Из истории музыкальной культуры Астрахани
Старинный город в дельте Волги славится своими музыкальными традициями. Нельзя не вспомнить, что в Астрахани начался путь в большое искусство выдающихся мастеров отечественной оперной сцены, как Н.Папаян, Е.Попова, С.Синицына, В.Барсова, Н.Бравин, М.Максакова, Т.Милашкина. Вместе с тем, Астрахань является родиной первого русского академика, автора литературных трудов, кантов и духовных песнопений В.Тредиаковского, талант которого проявился еще в юности (он учился в латинской школе при римско-католической церкви и пел в Астраханском архиерейском хоре) и был отмечен Петром I во время пребывания в Астрахани перед Персидским походом (1722 г.). В историю музыкальной культуры Астрахани вошла и многолетняя творческая деятельность И.Добровольского, дирижера, скрипача, просветителя, организатора музыкально-общественной жизни. Прибыв сюда из Могилева как регент архиерейского хора, Добровольский получил известность в качестве первого музыкального руководителя Астраханского драматического театра, организованного в 1810 г., а также изобретателя музыкальных инструментов и издателя первого русского литографированного музыкального издания на периферии – «Азиатского музыкального журнала» (1816-1818).
На всем протяжении XIX века в Астрахани, кроме гастролирующих оперных трупп, выступали местные музыканты. В имении калмыцкого князя Тюменя существовал симфонический оркестр, исполнявший классический репертуар. Оркестр Астраханского казачьего полка играл не только на плацу и в городских парках, но и в театральных постановках. Именно с этим войском связано собирание казачьего фольклора подъесаулом А.Догадиным, записавшим в 1900-е годы на фонограф свыше 300 песен, большая часть которых вошла в два выпуска сборника «Былины и песни астраханских казаков» (опубликовано в 1911 – 1914 гг.). А начало записей русского песенного фольклора Астраханского края было положено выдающимся композитором М.Балакиревым, который в 1860-е годы с этой целью несколько раз посетил Астрахань (астраханская песня «Во лузях», в пятидольном размере, помещена в балакиревском сборнике «Русские народные песни», изданном еще в 1866 г.).
В Астрахани как губернском городе существовало немало учебных заведений, в том числе мужская и женская гимназии. Интересна история Мариинской женской гимназии. Первоначальное двухэтажное здание для этой гимназии, по улице Спасской (Молодой Гвардии), было построено в 1865 г. (на пожертвования наследника престола Александра Александровича и астраханских купцов), в 1905-1910, дополнительно, было возведено великолепное трехэтажное здание по улицам Екатерининской (Советской) и Смоленской (Шелгунова), с домовой церковью во имя св. мученицы Александры. После 1917 г. женская гимназия была преобразована в общеобразовательную школу (во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь). А в 1969 г. это историческое здание было передано Астраханской консерватории.
В 1885 г. в Астрахани образовалось музыкально-драматическое общество, при котором в 1889 г. открылись музыкальные классы. В числе педагогов здесь работали выпускники первых российских консерваторий: В.Минус, О.Фон-Фритче (Санкт-Петербургская консерватория); Н.Авьерино, Ф.Кёнеман, Л.Максимов (Московская консерватория) и др. Имена скрипача Авьерино и пианиста и композитора Кёнемана встречаются в истории отечественной музыкальной культуры неоднократно. После короткого, но заметного пребывания в Астрахани Ф.Кёнеман являлся профессором Московской консерватории и концертмейстером самого Ф.Шаляпина. В гастролях знаменитого певца (в том числе астраханских) участвовал и Н.Авьерино.
Наиболее продолжительной в Астрахани была творческая деятельность воспитанника Московской консерватории, пианиста К.Муликовского, который работал здесь в 1876-1903 гг., давая частные уроки, выступая с концертами, музыковедческими докладами и обстоятельными корреспонденциями в газетах «Астраханский листок» и «Астраханский вестник». В последние годы жизни в Астрахани (до переезда в Екатеринбург) он преподавал в музыкальных классах (изучив и составив их историю) и являлся одним из первых педагогов музыкального училища, открытого в 1900 г.
