Ректорат и профессорско-преподавательский состав Астраханской консерватории выражают глубокие и искренние соболезнования родным и близким заслуженного артиста Российской Федерации, профессора В.Н. Белюсенко, скончавшегося 2 октября текущего года.

         В Астраханской консерватории Владимир Николаевич преподавал на кафедре сольного пения и оперной подготовки с 1983 по 2007 годы, подготовив не мало выпускников – солистов оперных театров России, лауреатов всероссийских и международных конкурсов. С 2007 и до последнего дня В.Н. Белюсенко преподавал на кафедре вокального искусства Волгоградского государственного института искусств и культуры.

         Прощание с В.Н. Белюсенко пройдет в Волгограде 4 октября в 10.30 на Димитриевском центральном кладбище (Волгоград, ул. К. Либкнехта,2 Б).

 

В рубрике «История вуза. Педагоги консерватории» размещена статья, написанная в 2014 году Геннадием Маколовым для книги «Здесь живёт музыка. К 45-летию Астраханской консерватории» (автор идеи, гл. ред.-сост. Л.П. Власенко. – Астрахань, 2014).

М.Горин (Маколов Геннадий Серафимович) – заслуженный работник культуры РФ, журналист; в 1980-2000-е возглавлял региональные отделения Советского Фонда культуры, Фонда Единства православных народов, организатор шести Пасхальных фестивалей «Голоса православной Астрахани».

Владимир Николаевич Белюсенко

            Родом он из Волгограда. Родители были педагогами, к вокалу не имели никакого отношения. Но вот у сына Володи голос прорезался с детства. Кажется, уже тогда школьник пел как взрослый. Педагог по пению не знала, куда его определить: то ли в альты, то ли в дисканты. По окончании средней школы Владимир три года служил на Черноморском флоте, в Севастополе, где постоянно выступал как солист самодеятельного армейского ансамбля. Демобилизовавшись, Белюсенко, без всякой музыкальной подготовки, поступил в Волгоградское училище искусств, на вокальное отделение. Дальше был Уфимский институт искусств, класс профессора Л.Г. Менабени, причем способный студент закончил вуз экстерном, за 4 года. После этого Владимир Николаевич поехал, по направлению республиканского Министерства культуры, работать в родном городе – преподавать вокал в училище искусств. Но одаренному певцу только педагогической работы было мало – его влекла сцена. Прослышав, что при Астраханской консерватории открывается оперная студия, Белюсенко в 1983 году приехал на прослушивание и был принят солистом, более того, его взяли на педагогическую работу в консерваторию.

            За четверть века работы в Астрахани Владимир Николаевич Белюсенко полностью раскрылся как творческая личность, став ведущим певцом Астраханского музыкального театра, заслуженным артистом России, профессором кафедры сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории.

            Как артист он поистине универсален в своем искусстве. Его отличает не только прекрасный голос (баритон), но и мастерство перевоплощения (что среди оперных певцов встречается не так уж часто). Вот он барон Скарпиа, начальник тайной полиции – мрачный вкрадчивый иезуит («Тоска» Пуччини). Какая бездна страдания в душе Григория Грязного, испепеленной безнадежной любовью к Марфе («Царская невеста» Римского-Корсакова). Покоряет страстным темпераментом Роберт, преданный поклонник несравненной Матильды («Иоланта» Чайковского). Когда же видишь его в легком жанре (оперетта, мюзикл, водевиль), то кажется, что именно здесь его призвание. Его Франка отличает быстрая реакция, остроумие, умение импровизировать на ходу («Летучая мышь» Штрауса). Князь Вано Пантиашвили отнюдь не положительный герой, но в исполнении Белюсенко к этому искателю богатого приданого, растратившему в разгульном житье и деньги, и шевелюру, невольно испытываешь симпатию: есть в нем обаятельный шарм («Проделки Ханумы» Канчели). А разве можно забыть, как неподражаемо он играл очаровательную Донну Люцию из одноименной оперетты Фельцмана?

            Надо сказать, что только оперных партий у В.Белюсенко – десятка три. А еще немало романсов, народных песен и песен советских композиторов. К тому же он зарекомендовал себя как исполнитель новых вокальных сочинений на фестивалях «Дни современной музыки в Астрахани» (благодаря ему, состоялись премьеры нескольких вокальных циклов астраханских авторов – А.Блинова, Ю.Гонцова). Причем, Белюсенко как чуткий певец-ансамблист, нередко солировал с хором консерватории, исполняя сольные партии в «Реквиеме» Моцарта, «Рождественской оратории» Баха, «Stabat Mater» Шуберта, «Реквиеме» Дюрюфле, «Весне» Рахманинова и др.

            Своим богатым певческим и артистическим опытом Владимир Николаевич щедро делился с учениками, к каждому из которых он находил индивидуальный подход. Следует заметить, что, начав работать в консерватории, Белюсенко поступил в 1985 ассистентуру-стажировку при ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных (в класс заслуженного артиста РСФСР, доцента Е.С.Белова), которую закончил экстерном, за полтора года. В тот период он приобщился к научно-методической деятельности, разрабатывая вопросы вокального обучения различных типов голосов. Неслучайно в его классе успешно занимались не только баритоны и басы, но сопрано и тенора. Среди воспитанников профессора Белюсенко – солисты различных оперных театров: заслуженные артисты России Андрей Антонов (Самара, Москва), Николай Волков (Улан-Уде, Челябинск); народный артист Бурятии Тогмат Танхаев (Улан-Уде); лауреат Международного конкурса Марина Макарова (Саратов); Юлия Почкалова (Астрахань, Волгоград); дипломант Всероссийского конкурса Елена Стрельцова (Астрахань) и др.

            Еще во время работы в Астрахани Владимир Николаевич являлся солистом Волгоградской оперной антрепризы, нередко выезжая для участия в спектаклях и концертах. И хотя в Астраханском музыкальном театре у него были ведущие партии и любимые роли, как Тонио в «Паяцах» Леонкавалло, Риголетто в одноименной опере Верди и ряд других, а в консерватории его класс был одним из успешных, что отмечалось благодарственными письмами Научно-методического совета по вокальному образованию при Министерстве культуры РФ, – в 2007 году Владимир Николаевич, вместе с семьей (супругой Юлией Почкаловой и сыном Владимиром), окончательно возвратился в родной Волгоград.

            В настоящее время заслуженный артист РФ, профессор В.Н. Белюсенко – солист Волгоградского государственного театра «Царицынская опера», заведующий кафедрой академического вокального искусства Волгоградского института искусств и культуры. А среди его волгоградских учеников – уже 5 лауреатов международных конкурсов и фестивалей.