Проведение конференций – необходимая часть любого творческого вуза. И Астраханская государственная консерватория не является исключением. За многие годы ее существования выработалась устойчивая система, определились главные критерии, среди которых – актуальность рассматриваемых тем, творчество композиторов разных эпох, синтез жанров, особенности исполнительского искусства и новации в области педагогики разных звеньев профессионального обучения.
Основным движителем проведения конференций со дня основания Астраханской консерватории была и остается кафедра теории и истории музыки. Но, как и прежде, одним из главных критериев, по словам заведующего кафедры, доктора искусствознания, профессора Людмилы САВВИНОЙ остается их «научность, качественность подготовки и проведения, соблюдение исторически сложившихся принципов, еще заложенных одним из основателей вуза, профессором, доктором искусствознания М.А. Этингером».
В то же время, заметим, поиск новых форм, ориентация на современные тенденции – тоже не исключены. Поэтому в консерватории практикуются и другие, различные формы конференций. Например, «конференция-концерт», вузовские и межвузовские «студенческие конференции», конференции аспирантов и магистрантов, «НТСО-конференции», специализированные конференции исполнительских кафедр вуза и т.д.
Итоговой научной конференцией студентов и аспирантов кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории в заключительный день I семестра 2022/2023 учебного года стала творческая встреча, прошедшая 20 января 2023 года. На ней присутствовали педагоги Л.В. Саввина, И.М. Некрасова, Л.П. Казанцева, В.О. Петров, К.В. Гузенко, С.Г. Алеева, А.Р. Усманова, О.И. Поповская, М.Г. Хрущева, а также студенты и аспиранты вуза.
Так, студентка 3 курса Тамара Врадий предложила в своем выступлении обсудить «Целостность хоровых циклов В.Н. Салманова» (особенности достижения целостности, интонационные, драматургические, структурные особенности в оратории-поэме «Двенадцать», в хоровом концерте «Лебёдушка» и цикле Шесть поэм на стихи Н. Хикмета «Но бьётся сердце»»). Елизавета Дегтярева (4 курс) обстоятельно занимается проблемой «Образ Крыма в фортепианной музыке». Гусейнова Маисат (4курс) обозначила темой своего выступления своеобразную связь отдаленных эпох, а именно: «И.С. Бах в зеркале творчества современных композиторов». С большой заинтересованностью был выслушан доклад Аланы Аливердиевой (4 курс) о творчестве некоторых современных дагестанских композиторов: «Рамазан Фаталиев – композитор, запечатленный в своей музыке». «Фортепианные сочинения для детей удмуртского композитора Александра Германовича Корепанова» представила и анализировала студентка 5 курса Аида Сулбанова, Выпускница вуза Анастасия Тимошенко несколько лет занимается изучением творчества Р. Штрауса и свою тему на выступлении на конференции обозначила так – «Опера «Дафна» Р. Штрауса: античный сюжет и его музыкальное воплощение». Аспирант Иван Портовой много лет изучает так называемое «третье направление», то есть проблемой поиска связей и параллелей в мировой джазовой и академической музыки в исторической проекции. Его тема в вступлении была следующей – «Джаз и академическая музыка: пути стилистического синтеза в творчестве композиторов второй половины ХХ – начала ХХI вв.».
Все доклады, как и должно быть на научных конференциях, сопровождались продолжительными дискуссиями, вопросами рецензентов и ответами на сложные вопросы выступивших студентов и аспирантов и, затем, конкретными им рекомендациями по каждой заявленной теме.
А уже на прошедшем после научной конференции заседании кафедры теории и истории музыки прошло обсуждение ее деятельности и предстоящим конференциям во втором семестре учебного года. В том числе и посвященной ближайшему в начале февраля празднику «День российской науки». В связи с этим были обсуждены некоторые темы выступлений и даны задания членам кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории.
К.В. Гузенко,
доцент кафедры теории и истории музыки АГК