В 1891 г. было организовано Астраханское отделение Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО), а в 1900 г. музыкальные классы преобразовались в музыкальное училище. Первым директором училища являлся А.Горелов, имевший высшее медицинское и музыкальное образование (закончил Московский университет и Московскую консерваторию). Под его руководством сводный симфонический оркестр из театральных музыкантов и музыкантов воинских частей исполнял IV и VI симфонии Бетховена, «Неоконченную симфонию» Шуберта, «Вальс-фантазию» и «Камаринскую» Глинки, сюиту «Пер Гюнт» Грига, «Итальянское каприччио» и VI симфонию Чайковского, а также оперные фрагменты из «Фауста» Гуно, «Аиды» Верди, «Гугенотов» Мейербера. В 1904-1920 гг. музыкальное училище возглавлял эстонский композитор, органист и дирижер, воспитанник Санкт-Петербургской консерватории А.Капп, благодаря которому в Астрахани регулярно проводились концерты светской и духовной музыки, с исполнением «Реквиема» и симфоний Моцарта, оратории Гайдна «Сотворение мира», симфоний и увертюр Бетховена, фортепианных концертов Грига, Чайковского, Аренского, скрипичных концертов Бетховена и Паганини. Солировали педагоги училища С.Ленквист, А.Веприцкая, И.Гааг, М.Иконицкая и др. Коллективом училища, при участии музыкантов-любителей, ежегодно ставились оперные спектакли: «Жизнь за царя» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Фауст» Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского.
В 1920-е годы в Астрахани существовал собственный оперный театр, известный как «Максаковская опера». В первом же сезоне, под руководством режиссера и певца М.Максакова, было осуществлено 12 различных постановок, среди которых – «Борис Годунов» Мусоргского, «Фауст» Гуно, «Аида» Верди, «Паяцы» Леонкавалло, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Именно здесь начинающая певица М.Сидорова (Максакова) освоила 16 оперных партий, после чего стала солисткой Большого театра. А провинциальный оперный театр, вынужденный перейти на хозрасчет, прекратил свою деятельность в 1926 г. Но традиции «Максаковской оперы» проявились в дальнейшей деятельности астраханских музыкантов, которые объединялись, чтобы порадовать публику долгожданными оперными постановками. В годы Великой Отечественной войны «Максаковская опера» возродилась под руководством прославленной певицы М.Максаковой, которая в 1942 г. находилась в родном городе в эвакуации. На этот раз театр, состоявший из местных (дирижер Г.Цейхенштейн, хормейстер Ф.Дерюжкин, концертмейстеры М.Иконицкая, А.Мышкина и др.) и эвакуированных музыкантов, просуществовал около двух лет, до реэвакуации иногородних артистов, но и за это короткое время было осуществлено 12 различных постановок, а оперные партии
М.Максаковой пополнились еще одной – Тоски из одноименной оперы Пуччини.
После войны, летом 1945 г., в Астрахани появился театр музыкальной комедии. Оперетты «Свадьба в Малиновке» Александрова, «Марица» Кальмана, «Мадемуазель Нитуш» Эрве, «Вольный ветер» Дунаевского и другие спектакли пользовались успехом у астраханской публики. Однако и этот театр не выдержал финансовых трудностей и через три года был закрыт. А между тем, здесь начал работать, в качестве дирижера, М.Этингер, с именем которого тесно связана последующая полувековая музыкальная жизнь Астрахани.
Осенью 1945 г. в Астрахани был создан первый в стране профессиональный рыбацкий ансамбль песни и танца «Моряна». За более чем 40-летнее существование этот коллектив возглавляли: Е.Синицин, З.Дунаевский, А.Абрамис, а также коренные астраханцы – С.Комяков и В.Егоров, обогатившие репертуар ансамбля лучшими образцами народного творчества Астраханского края в собственных аранжировках. «Моряна» выступала не только в городе и на рыбацких тонях, но и по всей стране. В 1960-е в Астрахани проводился фестиваль «Каспийские зори», под председательством М.Максаковой и композиторов А.Холминова и В.Семенова, лауреатами которого неоднократно становились хор и солисты «Моряны».
