13 мая в Астраханской консерватории в рамках НТСО прошла научная студенческая конференция. Члены организационного комитета – доцент кафедры теории и истории музыки С.Г. Алеева, профессор кафедры теории и истории музыки, кандидат искусствоведения И.М. Некрасова и преподаватель кафедры теории и истории музыки И.А. Портовой (ведущий конференции).
В конференции приняли участие студенты разных курсов и отделений – не только музыковеды, для которых такой формат выступлений привычен, но и пианисты, вокалисты, народники. Перечень тем, затронутых в докладах, весьма обширен:
- музыка и кино (В. Земсков и К. Шушпанова – «Музыка в кино»);
- произведения композиторов Кавказа (Л. Габибуллаева – «Две фортепианные пьесы на даргинские темы из “Дагестанского альбома” Мурада Кажлаева);
- культура и быт религиозных общин (К. Тулупова – «Научные исследования о молоканах: антропология, фольклористика»);
- творческие портреты исполнителей (Е. Малышева и А. Поплавский – «Михаил Плетнев: пианист и дирижер»);
- обзор оперных постановок (А. Михайлова и Е. Никишина – «”Травиата” Дж. Верди: режиссерские решения»);
- вопросы культурологии (М. Гусейнова, А. Аливердиева, Е. Дегтярева – «Постмодернизм в искусстве XXвека»);
- внемузыкальные концепции современных композиторов (А. Полихрониди – «Числовая модель в сочинениях Дмитрия Курляндского».
Сообщения студентов сопровождались иллюстративными материалами – отрывками из фильмов, видеозаписей концертов и спектаклей, редчайшими архивными фотографиями. Отметим и эпизоды сопровождения доклада исполнением фрагментов музыкальных произведений на фортепиано. Все это позволило слушателям (среди которых были не только сами докладчики, но и их однокурсники, пришедшие поддержать выступающих) погрузиться в тематику каждого доклада, проникнуться его атмосферой.
Не редкостью оказались и вопросы по темам сообщений, задаваемые как педагогами, так и студентами; это говорит об интересе, проявленном слушателями по отношению к тому, что звучало и было показано в аудитории. Некоторые вопросы и вовсе привели к своеобразным дискуссиям, диалогам между студентами и педагогами.
Конференция стала хорошим примером обмена мнениями и точками зрения между студентами вуза. Надеемся, что интерес учащихся к подобным мероприятиям не ослабнет и в дальнейшем.
*****
Подведены итоги и внутривузовского конкурса рецензий студентов консерватории, сбор работ на который проходил в течение апреля – мая. Отрадно, что в данном конкурсе приняли участие студенты не только музыковедческого, но и исполнительских факультетов.
Iместо присуждается Антону Богданову, студенту IIIкурса кафедры специального фортепиано, за рецензию на спектакль «Вдох-выдох», поставленный в Астраханском драматическом театре. Данная работа написана весьма богатым языком, при этом автор от начала и до конца придерживается строгого стиля текста, не вдаваясь в сугубо личные впечатления, которые бы сводили на нет весь деловой тон рецензии как жанра. Отметим внимание автора ко всем граням описания спектакля: от сценографии до музыкального ряда, от сюжета до игры актеров.
IIместо делят между собой Лариса Проскурякова, студентка IIIкурса кафедры специального фортепиано, и Вячеслав Земсков, студент I курса кафедры теории и истории музыки. Оба конкурсанта представили рецензии на концерт под названием «Голос фатума», прошедший в Астраханском театре оперы и балета и посвященный 140-летию со дня рождения Игоря Стравинского. Стоит обратить внимание на разные акценты, сделанные авторами в текстах на одну и ту же тему; события, происходившие на сцене, очевидно, были восприняты ими по-разному и пропущены через призму собственного восприятия. Авторские суждения, проникнутые вниманием к деталям, оформлены грамотно и весьма легко воспринимаются при чтении, что немаловажно в жанре рецензии.
Отдельно следует сказать о работе Ивана Горбунова, студента IIIкурса кафедры специального фортепиано, на тот же «Голос фатума». Несмотря на то, что по жанровым признакам текст не принадлежит к рецензиям и, следовательно, не соответствует главному конкурсному критерию, следует отметить яркий, оригинальный язык автора, который становится настоящим достоинством работы, пусть и не получившей какое-либо место. Упомянем и Екатерину Зварыгину, студентку Iкурса кафедры сольного пения и оперной подготовки, которой принадлежит рецензия на астраханскую постановку балета «Лебединое озеро» – в данном конкурсе это единственная работа, посвященная балетному жанру.
Иван Портовой, преподаватель кафедры
теории и истории музыки,
руководитель НТСО Астраханской консерватории