Память – штука интересная. Оказывается, и она со временем меняется. Живущие только сегодняшним днем меня, скорее всего, не поймут. В Астраханской государственной консерватории я с 1976 года… Каждый раз входя в большую дверь, далее – по старинной лестнице вверх, проходя по просторному коридору в свой класс, здороваюсь с новым поколением вузовцев и невольно смотрю налево. Туда, где массивные двери украшены золотыми табличками с именами корифеев музыкальной культуры Астрахани. Играя на солнце, они напоминают о славной истории вуза, о людях, здесь работавших. Многих я знал лично. Вспоминаются их концерты, разговоры с ними о чем-то очень-очень важном. А еще – ведение концертов, записи интервью, фото. Время, порой, прошло уже много, а мне кажется, что как будто бы вчера...
18 сентября 2024 г. в большом зале Астраханской консерватории прошел концерт памяти профессора, заслуженного артиста России Эрвина Григорьевича Камалова, преподававшего на кафедре специального фортепиано АГК в 1971-2018 гг.
Память не отпускает его особую манеру игры, четкую по фразировкам и отточенную фортепианную технику. Как мы всегда восторгались его игрой!
А в памятном концерте 18 сентября играли уже ученики его учеников: взволнованно, с выражением и образным пониманием исполняемого. Не совсем так, как он, но с чувством, бережно к фактуре, настороженно и, в тоже время, откровенно. Как и должны играть профессионалы.
«Партита до-минор» И.С. Баха – непростая для любого исполнителя, с мелкой техникой, текучая и строгая… (исполняла студентка IIIк. Полина Дорофеева, класс доцента И.С. Михайлова). Далее – «Чакона ре-минор» И.С. Бах-Ф. Бузони – иные краски, более романтическая и напористая (студентка IIк. Маргарита Ефременко, класс доцента И.С. Михайлова). Л. ван Бетховен. «Соната Ми-бемоль мажор, ор.31 № 3 – уже для искушенной слушательской аудитории, с пиршеством тем, то с лирическими мимолетностями, то с грубым натиском, а то и с несколько фривольным, народного плана ритмом (студентка Vк. Анастасия Дударенко, класс доцента И.С. Михайлова).
Не стану лукавить, что я пришел на этот концерт, кроме всего прочего, послушать игру Ильи Михайлова, доцента Астраханской консерватории, солиста Астраханской филармонии. В его исполнении фортепианные миниатюры Р. Шумана «Детские сцены» прозвучали как маленькие театральные сценки: аккуратно, с уважением к композиторскому замыслу и все же с привнесением маленьких «своих» штришков (обожаю в романтической музыке звучащие паузы!). Когда зазвучали «Грезы», стало немного зябко, потому что концерт все же памяти. Несколько замедлив, как показалось, темп, рассказывалась история, и эта грустная пьеса стала своеобразной тихой кульминацией вечера. Никакая запись, даже очень совершенная, не сможет передать того ощущения печального отзвука прошлого, даже некой светлой безнадежности, которая охватила меня, сидящего близко-близко к сцене, на любимом втором ряду. И в какой-то момент показалось, что это играют тебе и для тебя, предлагают вспомнить что-то трепетно близкое, дорогое и, увы, потерянное.
Встревоженный, после концерта, пожимаю руку Илье Михайлову, с трудом нахожу слова, чтобы выразить свою благодарность еще и кафедре специального фортепиано, и всем педагогам, и студентам, кто пришел в этот вечер, вспомнил одного из наших золотых педагогов истории консерватории. И ничего, что пока на его классе, где он вел занятия, нет той золотой таблички. Имя Эрвина Григорьевича Камалова звучит в его учениках, коллегах и в новом поколении 55-летней Астраханской государственной консерватории.
К.В. Гузенко, доцент кафедры теории и истории музыки
Астраханской консерватории (текст, фото)