Завершается финальная концертная неделя 55-летия Астраханской государственной консерватории. Все кафедры на протяжении всего 2024 года концентрировали творческие достижения: музыковеды кафедры теории и истории музыки выступали на различных научных конференциях, публиковали научные статьи и книги, исполнительские кафедры проводили серии концертов – как сольных, так и ансамблевых (и историческое осмысление этого юбилейного года еще предстоит). Но я поделюсь впечатлениями только об одном концерте, который прошел 28 ноября 2024 года в большом зале Астраханской консерватории.
Содержание и драматургия концерта явили основные музыкальные сферы кафедры народных инструментов консерватории и самого оркестра: русская, отечественная и западно-европейская оркестровая классика, концерт для солиста с оркестром, ансамбли народных инструментов с оркестром. Очень важно, что в юбилейном концерте совместно выступили не только студенты и преподаватели – воспитанники консерватории, но и студенты музыкального колледжа – наши будущие студенты, т.е. сохраняется преемственность поколений музыкантов (это тема традиционно стабильна в Астраханской консерватории).
Концерт открыла музыка Петра Ильича Чайковского – оркестровая версия пьесы «Охота» из цикла «Времена года», следом прозвучал «Вальс-фантазия» М. И. Глинки. Меня постоянно восхищает в оркестровых аранжировках для Оркестра русских народных инструментов интонационное слышание Еленой Серединцевой русских песенных интонаций в самых разных партитурах русских композиторов, причем она их выделяет «почти невзначай, но слышимо» – то темброво, то легкой динамикой, а главное, что это не просто исполняют, но слышат сами оркестранты! Это её особый талант…
В своей второй интермедии между исполнениями произведений концертной программы ведущий концерт музыковед К.В. Гузенко акцентировал внимание публики на симфониях А. П. Бородина и некоторых важных для восприятия музыкальных особенностях тематизма в форме следующего произведения – Первой части Второй симфонии («Богатырской») А. П. Бородина. Признаюсь (уж простите за публикацию личного восприятия), что «перевод» звучания партитуры А. П. Бородина из симфонического оркестра в звучание Оркестра народных инструментов был для меня внове и я особо оценила не только тембровую, но и концептуальную трактовку Елены Серединцевой этой важнейшей, «инципитной» части симфонии Бородина в тоне жанра северно-русского былинного эпоса, без изначальной эмоциональной экзальтации (первая тема симфонии в интонациях былинного рассказчика, – что чутко и точно интонировала оркестром Е. Серединцева) в противовес симфоническим интерпретациям с мощным tuttiна forte, ставших стереотипными, – и дальнейшее развитие музыкального сюжета по законам эпического сказания со своими кульминациями – музыкальными и фактурными сгущениями tutti, тишайшими, почти неслышимыми pianissimo, контрастными динамическими сопоставлениями в естественной для русской тембровой природе… – и мы вдруг осознали истинную эпичность Второй симфонии А.П. Бородина в её первой части благодаря Елене Серединцевой и Оркестру русских народных инструментов Астраханской консерватории.
Балалайку в качестве профессионального концертного сольного инструмента с Оркестром русских народных инструментов мы услышали от Андрея Мордяшова (лауреата многих исполнительских конкурсов), достойного ученика профессора А.В. Мостыканова, в произведении А. Цыганкова «Деревенский праздник» (финал Концерта-симфонии для балалайки), в привычном уже виртуозном исполнении этого талантливого музыканта, очень чуткого ансамблиста как камерного, так и в соединении с оркестром.
Ансамблевое исполнение в унисон, т.е. в абсолютном технически и эмоционально-концептуальном единении в исполнении пьесы В. Кладницкого «Серебряные струны» (Вальс-посвящение В. Андрееву) на сцене большого зала консерватории представил Сводный ансамбль домристов студентов Астраханского музыкального колледжа имени М. Мусоргского и Астраханской государственной консерватории, руководитель – ТатьянаКислухина (выпускница 1986 года). Унисонность такого количества домристов в качестве исполнения (тем более в контрапункте с оркестром) было вне каких-либо претензий, что свидетельствует о художественности понимания сочинения и технической ответственности ансамблистов и руководителя ансамбля Татьяны Кислухиной. В составе Унисона домристов выступили студенты консерватории – Кадергулова Айна, Савинова Ксения, Кошманова Яна, Сиротина Антонина, Шайхутдинова Карина, Шалегина Анна, Сависько Ирина, Перевозчикова Ольга, Мухамедьяров Айсат, Бондарева Елизавета, Мажекенов Эдуард, а от музыкального колледжа им. М.П. Мусорского – Нефедова Арина, Худайбердиев Амади, Шутова Ирина, Новикова Алёна. Это исполнение (еще раз подчеркну) очень важно для передачи исполнительских традиций, связи поколений музыкантов, в сохранении исполнительской школы, уже созданной изначально и вновь традиционно создаваемой на протяжении уже более полувека в Астраханской консерватории на кафедре русских народных инструментов её руководителями.
Второй ансамбль, выступивший в юбилейном концерте, был своего рода новацией в программах, ибо мы услышали квартет гитаристов (Попова Ольга, Ворошилов Иван, Поноженко Маргарита, Суханова Алевтина) с Оркестром русских народных инструментов в едином исполнении сочинения Х. Родриго. «Андалузский концерт» для 4-х гитар с оркестром, I часть. (квартет гитар, руководитель Алевтина Суханова). Исполнение было выдержанно в стиле оригинала и составляло единое темброво-звуковое пространство.
Исполнение Интермедии из сарсуэллы «Свадьба Луиса Алонсо» Х. Хименес, с достаточно ясно структурированными разделами формы, представило испанско-романскую музыкальную сферу, ориентированную на национальные традиции.
Завершающий драматургический композиционный блок концерта возвратил в Россию, к оптимистической Увертюре Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта», он прозвучал в исполнении Оркестра русских народных инструментов Астраханской консерватории художественно и исполнительски профессионально.
В финале прозвучала версия для Оркестра русских народных инструментов хора «Славься» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин» / «Жизнь за царя». Это завершение концерта вызвало долгие-долгие овации и исполнение коды «на бис».
Замечательный концерт в Юбилейный год Астраханской консерватории – музыкальной подарок кафедры народных инструментов.
М.Г. Хрущева, кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории и истории музыки
Фото К.В. Гузенко