И вновь в Астраханской консерватории состоялся авторский вечер композитора Ю.П. Гонцова. Если посчитать общее количество встреч, которые композитор Гонцов провел со слушателями, то их наберется более двух десятков, причем не только в Астрахани, но и в родном городе композитора Рязани, и в Москве.

На этот раз – это было подношение учителю, А.Б. Луппову, профессору Казанской консерватории, которого не стало в этом году. Анатолий Борисович прожил яркую творческую жизнь, воспитал огромное количество талантливых музыкантов и композиторов. Два года назад, в его 90-летие в Казанской консерватории состоялся последний авторский концерт. Буквально накануне ухода учитель и ученик встретились в Казани, и это, к сожалению, была последняя встреча. Луппов сыграл важную роль в судьбе Астраханского Союза композиторов. В каком-то смысле астраханские композиторы почти все лупповцы – т.е. непосредственно его ученики – Александр Блинов, Юрий Гонцов, Аркадий Манджиев, и, ученики учеников – Александр Рындин (учение Блинова), Леонид Бутаков (ученик Гонцова).

Слайдовый ряд авторского вечера – памятные фотографии Анатолия Борисовича и его учеников.

Первое произведение концерта – Русский триптих для органа (исп. Наталья Муравьёва), написанный в 1981 году. Звучал он в нескольких городах России, в том числе на I Всероссийском конкурсе органистов в Москве, где его исполнитель – Александр Титов (ныне солист Ульяновской филармонии) получил 2-ю премию. Во второй части триптиха используется тема северо-русской народной песни «Ой, вы, девушки-подружки, вы придите да ко мне».

Сочинение, исполненное вторым номером – «Три апокрифа для баяна и фортепиано» (исп. – Дмитрий Соловьёв и Лариса Билецкая), написано по 3-м апокрифическим евангелиям. Появилось оно в 2020 году и на концерте исполнялось впервые. Произведение программно, состоит из трех частей:

1. Благовещение у колодца (Мария и Ангел).

Если в каноническом Евангелии Архангел Гавриил является Марии во сне, то в апокрифе она встречает его утром у колодца, что и отражено в содержании первой части.

2. Возвращение из Капернаума (Иосиф, Мария и Архангел Гавриил).

Когда состоялось Благовещение Архангела Гавриила, и Мария стала ожидать рождения младенца, Иосиф, её муж, был на заработках в Капернауме. И когда он вернулся домой, то увидел, что Мария, как он подумал, не сохранила себя непорочной, опечалился и хотел уйти из дома. Эта сцена и является сюжетной линией второй части.

3. Чудо первого дня (Мария, Соломея, Иисус).

В пещеру, где должен был родиться Спаситель, Иосиф в помощь Марии привел двух женщин – Гелому и Соломею. Когда женщины пришли, Гелома приблизилась к Марии и удивилась ее непорочности после рождения ребенка. Соломея же ей не поверила, и когда попыталась удостовериться, у нее тотчас же иссохла рука. Но когда она прикоснулась к краю пелен младенца, недуг её прошел. Это и было чудо первого дня.

Третьим номером прозвучало «Русское рондо для трио домр» (исп. – Сергей Соколов, Антонина Пугач и Айна Кадергулова).

Произведение было написано в 1978 году по просьбе Юрия Васильевича Носкова (в то время – завкафедрой народных инструментов Астраханской консерватории). Студентки Юрия Васильевича собирались принять участие во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах и народной песне, который должен был пройти в Ленинграде в 1979 г. Так появилось это произведение, и было посвящено Юрию Носкову. В Русском рондо композитор использовал две русские народные песни Астраханской области – «А уж не светай-ка ты, зоренька ясная!» и «А сажусь я за маменькин столик (поминальная).

Яркой частью концерта стала премьера Вокального цикла на стихи современной московской поэтессы Инны Кабыш для сопрано и фортепиано «Белый гусь» (исп. – Яна Павлова, фортепиано – Лариса Билецкая). Название цикла родилось из одноимённого стихотворения поэтессы, а само произведение появилось в 2019 г. Вообще вокальным циклам композитора, как правило, предшествует какое-то случайно-интуитивное столкновение с творчеством того или иного поэта. Так было и на этот раз. Зайдя в книжный магазин, композитор случайно увидел сборник стихов, к которому сама собой потянулась рука. И прочитав несколько стихотворений, он сразу уловил их основную тему – потерянная любовь одиночество, женское отчаяние. Так родился вокальный цикл, состоящий из 4-х частей.

Завершающим номером концерта прозвучали «Джангр-вариации», сюита по калмыцкому эпосу «Джангр» для русского оркестра (исп. – Русский оркестр им. Вячеслава Махова Астраханской государственной филармонии, худ. руководитель и дирижер – Елена Серединцева). Первоначально сюита была написана для калмыцкого оркестра в 1987 г. Но исполнение в Калмыкии не состоялось, и в 2021 г композитором была сделана редакция для русского оркестра. Произведение состоит из 4-х частей:

1. Сумеру (в эпосе – это мифическая гора в центре мира)

2. Богдо (это высший титул верховного хана Джангра – его называли или Богдо-хана, или Богдо)

3. Жёлтые богатыри (статусом «жёлтый богатырь» в калмыцком эпосе наделялись лучшие воины)

4. Цаган Сар – праздник встречи весны, когда смелый степной суслик первый раз показывает свою мордочку из норки навстречу весеннему солнцу.

Сюита посвящена ученику и другу композитора Сергею Михайловичу Настинову, который в течение 24-х лет возглавлял Элистинское музучилище.

Исполнительский состав концерта доставил публике много удовольствия. На сцене блистали лучшие астраханские музыканты, лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

Е. Соболева, кандидат философских наук,

доцент кафедры общегуманитарных дисциплин АГК

Фото – К.В. Гузенко