Петров Владислав Олегович
Профессор
Доктор искусствоведения

Петров Владислав Олегович

доктор искусствоведения по специальности 17.00.02 – «музыкальное искусство», доцент ВАК по специальности «музыкальное искусство», профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, член Союза композиторов России, член Российского музыкального союза

 

Закончил Астраханское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского (отделение теории музыки), Астраханскую государственную консерваторию (кафедра теории и истории музыки), в 2006 году – аспирантуру того же ВУЗа с отличием.

Работает в Астраханской государственной консерватории с сентября 2007 года; вел и ведет курсы «История зарубежной музыки», «Методология музыкознания», «Музыкальная форма», «Специальный класс» (музыковедение), «Научная работа» (магистранты). Студенты специального класса (Ю. Маркина, А. Степанова, М. Голованева, К. Корнилова, И. Липова, В. Василенко, О. Литвинова, А. Троянова, Л. Улубиева, И. Коноплева, А. Гасанбекова) – лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов. Читает курс «Актуальные проблемы теории и истории музыки» у аспирантов и ассистентов-стажеров. Под руководством В.О. Петрова выполняются кандидатские диссертации. Аспирантуру закончило три музыковеда (А. Степанова, О. Иванова, О. Литвинова).

Активно принимает участие в конференциях, которые проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Тамбове, Воронеже, Волгограде, Тюмени, Ростове-на-Дону, Майкопе, Астрахани и других городах. Автор свыше 250 научных и публицистических статей, изданных как в России, так и за рубежом. Имеет свыше 70 научных статей в изданиях из Перечня Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Автор учебных пособий и 7 монографий, последняя из которых – «Акционизм в искусстве ХХ века» – была издана в конце 2019 года.

Лауреат шести конкурсов в номинации «Лучшая научная книга» (Сочи, Киров), член жюри олимпиад, проводимых Астраханской консерваторией для студентов ССУЗов и музыкальных школ. В 2020 году был членом жюри международного конкурса композиторов им. А. Шнитке и международного конкурса научных работ в РАМ им. Гнесиных, в 2022 году – I Открытой всероссийской музыкально-исторической олимпиады Школы-студии современного искусства.

Регулярно читает лекции в других учебных заведениях и на курсах повышения квалификации, организованных Астраханским областным методическим центром, Астраханской государственной консерваторий и Саратовской государственной консерваторий им. Л.В. Собинова.

Главный редактор международного музыкального журнала «PHILHARMONICA. International Music Journal» (Москва, издательство «Нота-Бене», Перечень ВАК), член редакционных коллегий научного журнала Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова «Opera musicologica», Вестника Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, журнала «Человек и культура», журнала «Культура и искусство», входящих в Перечень ВАК. В.О. Петров ведет активную редакторскую деятельность, являясь составителем и редактором более 20 сборников научных статей, издававшихся в Астрахани, Санкт-Петербурге и в Москве. Член редакционной коллегии 20 изданий, включая Сборники научных статей, Сборники материалов конференций разного уровня, Буклеты Международных и Всероссийских конкурсов.

Действующий эксперт Российского научного фонда (РНФ).

С 2021 года – член Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ).

С 2018 года – член Диссертационного совета при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

 

 

Публикации

 

Монографии

Фортепианный дуэт ХХ века. Каталог произведений: 1. Произведения для двух фортепиано, 2. Произведения с участием двух фортепиано. Составление, вступительная статья и комментарии В.О. Петрова. – Астрахань: Март, 2004. – 93 с.

Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий ХХ века: Монография. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. – 188 с.

Слово в инструментальной музыке: Учебно-методическое пособие. – Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2011. – 104 с. 

Фредерик Ржевски: путь обновления традиций: Монография. – Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2011. – 100 с. 

«Секвенции» Лучано Берио: семантика цикла. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория (академия), 2012. – 40 с.

Инструментальный театр ХХ века: вопросы истории и теории жанра: Монография. – Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. – 355 с.

«Мадригалы» в контексте творчества Джорджа Крама: Исследовательский очерк. – Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2014. – 56 с.

Петров В.О., Гузенко К.В. Из истории Международного фестиваля «Дни современной музыки»: 2009 – 2011 – 2013. – Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2015. – 60 с.

Акционизм в искусстве ХХ века: Монография. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2019. – 182 с.

 

Статьи в изданиях из Перечня ВАК

Фортепианный дуэт в контексте домашнего музицирования: жанр и культурное пространство // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 10. Часть 1. С. 144-146.

Творчество Дм. Шостаковича 30-х годов на фоне исторических реалий времени // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 2. С. 158-168.

Инструментальный театр: типология жанра // Музыкальная академия. – 2010. – № 3. С. 161-166.

