11 марта в Астраханской консерватории прошел авторский вечер Юрия Петровича Гонцова. Он был посвящён 55-летию АГК и 35-летию Астраханского союза композиторов, который со дня своего основания, под председательством А.И. Блинова, и поныне, под председательством К.В. Гузенко, является творческой мастерской и союзом астраханских композиторов и музыковедов. Но, несмотря на значительность памятных дат, авторский вечер стал вечером именно камерного концерта, так как прозвучавшие на нём произведения – как будто из страниц дневника композитора. Это был откровенный разговор о внутренних переживаниях, которые каждый может спроецировать на себя, а потому для слушателя представленные образы и идеи были так доверительны и психологичны. Одной из интересных особенностей вечера явилось ещё то, что все произведения, прозвучавшие на концерте, имели адресата – то есть были посвящены друзьям и коллегам, исполнителям и вдохновителям.
Интродукцией авторского концерта стала Прелюдия и фуга ля мажор из цикла «24 прелюдии и фуги для баяна», работа над которыми была закончена в 1989 году. Посвящен цикл Борису Михайловичу Егорову, профессору Российской академии музыки им. Гнесиных, который преподавал методику молодому студенту Юрию Гонцову. Можно сказать, что именно с легкой руки педагога появилась идея написания этого цикла, которая была осуществлена уже в стенах Астраханской консерватории. Цикл поначалу задумывался как музыкальное приношение полифонистам прошлого – Баху, Генделю, Чайковскому, Шостаковичу. Однако, название «Музыкальное приношение» уже было использовано Р. Щедриным и сочинение получило традиционное название – «24 прелюдии и фуги…». Несмотря на параллели с барочной музыкой, цикл наполнен цитатами из народных песен. Так, тема фуги, которая прозвучала на концерте, основана на астраханской русской народной песне «Мы блинов давно не ели». Исполнил прелюдию студент 1 курса кафедры народных инструментов, лауреат всероссийского и международного конкурсов Егор Елькин, который расположил к себе публику необыкновенной лёгкостью, но вместе с тем вдумчивостью исполнения.
Продолжила концерт Соната №1 для баяна, написанная в <st1:metricconverter productid="«1974">1974 г</st1:metricconverter>. во время работы композитора в Киргизском институте искусств. Произведение поначалу никому посвящено не было. Но после знакомства с В.В. Ромадиным, которого с уверенностью можно назвать основоположником астраханской баянной школы, и его заинтересованности в баянной музыке молодого композитора (класс студентов Ромадина начал исполнять всю написанную Юрием Гонцовым баянную музыку того времени), Соната №1 нашла своего адресата. Произведение написано в классической трёхчастной форме: 1 часть – сонатное аллегро, 2 ч. – фуга с речитативом, 3 ч. – токката. Исполнил сонату студент 2 курса кафедры народных инструментов, лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Ерёмин, продемонстрировав публике виртуозностью игры и понимание глубокой психологичности образов произведения.
Нужно отметить, что на концерте прозвучало 4 премьерных исполнения. Первая премьера – сочинение с колоритным названием «Похищение Европы» (соната для трио кларнетов в 3-х частях). Соната была написана в 2017 году на античный греческий сюжет, однако вдохновляющим источников стала древнеримская версия, где похитителем прекрасной девы по имени Европа, дочери царя Агенора, явился сам могучий бог Юпитер, принявший облик быка. Сочинение задумывалось для участников фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани» – Мишеля Маранга (Голландия), Стефана Вермейерша (Бельгия), Виктора Смиховского (Астрахань). Собственно, посвящено это сочинение именно Виктору Сергеевичу Смиховскому, блестящему музыканту, ныне профессору Астраханской консерватории, который, начиная с 1990-х годов и по сей день, является неизменным исполнителем музыки Юрия Гонцова. Каждая часть произведения имеет название:
1 часть — «Сон Европы»,
2 часть – «Игры Европы»,
3 часть – «Похищение Европы».
Исполнили сонату Виктор Смиховский, лауреат международных конкурсов, Даниил Резниченко, лауреат всероссийского и международных конкурсов и Малик Исмайлов, лауреат всероссийского конкурса. Исполнение этого оригинального произведения было настолько блестящим в плане ансамбля, продуманности образов и их реализации, что по окончании было жаль, что прозвучала финальная нота. Подумалось, что было бы замечательно, если б в консерватории появился ещё один творческий коллектив, тем более что слаженность исполнения у музыкантов уже есть!
