Всего неделю или дней десять назад на «афишном» стенде в фойе консерватории появились две скромные, но достаточно красочные небольшие афиши-приглашения на две Творческие встречи с Константином Гузенко – в субботу 7 декабря в 16.00 и 8 декабря в 11.30 – как два отделения одного концерта (вторая афиша анонсировала фольклорную программу и прежде всего  Театр кукол К.В. Гузенко «Балаган-чик»), входя в декабрьский цикл концертов, научных конференций и других мероприятий 55-го юбилейного года Астраханской государственной консерватории. Константин Владимирович Гузенко в 2024 году, как многие из консерваторцев, имеет еще и свои юбилейные даты, значимые для его творческой активной и весьма разнообразной деятельности, ибо они оказываются особыми вехами на основной профессиональной дороге.

Творческая деятельность Константина Гузенко оказалась полифоничной, насыщенной постоянно возникающими «контрапунктами». Даже две основные сферы, – «официально признанные» членством в творческих союзах –   музыковедение и журналистика (уточню ее доминанту: «музыкальная журналистика», это определение для нас более точное и широкое, нежели «музыкальная критика») постоянно обрастали своими контрапунктичными линиями, в самых разных экспериментах и формах (внешне иногда казалось бы) малосопоставимых, но у Гузенко они всегда взаимодополняющие и в целом создающие особую личностную сферу (подчеркну: не только духовную, но и практически действенную) как неотъемлемую часть жизни. Перечисление его увлечений и интересов именно в профессиональной сфере займет больше нескольких страниц, но удостоверяю: всё, что делает Константин Владимирович Гузенко, он делает с полной мерой личной ответственности и профессионально. На Творческом вечере 7 декабря иллюстративно, режиссерски деликатно и интеллигентно Константин Гузенко лишь обозначил некоторые события своей жизни в важных для него сферах, очень кратко-информативно, живо, интересно-завлекательно и добро-талантливо, со всеми вариантами тембровых и динамических градаций о них рассказывая собравшимся в Малом зале Астраханской консерватории.

К.В. Гузенко искусно сплёл в единый венок темы собственной семьи (особо отмечу генеалогический фото-альбом), начала и продолжения пути в музыке, темы Астраханской консерватории и кафедры теории и истории музыки, истории культуры Астрахани, театра, поэзии, бардовской песни, песенного фольклора и многожанровой музыкальной России, попутно показывая разные материалы из своего личного фото- и видео- архива, сохраняющего на протяжении нескольких десятилетий все значимые события культуры и искусства Астрахани.

А начался творческий вечер Константина Гузенко, как всегда, оригинально: поставил на стул перед сценой свой расписной «фольклорный» чемоданчик и достал из него мягкую игрушку – … верблюда, рассказав тут же занимательную историю о его приобретении, докучную сказку «Шел один верблюд» и завершил совершенно неожиданно «соло» верблюда, которое вызвало улыбки, смех и особую доверительную атмосферу в зале (Гузенко – мастер заинтриговывать-заинтересовывать публику неожиданностями). Но невозможно всё пересказывать то, что затеяно в устной форме. Кратко лишь перечислю акцентные «странички» – творческие подношения друзей Константина Владимировича Гузенко, которые перемежали его рассказы о самом разном.

Первой такой «страничкой» стало выступление Трио им. А. Аренского (Наталья Омяльева, Инна Новикова, Александр Стрельченко, великолепно исполнившего первую часть Трио № 2 d-moll композитора рубежа XIX-XXвеков Карла Навратила. Два музыкальных «эпизода» в «рондальной» композиции Творческого вечера (о 35-летии Астраханской организации Союза композиторов России) представили контрастную по стилям музыку современных композиторов Александра Рындина (Астрахань) и (Санкт-Петербург/Астрахань). Глубокое эмоционально-сосредоточенное сочинение Александра Рындина прозвучало в аудиозаписи и не случайно: оно посвящено Константину Гузенко. Петр Иванов сам исполнил две своих пьесы для фортепиано «Элегия» и «Прогулка». Чуть позже прозвучал «Романс» Амона Хамдамова для виолончели и фортепиано в исполнении студентов консерватории (виолончель – Оятулло Субонов, фортепиано – Сергей Раевский).

Иная сфера, иные настрой и ассоциации, воспоминания… Эпизод рассказов с сюжетом «Мы – астраханцы»: о людях Астрахани, с кем встречался, о работе на Радио… Так плавно в сюжете возникла тема авторской/ бардовской песни. С гитарой вышел Станислав Малов, давний уже выпускник нашей кафедры теории и истории музыки, с песнями своего сочинения на стихи астраханских поэтов: «Астраханцы» на стихи Александра Сахнова, «Брод» (стихи Бориса Свердлова), Станислав Малов также спел две песни любимого многими (с ним К.В. Гузенко тоже знаком) Олега Митяева «Француженка» и «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и не подпевать которой, наверное, невозможно…

От авторской/бардовской песни был естественен переход к темам фольклора, экспедициям, а также молодежному ансамблю «Бударочка» и вертепному театру кукол «Балаган-чик» – действующим творческим созданиям Константина Гузенко о чем было и есть что еще рассказать). Студентки недавно созданной Кафедры этномузыкознания и народного пения (заведующая кафедрой О.А. Иванова) класса Елизаветы Сергеевны Тыщенко выступили сольно: мелодически интересный астраханский вариант песни «Потеряла я колечко» спела студентка первого курса Наталья Литвинова, лирическую песню, записанную в Енотаевском районе Астраханской области спела студентка третьего курса Валерия Пересветова. Ансамбль солистов «Соловка» под руководством Александры Бельковой (выпускницы Астраханской консерватории) исполнили рыбацкие припевки с. Рассвет Астраханской области «Весло ставлю» и городской романс «Моряк», записанный в Волгоградской области (это исполнение отмечаю особо).

Естественно, что выступали на Творческом вечере Константина Гузенко прежде всего творческие друзья. Завершил эту линию артист театра Георгий Бутусов, прочитав несколько шедевров русской поэзии, и начал он выступление со стихов Э. Асадова и С. Есенина…

Каденцию встречи мы сделали с Константином Гузенко вместе…

Но как «полижанровому юбиляру» пришлось постоянно глиссандировать в недоговоренности, так и мне необходимо повторить этот прием, надеясь, что присутствовавшие помнят, а интересующиеся посмотрят чуть позже видеозапись этой очень интересной встречи на сайтах в интернете.  Вечер получился, многотемный, теплый, естественный и очень интересный. И хорошо, что он состоялся!

М.Г. Хрущева,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской государственной консерватории,

член Союза композиторов России

Фото – К. Гузенко