23 июня 2022 года. Публика постепенно заполняет Концертный зал Астраханской филармонии. В коридоре, куда выходят двери из артистических, уже в концертных костюмах (новых, черных, как для торжественных приемов) сурово-сосредоточенные артисты Квартета «СКИФ» внешне спокойно, но и напряженно ждут начала концерта. Но вот ведущая концерт Ольга Юрьевна Смирнова уже произнесла свой монолог об особом празднике, празднике русского народного инструмента балалайка и под аплодисменты зала выходят артисты Квартета «СКИФ». Уже за пультом, обнимая свой баян, слово берет Александр Бабушкин, уточняя замысел сегодняшнего концерта, – и музыканты взрываются славянской энергией польского танца: «Краковяк» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»/«Иван Сусанин».Искусная аранжировка симфонической партитуры: каждый инструмент как персонаж, разделы формы танца изначально «театральные», так и видишь-представляешь танцующих в праздничных бальных костюмах, а музыка, как будто кинокадры, показывает их то крупным, то общим планом. Музыканты показывают это динамикой и тембрами, темповыми вариантами, характер музыки М.И. Глинки подчеркивается поочередно ведущими (но не солирующими) инструментами, а каждый инструмент воспринимается как особый «персонаж» в общем звучании партитуры.

Следующий номер программы захватил внимание слушателей стихией балканских танцевальных ритмов болгарского танца хоро впервой и третьей частях с лирической средней частью:В.А. Семенов. Болгарская сюита в трёх частях.

1 часть Дайчово хоро, 3 часть Ганкино хоро. Народный танец хоро (хоровод) распространен у многих народов европейских народов (болгары, хорваты, македонцы, румыны, молдаване и др.) и имеет свои этнические варианты. В Болгарии около ста разновидностей танца хоро каждый имеет свой вариант хореографии и ритма. Вот и в «Болгарской сюите» В. Семенова ритмы и фактура хоро различны, но общее, безусловно, – изысканность ритма и стихия танца. 2 часть Севдана (тема композитора Г. Здатева-Черкина), в основе ее лежит лирическая песня о неразделенной любви (начальные строки: «Любовь-птица белая с раненым крылом»…. – последние строки: «но только в тебе её нет»).  Музыка чуть печальная, лирическая, с выразительной мелодией.

         В исполнении Квартета «СКИФ» в их аранжировке «Болгарская сюита» В. Семенова (изначально написана она композитором для баяна) с достаточно простой гомофонной музыкальной фактурой с некоторыми «вкраплениями» подголосков, обретает оркестровую наполненность, которому можно сравнить с разноцветьем и изысканностью болгарских костюмов, болгарских орнаментов и изощренностью народной хореографии. Очень своеобразно смешение тембров, создающих «балканско-болгарский» музыкальный образ звучания народных ансамблей, традиционно сопровождающих хоро, например, контрабас-балалайки Игоря Калины и низкого регистра баяна Александра Бабушкина, вплетающихся в интонационные перекраски виртуозных балалайки А. Мостыканова и домры-альт Сергея Соколова. И в целом вся это микро-интонационная аранжировка обретает объёмное многоголосие тембровой полифонии. Удивительно и восхитительно! Каждая часть длится 2 – две с половиной минуты, всего-то почти семь минут. Но вся сюита открывает огромный многоцветый многозвучный мир болгарского народа в композиторском восприятии В. Семенова и инструментовки Квартета «СКИФ».

         Продолжение национальной темы в песне и танце опять в слышании-понимании русским композитором в третьем номере концертной программы: В. Андреев. Румынская песня и чардаш. В этом произведении В. Андреев в одной пьесе соединил два разноэтнических народных традиционных жанра: румынский песенный жанр дойну и венгерский танец чардаш. Начинается пьеса полнозвучным вступлением tuttiквартета и после diminuendo контрастом вступает мелодия песни, написанной в стиле румынских импровизационных дойн с их сосредоточенностью на лирическом, несколько печальном эмоциональном состоянии, подчеркнутым тихой задушевной мелодией у балалайки А. Мостыканова, домры-альт С. Соколова, выразительным басом Контрабас-балалайки И. Калины и мелодико-гармонической поддержкой баяна А. Бабушкина. Второй куплет с тончайшим пианиссимо балалайки и подголосками баяна, невольно ассоциирует к русским интонациям, несмотря на исполнительские ферматы и румынские мелодические мелизмы. Второй раздел привносит иной темпо-ритм и плавную вальсовость, интонационно связанный с песенной мелодией и тихо замирает, но – тут же контрастом вступает четкий ритм все ускоряющегося венгерского Чардаша с его ансамблевым полнозвучием, виртуозными пассажами балалайки и завершается этот стремительный поток музыки на самой кульминации.  

