Часть II. Из истории Астраханской государственной консерватории
Таким образом, даже самый краткий экскурс в историю музыкальной культуры Астрахани показывает, что появление здесь консерватории было закономерным, подготовленным вековыми традициями музыкального образования и исполнительства в областном (губернском) центре и заметной активизацией астраханской музыкальной жизни в 1960-е (открытие Концертного зала филармонии; увеличение контингента учащихся Астраханского музыкального училища за счет открытия детских музыкальных школ, школ искусств и студий в городе и сельских районах; ежегодное проведение фестиваля «Каспийские зори», в котором участвовали не только местные музыканты, но и певцы и композиторы из разных городов Советского Союза; бурное развитие сети взрослой и детской художественной самодеятельности). А главное, в Астраханском полиэтническом крае, где издавна проживает многонациональное население, сложились благоприятные условия для организации музыкального вуза, способного решать насущную задачу подготовки музыкантов высшей квалификации не только для своей области и Нижне-Волжского региона, но и для республик Северного Кавказа и Калмыкии. Поэтому, когда инициаторы открытия музыкального вуза в Астрахани – кандидат искусствоведения, заведующий теоретическим отделением музыкального училища М.Этингер и начальник областного управления культуры, заслуженный работник культуры РСФСР Г.Корженко – пришли в Обком КПСС (тогда – главный руководящий орган области), идею создания Астраханской консерватории поддержали: первый секретарь Обкома партии Л.Бородин, второй секретарь И.Дуденков, председатель Облисполкома Н.Блохин. Благодаря решению местных властей, под консерваторию было отведено одно из лучших зданий в центре города (в котором до Октября 1917 г. располагалась Мариинская женская гимназия, а после – обучались советские школьники).
Весть о том, что в родном городе может появиться консерватория, с радостью восприняла народная артистка СССР М.Максакова. Известный композитор А.Холминов, в то время секретарь правления Союза композиторов СССР, дважды побывав в Астрахани, также поддержал открытие здесь музыкального вуза.
Постановление Совета Министров СССР «Об организации Государственной консерватории Министерства культуры РСФСР в гор. Астрахани» вышло 17 января 1969 г., а 12 марта заслуженный деятель искусств Украины, доцент А.Ушкарев был назначен ректором Астраханской государственной консерватории (АГК). В Астрахань приехали работать опытные музыканты – заслуженный работник культуры РСФСР, доцент Л.Ежов (первый проректор по учебной и научной работе), А.Селянин (первый декан), доцент М.Лубяновский, В.Романько, В.Руденко, Е.Фурсин, Ю.Носков, Б.Стус, Н.Лубяновская, а также талантливая молодежь – воспитанники Московской, Ленинградской и других консерваторий страны: Л.Сулейманова, Я.Левицкий, С.Егорова, Л.Ежова и др.
В числе первых преподавателей АГК были и астраханцы: педагоги музыкального училища – кандидат искусствоведения М.Этингер, пианист с московским аспирантским образованием Н.Токарев, скрипач Б.Красильников (воспитанник Ленинградской консерватории по классу профессора М.Ваймана), пианистка Т.Базова; художественный руководитель ансамбля песни и танца «Моряна», дирижер-хормейстер С.Комяков, а также кандидат исторических наук, доцент Д.Польской и преподаватель иностранных языков Г.Хохлова (Минеева).
Более 500 абитуриентов, прибывших сюда со всех концов страны, состязались на право быть первыми студентами в Астраханской консерватории. По итогам приемных экзаменов в 1969-1970 учебном году в новом вузе появилось 135 студентов: 100 – на очном и 35 – на заочном отделениях. С первых же дней первокурсники серьезно занимались учебой, а в свободное время трудились на субботниках и воскресниках, помогая по ремонту учебного корпуса, строительству общежития и благоустройству территории, и тем самым проявляя себя настоящими хозяевами молодого вуза. Причем, хотя большой зал вначале не функционировал (из-за переустройства), педагоги и студенты сразу же включились в концертно-просветительскую работу, выступая на различных площадках города и области (от рабочих и студенческих общежитий и заводских цехов до филармонической сцены). В октябре был организован ансамбль скрипачей (рук. – зав. кафедрой оркестровых инструментов, и.о. доцента В.Руденко), в ноябре – ансамбль виолончелистов (рук. – и.о. доцента Е.Фурсин). А в декабре в концертном зале филармонии дебютировал симфонический оркестр, объединивший педагогов и студентов только что открывшейся консерватории, преподавателей и учащихся музыкального училища. Руководителем оркестра являлся старший преподаватель консерватории В.Романько, вторым дирижером – педагог музыкального училища Г.Цейхенштейн. Однако, несмотря на то, что симфонический оркестр создавался как городской, из-за трудностей с финансированием он не был включен в штат филармонии и с весны 1970 г., сократившись количественно, стал выступать как симфонический оркестр консерватории.
