С 11 по 15 марта 2024 года в РАМ им. Гнесиных состоялась научная конференция, посвященная проблемам оперного жанра. Ее масштаб, количество участников и проведенных мероприятий в полной мере позволяют говорить о научном форуме, преодолевшем заявленные рамки конференции и объединившем более 160 ученых не только разных городов России, но и разных стран – Италии, Китая, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Беларусь, Нидерландов, Вьетнама, Киргизской Республики, Германии и США.  

Поскольку конференция с таким названием проходит уже в шестой раз с публикацией сборников научных статей – таковы объемные трехтомные издания, выпущенные, например, в 2019 году, – невольно возникает вопрос, что же нового могут предложить организаторы мероприятия и сказать свое слово ученые? Неужели все было сказано и теперь только остается подтвердить выводы, сделанные на предыдущих заседаниях?

Ответ на этот вопрос превзошел все ожидания. Можно с уверенностью сказать, что все было емко, насыщенно, содержательно и актуально. Впервые в этом году состоялись «Золотые лекции» с регламентом не двадцать пять минут, а полтора часа. Таких лекций было семь, с которыми выступили известные в музыкальной науке ученые:доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Павел Валерьевич Луцкер и Ирина Петровна Сусидко («Старинная итальянская опера: в поисках утраченного смысла»), доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Татьяна Владимировна Цареградская («Музыкальный театр Харрисона Бертвистла как зеркало европейского музыкального театра конца XX – начала XXI века»), доктор искусствоведения, заведующая сектором истории музыки ГИИ Светлана Константиновна Лащенко («Великолепная Джудитта Паста и ее русское fiasco, или история о том, как отечественные меломаны стали опасны для императорской власти»), доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Нина Владимировна Пилипенко («Отцы романтической оперы: неизвестный XIX век»), доктор искусствоведения, профессор, заведующий сектором классического искусства Запада ГИИ Дмитрий Владимирович Трубочкин («Классическая комедия как театральная система: старые проблемы в новом контексте»), кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки МГК имени П. И. Чайковского Анна Валентиновна Булычева («Опера французского барокко: взгляд сквозь призму историзма, неоклассицизма и постмодернизма»). Завершился цикл «золотых лекций» выступлением кандидата искусствоведения, заведующей кафедрой истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Наталии Александровны Брагинской на тему «Игорь Стравинский в диалоге с антиоперой XVIII века: «Похождения Повесы» и «Опера нищего».

В рамках конференции состоялся показ опер «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Ливьетта и Тракколо» Дж. Перголези, поставленных Оперным театром-студией имени Ю. А. Сперанского РАМ имени Гнесиных. При этом впервые в программу конференции включили состязание молодых критиков в конкурсе на лучшую оперную рецензию.

Заметным событием Международной конференции стало заседание круглого стола, посвященного работе оперных студий, в котором приняли участие руководители оперных студий разных вузов России. Такое сотрудничество свидетельствует о тесной связи научной и практической деятельности, о внедрении теоретических исканий в студенческую практику.

О масштабе оперного проекта свидетельствуют и площади проведения конференции, одновременно проходившей в трех разных городах – Москве (РАМ имени Гнесиных), Санкт-Петербурге (консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова) и Казани (консерватория имени Н.Г. Жиганова).

На Международной конференции Астраханскую консерваторию представили: кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Инна Михайловна Некрасова, выступившая с докладом «Поэтика волшебной сказки в опере Дж. К. Адамса “Цветущее дерево”» и доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки Людмила Владимировна Саввина – с темой «”Бедные люди” Глеба Седельникова как образец жанра оперы в письмах».

Завершая краткий обзор грандиозного по своим масштабам праздника науки, хочу выразить благодарность, сказать большое спасибо ее главным участникам и идейным вдохновителям: ректору, доктору искусствоведения, профессору Александру Сергеевичу Рыжинскому (отдельные аплодисменты за блестящий, емкий и содержательный доклад!), проректору по научной работе, доктору искусствоведения, профессору Татьяне Ивановне Науменко, доктору искусствоведения, профессору, заведующей кафедрой аналитического музыкознания Ирине Петровне Сусидко и доктору искусствоведения, профессору Нине Владимировне Пилипенко.

 

Саввина Людмила Владимировна– доктор искусствоведения, профессор,

заведующая кафедрой теории и истории музыки Астраханской консерватории