Далее программа сосредоточилась уже на музыке России.Дмитрий Романов «Калина красная».  В основе пьесы лежит мелодия лирической песни Яна Френкеля (слова написал журналист и поэт Евгений Леонидович Синицын, /1932–1990/, но эта песня быстро стала популярной и даже считалась «народной»). Аранжировка Квартета «СКИФ»инструментальной версии эмоционально точно передает содержание песни. После вступления на интонациях мелодии куплеты-вариации раскрывают динамичный сюжет «а я… – а он..», при этом мелодию ведут то балалайка – нежная девушка и ее в начале поддерживает подголосками баян, то мелодически доминируют баян с контрабас-балалайкой (мужской персонаж), а истинные чувства отражаются в полнозвучной кульминации, после которой опять следует диалог-противопоставление и ощущается некая инструментальная театральность. Следуя песенному сюжету, музыканты в напряженной кульминации (создавшийся «конфликт») изменяют музыкальную фактуру в многоголосную подголосочную полифоничность в tuttiквартета, приводя к динамике forte, в полнозвучии, с диссонансами – и «сценическая развязка», спад эмоций тихо подводит к коде на материале вступления, в эмоциональной безнадежности («любовь не состоялась»). Квартет «СКИФ» мастерски создает «инструментальный театр» в самой, казалось бы, простой пьесе, в данном случае – на сюжет лирической песни «Калина красная».

В концертах Квартета «СКИФ» уже стало традицией включать в программу выступления с солистами – и не только с инструменталистами, но и с певицами. Исполнение популярных песен всегда вносит в программу особый оттенок лирического отклика публики, включает зал в совместное музицирование.

В концерте «Виват балалайка!» солистки Астраханской филармонии, обладающие хорошими профессиональными голосами и разнообразным песенным репертуаром Людмила Фёдорова иОльга Фомичёва вместе с Квартетом «СКИФ» исполнили четыре песни советских композиторов: И. Дунаевский, сл. М. Исаковского «Ой цветет калина», обработку народной песни В. Пипекиным, сл. В. Семернина «Ключевая вода» (Л. Фёдорова) и «Гляжу в озера синие», музыка Л. Афанасьева, сл. Е. Тростянского, «Ах эта красная рябина» музыка С. Заславского, сл. А. Сафронова (О. Фомичёва).

В концерт, посвященный «Дню балалайки», прославленные в России и в самых разных странах мира артисты Квартета «СКИФ», профессора консерватории пригласили  молодых музыкантов – воспитанников кафедры народных инструментов, учеников заслуженного деятеля искусств России Александра Мостыканова: этой чести в качестве солистов удостоились выпускники кафедры, лауреаты международных и всероссийских конкурсов Андрей Мордяшов, Фариза Тошова, студенты Дмитрий Пиченикин, Михаил Горелов, а также ансамбль из учеников А.В. Мостыканова «Унисон балалаек» (Лариса Васильева, Леонид Бутаков, Андрей Мордяшов, Дмитрий Пиченикин, Маша Рогачёва  Михаил Горелов,).

Сольное выступление А. Мордяшова с композициейМ. Цайгера «Сронила колечко» прозвучало эмоционально, со всеми нюансами и разнообразной динамикой, иногда и резкими контрастами, что обусловлено формой произведения, с технически сложными фактурными фрагментами, когда балалайка в руках молодого музыканта звучала многоголосно, – и тишайшими мелодическими пианиссимо в цельности драматургии пьесы.

Д. Пиченикин солировал в ансамбле с Квартетом «СКИФ» в пьесе на основе народной песни «Винят меня в народе» А. Шалова и вполне достойно «возвучился» в сложную фактурную аранжировку, сохраняя свою солирующую функцию.

Порадовал исполнением и весьма молодой исполнитель (подчеркну – еще первокурсник) Михаил Горелов, эмоционально и технично исполнив соло на балалайке «Барыню» Ю. Шишакова.

Безусловно, всех впечатлил Дуэт Ф. Тошовой (домра) и А. Мордяшова (балалайка) с пьесой А. Кайнова «Руже кветка» / «Розовый цветок» (белорусская песня). Это уже настоящий дуэт, слышащие друг друга в едином ансамбле, талантливые молодые исполнители, тонко чувствующие интонацию, они находят интересные штрихи и тембровые звучания, логично выстраивают форму, динамику, кульминации. Очень поэтичное исполнение. Достойные ученики. Заслуженные обильные аплодисменты и возгласы «Браво!».

Но этот дуэт выступил и в ином амплуа, исполнив вместе с Квартетом «СКИФ» виртуозную скрипичную пьесу (в обновленной аранжировке квартета)Н. Паганини «Венецианский карнавал». Дуэт Ф. Тошовой и А. Мордяшова естественно влился в звуковое поле Квартета «СКИФ».

         И в завершении концерта «ВИВАТ, БАЛАЛАЙКА» был представлен ансамбль «Унисон балалаек» под руководством А.В. Мостыканова. Добавив квартету СКИФ объемное звучание, блестяще исполнили три произведения, ставшие уже классическими: В.В. Андреев «Вальс Балалайка», Д. и Н. Осиповы. «Камаринская» и виртуозная и яркая, русская «Калинка» В. Городовской.

         Великолепный концерт музыкантов «КВАРТЕТ «СКИФ», достойные ученики – молодые музыканты, прекрасное окончание концертного сезона филармонии – и навечно вошедшая в русскую и мировую культуру русская балалайка.

Хрущева М.Г., кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской государственной консерватории

Фото – А.Калины