К теории инструментального театра // Музыковедение. – 2010. – № 4. С. 8-12.

Текст в инструментальной композиции (об одной особенности композиторского творчества второй половины ХХ века) // Музыковедение. – 2010. – № 9. С. 2-7.

Хеппенинг в искусстве ХХ века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 1 (январь-март). Том 16: Основной выпуск. С. 212-215.

Инструментальная композиция со словом: вопросы теории и истории жанра // Музыковедение. – 2011. – № 4. С. 2-8.

Инструментальный ритуал как разновидность инструментального театра // Музыка и время. – 2011. – № 7. С. 33-37.

Инструментальный театр Софии Губайдулиной // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. – 2011. – № 4 (20). С. 49-55.

Инструментальный театр: функции передвижения исполнителей // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. – 2011. – № 2 (18). С. 40-45.

О событийности сюжетов в произведениях инструментального театра // Музыковедение. – 2011. – № 12. С. 9-14.

Пластика в инструментальном театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики: Научно-теоретический и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота, 2011. № 5 (11): в 4-х ч. Ч. IV. С. 139-142.

«Растекшееся время» Дмитрия Смирнова // Музыкальная академия. – 2011. – № 1. С. 162-167.

Слово в инструментальной композиции: типология интегрирования текстов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики: Научно-теоретический и прикладной журнал. – Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (8): в 3-х ч. Ч. III. С. 129-133.

Концепты инструментального театра // Музыковедение. – 2012. – № 7. С. 13-19.

Под знаком перформанса // Музыкальная академия. – 2012. – № 2. С. 123-127.

«В песчинке мир найти сумей…» (интервью с Д.Н. Смирновым, комментарии и примечания В. Петрова) // Музыкальная академия. – 2013. – № 1. С. 34-39.

Знаки постмодернизма в творческом наследии Маурисио Кагеля // Обсерватория культуры. – 2013. – № 5. С. 81-87.

Инструментальное мультимедиа: о соотношении музыкального и визуального рядов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – 2013. – № 8 (83). – С. 75-78.

Массовый инструментальный спектакль: виды драматургического сопоставления // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 3 (50). – Том 2. – С. 168-171.

О специфике жанра инструментального театра // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. – 2013. – № 1 (27). С. 40-45.

Новая музыка в Астрахани // Музыкальная академия. – 2014. – № 4. С. 42-44.

Семантика образа Смерти в сверхцикле «Мадригалы» Джорджа Крама (к 85-летию композитора) // Обсерватория культуры. – 2014. – № 4. С. 49-56.

Вслед юбилею: «Музыкальная наука и искусство в современном мире» // Музыкальная академия. – 2015. – № 3. С. 51-54.

Жанры массового инструментального спектакля // Культура и искусство. – 2015. – № 6. С. 696-703.

Маурисио Кагель: периодизация творчества в свете стилистических нормативов композитора // Музыка и время. – 2015. – № 9. С. 48-55.

«Музыкальное искусство и наука в современном мире»: о III международной научной конференции в Астраханской государственной консерватории // Музыковедение. – 2015. – № 12. С. 20-24.

О концепции сверхцикла «Rrrrrrr...» Маурисио Кагеля // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. – 2015. – № 4 (38). С. 31-35.

Синтетические идеи Джованни Лоренцо Бернини в ХХ веке: к истории и теории перформанса // Обсерватория культуры. – 2015. – № 5. С. 66-71.

Театрализация исполнительского пространства в произведениях Джона Корильяно // Музыковедение. – 2015. – № 8. С. 47-52.

Яркий авангардист в музыке (о стиле Джорджа Крама) // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2015. – № 2 (542). С. 97-111.

Авторское моделирование игровых сценических ситуаций в жанре инструментального театра // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 6. С. 87-96.

Вербальная интертекстуальность в вокально-инструментальных сочинениях Маурисио Кагеля 90-х годов ХХ века // Музыковедение. – 2016. – № 4. С. 27-33.

Дирижерский акционизм в произведениях инструментального театра // Музыковедение. – 2016. – № 2. С. 8-14.

«Научная мысль безгранична…» (о IV международной научной конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика») // Музыка и время. – 2016. – № 11. С. 43-48.

Реди-мэйды Марселя Дюшана в контексте дада и дадаистских тенденций ХХ века // Культура и искусство. – 2016. – № 4. – С.518-526.

Футуризм в искусстве: истоки, эстетика, эволюция // История науки и техники. – 2016. – № 7. С. 32-44.

Эстетические позиции дадаизма // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 1. С. 179-186.

Авторское моделирование игровых сценических ситуаций в жанре инструментального театра // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 6. С. 87-96.

