совершенствования образовательных технологий;
  • реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, научных исследований, инновационной деятельности в рамках центров коллективного пользования образовательными, научными, инновационными ресурсами, открытого доступа к ним; создать распределённую базу данных, включая мультимедийные и дистанционные технологии обучения;

В структурном плане информатизация должна развиваться в трёх уровнях:   

  • создание сетевой инфраструктуры, образовательных, научных и инновационных структур, объединяющих локальные сети в пределах города или региона;
  • организация удалённого доступа к высокопроизводительным информационно-вычислительным ресурсам, освоение сетевых технологий нового поколения.

Международное научное сотрудничество

Тенденция развития мировой экономики, культуры и искусства показывает, что XXI век будет веком глобализации и универсализации хозяйственной и культурной жизни, веком информационной доминанты развития общества.

В связи с этим важнейшим источником долгосрочного развития научно-исследовательской и образовательной деятельности является их интеграция в мировое образовательное и научное пространство.

В рамках международного научного и образовательного сотрудничества дея­тельность АГК должна быть сориентирована в следующем виде:

  • в области фундаментальных и прикладных исследований приоритетной должна стать реализация крупных совместных международных программ;
  • в области инновационной деятельности сотрудничество должно быть ориентировано на совместную деятельность и получение коммерческого эффекта.

Планирование и финансирование научно-исследовательской деятельности

Система планирования и финансирования научно-исследовательской деятельности должна определяться характером проводимых исследований. Бюджетные средства планируются и распределяются следующим образом:

  • во-первых, на финансирование тематических планов научно-исследовательских работ на конкурсной основе;
  • во-вторых, на конкурсной основе в форме грантов;
  • в-третьих, на финансирование научных программ.

Прикладные исследования должны поддерживаться в соответствии с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами науки. 

4. Ожидаемые результаты

Врезультате выполнения мероприятий по реализации Концепции будет:

  • обеспечена научная основа подготовки специалистов и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований;
  • разработан механизм формирования, обновления и реализации приоритетов научной деятельности, приоритетных проблем развития системы образования и оказана поддержка научным исследованиям как основы фундаментализации образования;
  • реорганизована система научных программ, направленных на решение проблем развития образования;
  • разработан организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых учёных обеспечено широкое участие учёных в международных научных и образовательных программах и активизирована внешнеэкономическая деятельность науки.

Направления и результаты научно-исследовательской и творческой деятельности

Отчет за 2015-2016

Отчет за 2016-2017