Еще в 1937 г. в Астрахани появилась филармония, которая на первых порах занималась организацией гастролей известных солистов, ансамблей, хоров и оркестров. Временами при филармонии создавались свои коллективы, даже симфонический оркестр (под управлением Г.Цейхенштейна), но их жизнь пресекалась из-за отсутствия финансирования. В 1965 г. филармония обрела большой концертный зал (с 1992 г. – им. М.П. Максаковой), и с этого времени в ее деятельности начались значительные перемены. Заработал музыкальный лекторий, в составе: певцов В.Большаковой, К.Денисовой, А.Погребного, Д.Ковалевой, В.Охремчука, В.Горчакова, пианиста С.Любарта, скрипача Б.Фельдшера, виолончелиста Н.Самусенко, концертмейстеров Т.Базовой, Ю.Сивко, ведущей Т.Федотовой. На филармонической сцене выступали не только гастролирующие симфонические и хоровые коллективы и солисты, но и астраханский ансамбль «Моряна» с новыми программами, преподаватели и учащиеся музыкального училища с отчетными концертами, а также участники художественной самодеятельности со своими лучшими номерами, отобранными для праздничных мероприятий. Так, на рубеже 1960-1970-х в правительственных филармонических концертах выступала лауреат конкурсов-смотров художественной самодеятельности Н.Бабкина. Закончив Астраханское музыкальное училище по хоровому дирижированию и ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных как дирижер народного хора, будущая народная артистка России еще в годы учебы в вузе организовала ансамбль «Русская песня» (ныне знаменитый Музыкальный театр фольклора), с которым неоднократно гастролировала в родной Астрахани.
В связи с тем, что в советское время огромное значение придавалось развитию художественной самодеятельности как способу массового приобщения народа к культурному досугу, в Астрахани, начиная с 1920-х и особенно после Великой Отечественной войны, процветало любительское творчество. В сельских клубах, городских домах и дворцах культуры создавались не только самодеятельные хоровые коллективы, но и оркестры духовых и народных инструментов. Внеклассная работа в общеобразовательных учреждениях также включала занятия учащихся в различных музыкальных кружках. На праздниках песни, ежегодно проводившихся в 1950-1970-е, выступали сводные хоры, объединявшие профессиональные силы и самодеятельность. В подготовке массовых культурных мероприятий большую роль играло Астраханское отделение хорового общества, появившееся сразу же после учреждения Всероссийского хорового общества (ВХО) в Москве (1959 г.). Первым председателем местного отделения ВХО был директор Астраханского музыкального училища, заслуженный работник культуры РСФСР В.Нечаев. Благодаря помощи музыкального училища в Астрахани существовал даже такой редкий, в условиях художественной самодеятельности, вид творчества, как любительский оперный театр. В 1958 г., на базе клуба рыбоконсервно-холодильного комбината, образовался самодеятельный оперный коллектив, ставивший «Паяцы» Леонкавалло, «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Демона» Рубинштейна, «Травиату» Верди, «Кармен» Бизе, «Пиковую даму» Чайковского.
К 50-летию Советского государства любительский театр осуществил премьеру «Анны Снегиной» Холминова. Сложную организационную работу проводил воспитанник Астраханского музыкального училища, певец Б.Годунов. За дирижерским пультом стоял ветеран астраханской музыкальной культуры, педагог музыкального училища Г.Цейхенштейн. На эту премьеру – первое в стране исполнение «Анны Снегиной» – прибыл автор, который высоко отозвался о самодеятельных артистах, особенно об исполнительнице заглавной партии А.Чепурковой. В 1968 г. она же, заручившись поддержкой ректора Астраханского рыбвтуза (ныне Астраханский технический университет) профессора А.Щербакова, организовала оперно-театральный коллектив из педагогов, сотрудников и студентов этого вуза. В историю музыкальной жизни Астрахани вошли постановки «Аиды» и «Трубадура» Верди, «Пиковой дамы» Чайковского, «Кармен» Бизе, успех которых, особенно «Пиковой дамы» и «Кармен», был обусловлен содружеством технического вуза и консерватории, открывшейся в Астрахани в 1969 г.
* * *
Основанию и деятельности Астраханской государственной консерватории (академии) посвящается вторая часть исторического очерка, которая будет размещена на сайте консерватории в знаменательный для АГК день – 17 января.
Составители:
засл. деятель искусств РФ,
профессор Л.Власенко,
гл. библиограф АГК К.Лаврова