Вербальная интертекстуальность в вокально-инструментальных сочинениях Маурисио Кагеля 90-х годов ХХ века // Музыковедение. – 2016. – № 4. С. 27-33.

Дирижерский акционизм в произведениях инструментального театра // Музыковедение. – 2016. – № 2. С. 8-14.

«Научная мысль безгранична…» (о IV международной научной конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика») // Музыка и время. – 2016. – № 11. С. 43-48.

Реди-мэйды Марселя Дюшана в контексте дада и дадаистских тенденций ХХ века // Культура и искусство. – 2016. – № 4. – С.518-526.

Футуризм в искусстве: истоки, эстетика, эволюция // История науки и техники. – 2016. – № 7. С. 32-44.

Эстетические позиции дадаизма // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 1. С. 179-186.

Звуковое и театральное начало в инструментальных перформансах Bиктора Екимовского // Международный журнал исследований культуры. Звук в культуре. Актуальные направления sound studies. – 2017. – № 3. / Электронный ресурс: http://www.culturalresearch.ru/ru/curr-issue

О Всероссийском конкурсе композиторов среди студентов разных специальностей в Астраханской государственной консерватории // Музыка и время. – 2017. – № 1. С. 39-41.

Религиозные эпиграфы и комментарии в инструментальных опусах: к вопросу о соотношении вербального и музыкального // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2017. – № 6. С. 103-110.

Романтизм в постмодернистских тонах: об опере Маурисио Кагеля «Из Германии» // Музыкальная академия. – 2017. – № 3. С. 90-97.

Сюрреализм в искусстве: генезис, эстетика, пролонгация // Культура и искусство. – 2017. – № 3. С. 261-270.

Торжество современной музыки: «МолОт-фестиваль» в Астрахани // Музыка и время. – 2017. – № 7. С. 28-30.

Фредерик Ржевски: к периодизации творческого наследия // Музыковедение. – 2017. – № 7. С. 12-25.

Футуризм и Казимир Малевич // Культура и искусство. – 2017. – № 8. С. 53-61.

Fructus temporum. II Международный заочный конкурс композиторов среди студентов, магистрантов и аспирантов разных специальностей музыкальных СУЗов и ВУЗов в Астраханской государственной консерватории // Музыка и время. – 2017. – № 11. С. 38-41.

Инструментальный театр Харрисона Биртвистла // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2018. – № 1. С. 38-45.

V Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика» // Музыка и время. – 2018. – № 4. С. 32-35.

Музыкальный хэппенинг: основные жанровые признаки // Музыка и время. – 2018. – № 1. С. 3-9.

О понятии музыкального жанра в контексте социальной коммуникации // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2018. – № 4. С. 18-23.

О проявлении акционизма в искусстве ХХ столетия // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2018. – № 2. С. 53-62.

Фредерик Ржевски. Композиционные новации 1970-х годов // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2018. – № 3. С. 109-124.

«Всевластна смерть!»: последние произведения Дмитрия Шостаковича // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2019. – № 4. С. 1-10.

Первые «Секвенции» Лучано Берио: концепция и интерпретация // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2019. – № 2. С. 28-34.

Синтез музыки и кино в опусе «Людвиг ванн» М. Кагеля // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Альманах / Российский институт театрального искусства – ГИТИС. – 2019. – № 4. С. 45-53.

Триптих «О Кейдже» Ивана Соколова: к проблеме синтеза музыки и слова // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2019. – № 6. С. 17-21.

Бытование фортепианного дуэта в ХХ веке: основные признаки жанра // Музыка и время. – 2020. – № 8. С. 3-9.

Фортепианный дуэт ХХ века: к проблеме эволюции жанра // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2020. – № 5. С. 72-85.

Петров В.О., Горбунова Ю.В. «Макрокосмос I» и «Макрокосмос II» Джорджа Крама: явления человеческой жизни // Музыка и время. – 2021. – № 1. С. 8-14.

Петров В.О., Горбунова Ю.В. «Макрокосмос III» и «Макрокосмос IV» Джорджа Крама: созерцание природы Космоса и Вечность // Музыка и время. – 2021. – № 2. С. 3-8.

Петров В.О., Горбунова Ю.В. «Макрокосмос». Сверхцикл Джорджа Крама: средства объединения частей // Музыка и время. – 2021. – № 3. С. 10-18.

Сюита для двух фортепиано Дмитрия Шостаковича как музыкальный роман (к вопросу о проявлении эпоса в наследии композитора) // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2021. – № 4. С. 67-76.

Микротональность в условиях жанра фортепианного дуэта // PHILHAR-MONICA. International Music Journal. – 2022. – № 5. С. 27-34.