29 мая 2024 года в Астраханской государственной консерватории состоялась Международная конференция «Межэтнические отношения и межкультурный диалог в полиэтнических регионах» в рамках научно-образовательного конгресса «Каспий-2024».

В работе конференции приняли участие представители исполнительных органов власти, историки, политологи, социологи, фольклористы, этномузыковеды зарубежья (республик Монголия, Казахстан), регионов России (республики Дагестан, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда, Краснодара, Саратова, Челябинска).

Участников конференции приветствовал заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Астраханская государственная консерватория» А.В. Мостыканов.

Модераторами выступили – первый заместитель начальника управления по внутренней политике Администрации Губернатора Астраханской области, кандидат исторических наук А.В. Сызранов; кандидат искусствоведения, проректор по науке и молодежной политике Астраханской государственной консерватории А.Р. Усманова.

Астраханская область была представлена преподавателями Астраханской государственной консерватории: кандидатом искусствоведения, проректором по науке и молодежной политике А.Р. Усмановой, доцентом кафедры теории и истории музыки К.В. Гузенко, заведующим кафедрой народных инструментов, профессором С.А. Соколовым, заведующей кафедрой народного пения и этномузыкологии О.А. Ивановой, преподавателем Е.С. Тыщенко.

С докладами выступили преподаватели Астраханского филиала РАНХиС (кандидат политологических наук доцент И.Ш. Идрисов), колледжа культуры и искусств (преподаватели Д.К. Джумаева, Е.С. Тыщенко), Астраханского областного научно-методического центра народной культуры (методист А.Р. Грачева). Первая часть конференции была посвящена роли межкультурного диалога в студенческой среде и роли студентоцентрированного обучения в вузе: выступления А.Р. Усмановой (Астраханская государственная консерватория) и доктора искусствоведения Н.Ю. Киреевой (Саратовская государственная консерватория).

«Художественно-педагогические принципы М. И. Гринберг в контексте традиции отечественной фортепианной школы» нашли отражение в докладе старшего преподавателя 46 кафедры (фортепиано) Военного института (военных дирижеров) Военного университета им. Князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации А.А. Платоновой (г. Москва).

 

Национальное исполнительство было избрано объектом докладов А. Таттибайкызы («Казахский кобыз и его внедрение в казахстанской системе образования» (г. Атырау), В.А. Учуровой (г. Реутов Московской области) «Горловое пение как вид вокального искусства республики Калмыкия»), исполнителя горлового пения А.Х. Чарыева.

Проблемам архивации и актуализации форм фольклора посвящены доклады О.А. Ивановой («Исследование архивных материалов: музыкальный фольклор  разнонациональных сообществ в Астраханской области»), кандидата исторических наук, начальника отдела нематериального культурного наследия ГБУК «Волгоградский областной центр народного творчества» С.Ю. Пальгова Нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации на территории Волгоградской области»); ведущего методиста отдела традиционной культуры ГБУК АО «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры» А.Р. Грачевой («Фольклор севера Астраханской области на примере села Солодники Черноярского района»); кандидата политических наук, директора НОЦ пространственного развития при Президентской академии г. Астрахани Э.Ш. Идрисова («Эпическое наследие ногайцев как ресурс этнического воспроизводства в современности: на примере рок-оперы “Девять рапсодий Эдиге” Дамира Якубова»); кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Туркменистана, зав. аспирантурой Российского института истории искусств, профессора (г. Санкт-Петербург) Н.Н. Глазуновой («Музыкальные традиции прикаспийских туркмен: факты и интерпретации»); преподавателя Астраханского колледжа культуры и искусств Д.К. Джумаевой («Историко-культурное наследие как условие для современного этнокультурного развития ногайцев»); студентки IVкурса кафедры народного пения и этномузыкологии Астраханской государственной консерватории Р.Р. Фатфуллиной («Традиционная культура астраханских туркмен»).

Необходимость приобщения обучающихся – как студентов вузов, так и ДМШ, ДШИ, к традиционной народной культуре посредством фольклорно-этнографических экспедиций была акцентирована в докладах методиста отдела нематериального культурного наследия Волгоградского областного центра народного творчества, заведующего народным отделом МОУ ДО ДШИ № 11 г. Волгограда, руководителя детского фольклорного ансамбля «Журавушка» В.А. Шилкина; преподавателя Астраханского колледжа культуры и искусств и кафедры народного пения и этномузыкологии Астраханской государственной консерватории Е.С. Тыщенко.

Мысль о единстве народного и профессионального искусства, музыки устной и письменной традиций стала основной в выступлении профессора, композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного деятеля искусств республики Калмыкия, члена Союза композиторов РФ, Лауреата премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича В.А. Чернявского (г. Краснодар).

Краеведческий аспект музыкальной журналистики Астрахани был представлен в докладе доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, председателя АРО ВОО «Союз композиторов России» К.В. Гузенко

Смысловая трактовка монгольской этнохореографической традиции получила освещение в выступлении студентки Iкурса кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской государственной консерватории Энзул Ивээл (гражданки республика Монголия).

Музыкальным приветствием стало произведение А. Репникова «Напев и частушка», прозвучавшее в исполнении лауреатов международных и всероссийских конкурсов А. Мордяшова (балалайка) иЛ. Билецкой (фортепиано).

На Конференции прозвучали двадцать очных докладов. Охват участников составил 65 человек. Были освещены следующие исследовательские аспекты: вопросы межэтнических связей и диалога культур народов и этнических групп, населяющих астраханский регион (русские, включая казачество, татары, казахи, ногайцы, калмыки, туркмены, народы Северного Кавказа), национальное в творчестве профессиональных композиторов, взаимодействие фольклора и композиторских стилей, история возникновения этнических групп, жанрово-стилевые особенности музыкально-поэтического фольклора.

В конце заседания, по итогам работы двух частей конференции были подведены итоги плодотворности проведения подобных конференций с участием ученых смежных наук. Была выработана общая позиция в понимании необходимости межведомственного взаимодействия по вопросам развития единого этнокультурного пространства регионов России; обеспечения исторической культурной преемственности поколений, сохранения и развития музыкальной культуры, культурного полилога народов, населяющих полиэтнические регионы России и ближнего зарубежья.

 

А.Р. Усманова, кандидат искусствоведения, проректор по научной работе

и молодежной политике Астраханской консерватории