Кроме коллективов оркестрового факультета, в консерватории, уже в первом сезоне, были организованы: педагогический ансамбль и любительский оркестр народных инструментов (рук. доцент Ю.Носков), а также камерный хор (рук. В.Юрченко) и самодеятельная хоровая капелла (рук. – заслуженный работник культуры РСФСР, доцент Л.Ежов). Студенты кафедры хорового дирижирования, во главе с преподавателем В.Юрченко, оказывали помощь оперному коллективу рыбвтуза. Выступления педагогов и студентов консерватории на местном радио и телевидении служили отличной рекламой предстоящих концертов, способствуя общественному интересу к новому вузу. Неслучайно музыкальным руководителем городских мероприятий, посвященных знаменательным датам, как, например, 100-летие со дня рождения В.И.Ленина, являлся ректор АГК, заслуженный деятель искусств Украины А.Ушкарев.
Центральным событием первого учебного года в консерватории стало торжественное открытие большого зала, состоявшееся 17 апреля 1970 г. С добрыми напутствиями к коллективу консерватории обратились руководители области, представители творческой и вузовской интеллигенции города. Затем в прекрасном новом зале был дан праздничный концерт. Парад музыкантов открылся студенческим трио домр (Ф.Корниловский, В.Балшин, В.Роммель), исполнившим изящную «Музыкальную табакерку» Лядова. Один за другим на сцену выходили ансамбль виолончелистов и скрипачей, солировали педагоги консерватории – баянист Н.Кириллов, скрипач В.Руденко, певица Н.Лубяновская, пианист Н.Токарев, выступления которых заканчивались громом аплодисментов переполненного зала. А в финале концерта в исполнении симфонического оркестра, сводного студенческого хора и студента-вокалиста Г.Моисеева ярко прозвучала кантата «Родина» Ушкарева, дирижировал автор.
В 1973-1980 Астраханскую консерваторию возглавлял заслуженный деятель искусств Калмыкии и РФ, профессор по классу кларнета В.Кузнецов. Под его руководством Астраханская консерватория в 1974 г. осуществила первый выпуск – 100 специалистов: 29 пианистов, 16 струнников, 8 духовиков, 13 дирижеров-хормейстеров, 16 народников, 6 вокалистов, 12 музыковедов. Многие из них впоследствии стали признанными мастерами музыкального искусства: В.Роммель – лауреат Всероссийского конкурса, руководитель ансамблей народных инструментов в Астрахани, Николаеве, Омске (с 1998 г. – в Германии); В.Махов – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, создатель филармонического оркестра русских народных инструментов в Астрахани (ныне Русский оркестр им. В.Махова); И.Маколова, А.Свиридова – заслуженные работники высшей школы РФ, профессора АГК; А.Бабаян – заслуженный работник культуры РФ, доцент АГК; В.Лотоцкая – профессор АГК; В.Ляхова – заслуженный работник культуры РФ (являлась начальником управления культуры г. Астрахани); Х.Алиев – артист оркестра Мариинского оперного театра (Санкт-Петербург); В.Чернявский – заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ (возглавлял Элистинское музыкальное училище и Кубанскую консерваторию); Н.Чученко – заслуженный артист РФ, артист филармонии на Кавминводах; В.Волков – лауреат международных конкурсов, профессор Донецкой, Дамасской консерваторий и консерватории в Торонто; Р.Гасаналиев – заслуженный работник культуры РФ, лауреат всероссийских и международных конкурсов, профессор Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств, В.Гасаналиева – доцент этого же института; Л.Манукян – заслуженный артист Армении, профессор Ереванской консерватории.