Вторая премьера вечера – 6-я соната для баяна, написанная в 2023 году, также была посвящена блистательному музыканту – Дмитрию Валерьевичу Соловьеву, который будучи студентом 1 курса Астраханской консерватории, участвовал в авторских концертах композитора и явился первым исполнителем трёх произведений. В знак благодарности музыканту композитор давно задумал посвящение, которым должна была стать именно 6-я баянная соната. Так родилась «Соната северных песен», её тематической основой стали интонации старых северно-русских песен. Это слитно-сюитная композиция с чертами свободной сонатной формы. Исполнил произведение Дмитрий Соловьев, лауреат всероссийских и международных конкурсов, доцент кафедры народных инструментов Астраханской консерватории, в который раз поразивший публику необычайной глубиной и артистизмом исполнения, подкреплённого виртуозным владением инструментом.
Третьей премьерой вечера стал вокальный цикл на стихи турецкого поэта Назыма Хикмета «Сумеречный Стамбул» для баритона, скрипки, альта, виолончели и фортепиано, написанный в 2018 г. (посвящение – Е.А. Соболевой). В цикле в какой-то степени отражены факты личной биографии Назыма Хикмета – драмы его семейных отношений. Поэтому основная тема цикла – одиночество, разлука с любимой семьей и родиной, потерянный рай. Сам поэт прожил очень тревожную жизнь. Будучи по убеждению коммунистом и горячо любившим Советский Союз, он был репрессирован и посажен в тюрьму. Хикмету удалось бежать из заключения, его на лодке доставили в Грузию, оттуда в Москву, которая стала для поэта не только убежищем, но и второй родиной, где он прожил до конца своих дней. И только разлука с семьей, оставшейся в Турции, была тяжким грузом, омрачавшим жизнь. Советские власти организовывали ему встречи с женой в Париже, где супруги могли хотя бы некоторое время провести вместе. Эти переживания запечатлелись в тех стихах поэта, которые легли в основу вокального цикла, состоящего из 4-х частей:
1 часть – «Париж без тебя» – о томительном ожидании встречи с любимой;
2 часть – «Я люблю тебя!» – апофеоз любви;
3 часть – «Летние дожди» – воспоминание о первой встрече;
4 часть – «Новый год» – состояние одинокого праздника, где нет смеха и голосов любимых и близких людей.
Исполнили вокальный цикл прекрасные музыканты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, студенты и преподаватели Астраханской консерватории — Александр Лисовой (вокал), Светлана Голубятникова (скрипка), Анна Аншакова (альт), Ирина Воробьёва (виолончель) и блистательная Лариса Билецкая (фортепиано), дирижировал Нурлан Сундетов.
Вокальный цикл был, пожалуй, психологической кульминацией концерта, где слово и музыка слились в драме человеческого бытия, а четыре части произведения, подобно четырём временам года отразили переживания целой жизни.
Завершила концерт ещё одна премьера – Триптих для домры и баяна «В созерцании…», написанный совсем недавно, в 2023-м году. Произведение возникло как отклик на совместную работу композитора со студентами 1-го курса в классе ансамбля. Оно, по сути, посвящено молодому поколению – активному, смелому, играющему и откликающемуся на творческие идеи. Однако и адресатов посвящение имеет – это первые исполнители триптиха, студенты 2 курса кафедры народных инструментов Астраханской консерватории Ксения Савинова и Александр Ерёмин. Три части сочинения контрастны друг другу:
1 часть – метафизична, здесь слышится погружение в глубокое размышление, диалектический прорыв к поиску истины, как последнего предела;
2 часть – Рerpetuum Mobile, борьба двух основных начал – созидательного и разрушительного, тот же поиск истины, только не через размышление, а через активность действия;
3 часть – созерцательная медитация, ощущение сопричастности Высшему началу, и как долгожданный результат – просветление.
Исполнили триптих лауреат международного конкурса Ксения Савинова и лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Ерёмин. Нужно сказать, что публика была очарована сыгранностью дуэта молодых музыкантов и искренностью выражения музыкальной мысли. Медитативная музыка третьей части, закругляла идею камерного концерта – разговора о самом сокровенном.
В заключении хочется отметить, что авторские вечера являются давней традицией Астраханской консерватории, подготовка к которым стимулирует астраханских композиторов к написанию музыки и открытию новых музыкальных имён у исполнителей, ну а зритель всегда оценит по достоинству мастерство и глубину авторского замысла!
Соболева Е.А., кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Астраханской консерватории
Фото – доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории К.В. Гузенко