Вспоминая особые концерты, которые мне довелось представлять со сцены большого зала Астраханской государственной консерватории, отмечу недавний – «Слияние миров». Он прошел еще 22 декабря 2021 года в консерватории, но в памяти до сих пор сохраняется некое «послевкусие» от услышанного, и скорее всего из-за на первый взгляд странного эффекта, сочетания, казалось бы, несочетаемого: трепетность и, одновременно, бравурность исполненных сочинений. В аннотации к концерту на это было указано особо. Читаем: «Европейская музыкальная традиция и русская музыкальная культура. Самый большой, технически сложный музыкальный инструмент и русский народный инструмент. Орган и балалайка. Думали ли вы, что это возможно в одном концерте? Слышали ли вы орган и балалайку вместе, вживую?».

В этот вечер на сцену вышли лауреаты всероссийских и международных конкурсов Наталия Муравьева (орган) и Леонид Бутаков (балалайка).

Сочетание инструментов, согласитесь, сколь необычно, столь и редко встречаемое в концертной практике. И, пожалуй, в этом смысле, первопроходцами можно смело назвать именно наших, астраханских мастеров, педагогов Астраханской консерватории. Право заявлять так позволяет и то, что подобное ансамблевое сочетание для них не внове, ведь на протяжении нескольких лет они регулярно включали свой дуэт в концертные программы. И, собственно говоря, постепенно приучили слушателей к такой современной форме ансамблевой игры. Из первоначального, осторожного и даже настороженного эксперимента, это в результате стало устойчивой их практикой!

В программе концерта 22 декабря прозвучали:

1. И.С. Бах. Токката и фуга ре минор

2. Ф. Обер. Жига (дуэт)

3. П. Сарасате. Хабанера (дуэт)

4. А. Вьетан. Тарантелла (дуэт)

5. С. Франк. Хорал ля минор

6. Н. Брунс. Прелюдия соль мажор

7. О. Янченко. Медитация

8. Н. Будашкин. Концерт 1ч. (дуэт)

9. Л. Боэльман. Токката

10. А. Пьяцолла. Смерть ангела (дуэт)

11. Н. Паганини. Венецианский карнавал (дуэт)

12. И. Тамарин. Кубинский танец (дуэт)

Набор, как понятно из этого перечисления, пестрил именами, как авторов далеких времен, так и современных композиторов. Причем, отметим, что аранжировка и обработка звучащего материала принадлежала прежде всего самим исполнителям. И это еще одна особенность концерта. Далее, помимо слов благодарности от слушателей и коллег, обилия букетов цветов (и это в самый разгар зимнего периода!), Леонид Бутаков в завершение концерта получил Премию (знак и диплом) им. Бориса Клюзнера, учрежденную Астраханским региональным отделением «Союза композиторов России». И теперь в семье Бутаков-Муравьева будет два лауреата разных лет (2020/2021).

Я, как Ведущий, с удовольствием и некоторым волнением представлял заявленную программу этого концерта. И обратил внимание на не только типичные для инструмента величественное и утонченное звучание органа, но и на особую исполнительную технику Наталии Муравьевой, очень точечную, продуманную, логически выстроенную эволюцию в содержании каждого произведения, строго регламентированную и неожиданно акцентную метроритмику. Поясню. Часто до этого слушая на концертах орган Астраханской консерватории, я ловил себя на мысли, что в столь акустически объемном зале играемые композиции как-то «размазываются», гудят, даже своей мощью подавляют слушателей. Но в этом концерте, к удивлению, подобного ничего не было! Да, гремели басы, да космические верхние «тихие» регистры тоже имелись, но звучало все это четко, тонко и прозрачно, отдельно, органично, и уж точно не сумбурно, вязко.

Виртуозное владение балалайкой Леонидом Бутаковым известно астраханцам, оно и в этот день завораживало, и ничуть не напрягало. Только потом приходило осознание, что партитура играемых сочинений достаточно сложна, что мастер в техническом оснащении превосходен и не ограничен в создании необходимого ему образного состояния композиций. Казалось, что инструмент создан для сольных партий, которому изначально аккомпанирует величественный орган. Но они ведь разделены эпохами, культурами стран, композиторскими приемами и идеями! Как? Почему так неожиданно соединилось, сплелось? Загадка, над которой надо еще поразмышлять музыковедам.

Итак, пожалуй, в самом прекрасном концертном зале нашего города, в консерватории, прошел, уже ставший памятным, концерт двух мастеров. Сохранились фото, видеозапись происходящего в этот вечер концерта «Слияние миров». Когда-нибудь, возможно, его фрагменты увидят и другие.

Слияние исполнительских и слушательских душ (скрещение душ), человеческих и космических миров явно состоялось. Наталья Муравьева и Леонид Бутаков в этот вечер сделали все, чтобы мы вновь удостоверились, что именно в красоте и гармонии, классике и есть спасение заблудших в хаосе повседневности людей мира.

 

Константин Гузенко,

доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории,

Председатель Астраханского регионального отделения «Союза композиторов России» (текст, фото)