В первое десятилетие существования консерватории преподаватели регулярно давали концерты в двух отделениях. Выступления Н.Токарева, Э.Камалова, Л.Сулеймановой, В.Павлова, Е.Винокуровой, М.Юдкевич, М.Иванова, Н.Дашевской, Л.Стахурской (Кругловой), А.Чередниченко, А.Сенина, В.Аверина, Я.Левицкого, В.Большаковой, И.Маколовой, М.Ярешко, Н.Захарян, В.Шубного, Г.Славникова, А.Кургановой, Г.Сальковской, Г.Волковой, Б.Красильникова, М.Чертина, О.Мачневой собирали многочисленных слушателей в большом и малом залах консерватории. Выступления талантливых музыкантов широко освещались в газетах «Волга» и «Комсомолец Каспия», внештатными корреспондентами которых являлись педагоги консерватории – М.Этингер, Н.Александрова, Б.Мамонтов, Л.Ясонова, Л.Иванова, А.Ярешко, М.Хрущева, Л.Саввина, А.Свиридова, Г.Овсянкина, А.Бабаян и др.
Весной 1974 г. на базе Астраханской консерватории состоялись концерты выездного пленума Волгоградской композиторской организации, в которых музыка астраханских композиторов А.Блинова, О.Меремкулова, Л.Ясоновой исполнялась студенческим симфоническим оркестром под руководством заслуженного деятеля искусств Грузии, доцента Л.Джергения, а также преподавателями консерватории – пианистами Е.Винокуровой, Л.Стахурской (Кругловой), скрипачами Н.Дашевской, Б.Красильниковым и др. С этого времени начинается регулярное ознакомление публики с новыми сочинениями астраханских авторов в исполнении педагогов и студентов консерватории.
Тогда же, в 1974 г., областным Домом народного творчества был издан сборник старшего преподавателя АГК А.Ярешко «100 русских народных песен Астраханской области», в который вошли нотные расшифровки магнитофонных записей первых фольклорных экспедиций Астраханской консерватории. И только в 1978 г. издательством «Советский композитор» был опубликован долгожданный совместный сборник профессора Астраханского педагогического института В.Самаренко и профессора Астраханской консерватории М.Этингера «Русские народные песни Астраханской области», содержащий музыкальные расшифровки 117 песен из числа магнитофонных записей студентов Астраханского педагогического института, сделанных в 1960-е годы.
Событием в культурной жизни Астрахани стало открытие в 1975 году органа, установленного в большом зале консерватории известной чешской фирмой «Ригер-Клосс». К торжественной церемонии было приурочено выступление известного органиста Г.Гродберга. Концерты органной музыки сразу же стали популярными в Астрахани, и не только благодаря многочисленным отечественным и зарубежным гастролерам. В 80-е в Астраханской консерватории преподавала Е.Базова (Базлина), воспитанница Казанской консерватории по классу органа народного артиста РФ, профессора Р.Абдуллина, которая регулярно выступала перед астраханскими слушателями с циклом концертов «Из истории органной музыки» и с исполнением новых сочинений современных композиторов, в том числе астраханских, посвящавших свои произведения этой талантливой органистке.
Не менее важным событием 1970-х явилось успешное участие преподавателя кафедры народных инструментов АГК В.Роммеля во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (Ленинград, 1979 г.). Впервые воспитанник Астраханской консерватории стал лауреатом Всероссийского конкурса, к тому же он первым из российских исполнителей на альтовой домре удостоился лауреатского звания на конкурсе такого высокого уровня. В 1975-1982 (до отъезда на Украину) Роммель возглавлял ансамбль народных инструментов «Ивушка» (созданный еще в 1972 г. педагогом Астраханского училища культуры С.Антоновым из студентов-народников АГК).
В 1980-1981 ректором консерватории являлся заслуженный деятель искусств Татарстана, профессор по классу сольного пения В.Воронов. По его инициативе, на базе Астраханской консерватории, весной 1981 г. (а также в 1989 г.), проводился Всероссийский смотр вокалистов – выпускников музыкальных вузов – под председательством народной артистки РСФСР, лауреата Государственных премий, профессора Н.Шпиллер. Большую работу по подготовке обширной программы заключительного тура смотра осуществил симфонический оркестр под руководством Ф.Сепкулова.
В 1981-1997 консерваторией руководил доцент по классу контрабаса Г.Славников. В этот период открылась оперная студия (1984 г.), бессменным руководителем которой (до июля 2009 г.) являлся заслуженный артист РФ, профессор Ф.Сепкулов; режиссерами – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Н.Синёва и талантливая выпускница факультета оперной режиссуры Ленинградской консерватории Л.Химич. Студенты-вокалисты получали всестороннюю оперную подготовку, тем более – в ансамбле с основными солистами, опытными певцами, как заслуженный артист РФ, профессор В.Белюсенко, заслуженный артист РФ В.Горчаков, В.Снимщиков, А.Нестеров, О.Нестерова, Е.Михайлова, М.Попандопуло, В.Молоканови др. Спектакли оперной студии – «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини, «В бурю» Хренникова, «Не только любовь» Щедрина, «Севильский цирюльник» Россини и, особенно, «Зори здесь тихие» Молчанова – вошли в историю культурной жизни Астрахани.
