В историко-философском клубе Астраханской консерватории «Платонополис» прошел семинар, посвященный обсуждению одного из самых известных и читаемых диалогов Платона «Государство». В этом тексте представлена модель «идеального государства», которая в рамках таких политических моделей, как либерализм, консерватизм, анархизм, социализм, представляется весьма тоталитарной. Идеальное государство, где царит жёсткая цензура, разграниченность социальных групп, отмена семьи, частной собственности, свободного искусства, благодарным потомкам представлялось далеко не идеальным. Особенно интересно, что сам Платон жил в обществе прямо противоположном такой модели, хотя какие-то черты афинской демократии и социально-политического устройства Спарты безусловно проглядываются.
Однако, если вчитаться в эту древнюю «рекомендацию» по организации государственного пространства, где каждый гражданин целью своей жизни должен полагать принесения пользы общему делу, то можно обнаружить актуальнейшие проблемы, над которыми необходимо задуматься именно сейчас, когда глобальный мир, зашедший гораздо далее «красной черты», кажется, утратил то, что пытается постичь великий философ – содержание главной общей добродетели, без которой немыслимо существование государства – справедливости. Попытка её осмыслить рождает определённые вопросы – это воздаяние должного каждому человеку, или выгода сильнейшего? А может быть несправедливым гораздо полезнее, чем справедливым? И как, исходя из принципа справедливости, разделить граждан государства на классы, соответственно потребностям и природным задаткам, а затем их труд также подчинить идее целесообразности разделения труда?
Еще одни важный вопрос – как воспитать в государстве воинов, готовых в любую минуту встать на защиту своего отечества? То есть, речь идёт не о простых функционерах, а людях с определёнными задатками, с одной стороны – яростных воителях, с другой – философах, преданность которых своему делу подкреплена не только иррациональным порывом защитника, но и рациональным пониманием важности сохранения Государства как основы человеческого бытия.
И особенно современно звучит проблема отбора правителей, так как по Платону «начальствовать должны самые лучшие». Какая судьба ожидает государство, если оно только тогда сможет быть жизнеспособным, когда им управляет тот, кто «считает, что польза дела – это и его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собственной удачей». Можно ли не согласиться с Платоном, что в правители «надо выбрать таких людей, которые, по нашим наблюдениям, целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей».
В предложенной дискуссии приняли участие студенты 2 курса Астраханской консерватории. Свои интерпретации содержания платоновского диалога изложили: Таисия Бирюкова, Алёна Жиркова (кафедра струнных инструментов), Карина Полякова, Елизавета Никишина, Екатерина Зварыгина, Саида Мамедова (кафедра сольного пения и оперной подготовки), Ольга Попова (кафедра народных инструментов), Ирина Радаева (кафедра хорового дирижирования).
Соболева Е.А., кандидат философских наук,
доцент кафедры общегуманитарных дисциплин
Астраханской консерватории