12 декабря 2024 года в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова состоялась Всероссийская научная конференция «Наука о гармонии в ХХI веке: категориальный аппарат и стратегия развития. Идеи Т.С. Бершадской в музыкознании». Ежегодная научная конференция, посвященная выдающемуся ученому и педагогу, воспитавшему не одно поколение учеников, доктору искусствоведения, профессору Татьяне Сергеевне Бершадской, стала знаковой. В 2022 году консерватория отметила 100-летний юбилей, до которого Татьяна Сергеевна не дожила несколько месяцев. Будучи человеком энергичным, обладающим широкой эрудицией и положительным взглядом на окружающий мир, она оставила в памяти тех людей, кто ее знал, неизгладимое впечатление. Это был поистине творческий человек: она не только занималась научной деятельностью, но и писала стихи, которые с удовольствием читала наизусть, и всегда поражала общительностью, эмоциональностью и доброжелательностью. С Татьяной Сергеевной я познакомилась благодаря своему научному руководителю Марку Генриховичу Арановскому, у которого училась в аспирантуре. Татьяна Сергеевна выступила на моей защите в качестве оппонента кандидатской диссертации. Именно Татьяна Сергеевна дала мне путевку в научную жизнь. До сих пор помню доброжелательный отзыв и ее психологическую поддержку на защите. После защиты мы постоянно поддерживали связи: я ездила к Татьяне Сергеевне на курсы повышения квалификации, посещала ее индивидуальные занятия по гармонии, встречала летом в Астрахани, когда она приезжала на теплоходе.
Конференция открылась приветственным словом кандидата искусствоведения, проректора по научной работе Тамары Игоревны Твердовской, отметившей важность проведения мероприятия, посвященного выдающемуся отечественному музыковеду, деятельность которого неразрывно связана с Санкт-Петербургской консерваторией. В докладах участников конференции сквозная тема – категориальный аппарат и стратегия развития гармонии в ХХI веке – прозвучала в каждом из выступлений, приобретая различный оттенок, что позволяет говорить о целенаправленности и концептуальности мероприятия. Так, в докладе Андрея Владимировича Денисова, доктора искусствоведения, профессора кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории, были рассмотрены репрезентативные функции гармонии в цитатах-аллюзиях; Елена Викторовна Титова, заведующая кафедрой теории музыки, кандидат искусствоведения, профессор, свой доклад посвятила проблеме стиля в гармонии Т.С. Бершадской «Стилевые векторы в гармонии Т.С. Бершадской как оппонент «дезинфекции» М.П. Мусоргского». В докладе Елены Викторовны Романовой – кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки, проблемы гетерофонии и полипластовости рассматривались в аспекте использования научной методологии Татьяны Сергеевны в практике отечественного музыкознания. Основной темой доклада Петра Анатольевича Чернобривеца – кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки – стала проблема универсализма теории Т.С. Бершадской. Выступление Даниила Владимировича Шутко – кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки, было посвящено анализу концепции темброфактуры Юрия Каспарова в свете учения Татьяны Сергеевны Бершадской. Два доклада Елены Игоревны Фалеевой, кандидата искусствоведения, доцента и Нины Александровны Бергер, доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки, были посвящены теме воплощения идей ученого в музыкально-практической деятельности вуза. Доклад Григория Ивановича Лыжова – кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского затронул проблемы хроматизации фригийского лада в сочинениях Г. Шютца и Г. Шайна.
Значительный вклад в изучение наследия Т.С. Бершадской внесли Мария Сергеевна Власова, заведующая научной музыкальной библиотекой консерватории, и Лариса Алексеевна Миллер, заведующая научно-издательским отделом рукописей консерватории, собравшие архивы Т.С. Бершадской и А. Л. Биркенгоф и представившие участникам конференции презентацию издания этих архивов.
Свой доклад я посвятила эволюции гармонии в творчестве Шостаковича, подчеркнув переход звукосистемы композитора от монтажного метода построения к двенадцатитоной организации, обозначив его как «Дмитрий Шостакович: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам».
В завершении обзора интересной и содержательной конференции хочу обратиться к интервью одного священника, у которого спросили: какой грех Вы включили бы еще в перечень смертных грехов, на что он ответил – неблагодарность. Конференция в память о Татьяне Сергеевне Бершадской, проведенная в Санкт-Петербургской консерватории, это знак не только глубокого уважения к ученому, но и огромная ей благодарность за все, что она сделала для развития нашего отечественного музыкознания!
Л.В. Саввина, доктор искусствоведения,
профессор заведующая кафедрой теории и истории музыки
Астраханской государственной консерватории