В 1987 г., во время проведения Фестиваля искусств, посвященного 100-летию публичной концертной деятельности в Астрахани, по инициативе филармонии (художественный руководитель О.Попков) состоялись Дни вокального искусства памяти В.Барсовой и М.Максаковой. В Астрахань приехали выдающиеся певцы, солисты Большого театра – народные артисты СССР Б.Руденко, А.Ведерников, а также молодые солисты Большого театра, выпускники Астраханской консерватории А.Бабыкин, О.Биктимиров. В тех памятных концертах рядом со знаменитостями выступали артисты Астраханской филармонии – О.Бочкарева, Б.Ванюшкин, В.Молоканов; педагоги АГК – Н.Синева, В.Белюсенко и студенты вокального отделения – Г.Горохова, М.Макарова, А.Нестеров. Оперная студия консерватории (дирижер Ф.Сепкулов, режиссер Л.Химич) показала на сцене филармонии «Травиату» Верди. В малом зале АГК состоялась вокально-методическая конференция, на которой присутствовала приглашенная из Москвы дочь М.Максаковой – народная артистка РСФСР, актриса театра им. Вахтангова – Л.Максакова. Так начинался Всероссийский, а с 1994 г. – Международный фестиваль вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой.
С 1989 г. в Астрахани проводится фестиваль «Дни современной музыки». Идея организации этого фестиваля принадлежит московскому композитору С.Беринскому и астраханскому композитору Ю.Гонцову. В 1993 г. «Дни современной музыки в Астрахани» получили международный статус. В концертах фестиваля, с самого начала его существования, звучала, преимущественно, новая музыка отечественных и зарубежных композиторов. Первыми исполнителями нередко являлись педагоги и студенты АГК: оркестр русских народных инструментов (рук. В.Махов), симфонический оркестр (рук. Ф.Сепкулов), различные инструментальные ансамбли (рук. М.Бесценная, Л.Егоров, В.Махов), хор (рук. С.Комяков, Л.Власенко); Г.Бескровная, Л.Круглова, Е.Винокурова, В.Белюсенко, В.Смиховский, В.Пахомов, С.Курганов, В.Шубный, Н.Захарян, В.Шмуленсон, В.Лотоцкая, Г.Волкова, С.Усольцев и др. В 1993 г. композитору А.Блинову (доценту АГК) была присуждена премия им. Д.Шостаковича. В этом же году Астраханская организация Союза композиторов России обрела самостоятельность: в нее вошло 7 человек, из них 6 преподавателей консерватории: композиторы А.Блинов (ответственный секретарь) и Ю.Гонцов, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, почетный гражданин г. Астрахани, профессор М.Этингер, кандидаты искусствоведения Л.Иванова, Л.Саввина, М.Хрущева. А в 1998 г. Астраханская региональная организация пополнилась еще одним композитором – воспитанником АГК, преподавателем Астраханского музыкального училища А.Рындиным, принятым в Союз композиторов России.
В 1980-1990-е среди творческих коллективов консерватории выдвинулся студенческий хор (рук. Н.Иванова, Л.Егоров, С.Комяков, Л.Власенко). С симфоническим оркестром регулярно исполнялся «Реквием» Моцарта (дирижеры Ю.Иванов, Ф.Сепкулов, М.Щербаков). В 1985 г. в исполнении хора, солистов и инструментального ансамбля под управлением Л.Власенко прозвучал «Магнификат» Баха, а в следующем сезоне – монументальный «Реквием» Верди – под руководством С.Комякова. И эти концерты были лишь частью абонемента консерватории «Музыка и религия».
Несмотря на экономическую нестабильность периода распада Советского Союза, 1990-е годы в жизни консерватории и ее воспитанников отмечены созданием ряда профессиональных творческих коллективов. Так, в 1990 г. педагоги консерватории Е.Тейтельман и В.Махов, при поддержке председателя Астраханского отделения Фонда культуры Г.Маколова, сформировали оркестр русских народных инструментов, который через два года, под руководством В.Махова, был зачислен в штат филармонии (с 2008 г. – Русский оркестр им. В.Махова). Тогда же, в 1992, Е.Тейтельман организовал квартет народных инструментов «Скиф», вскоре завоевавший лауреатские звания на Всероссийском конкурсе (Астрахань, 1992 г.) и Международном конкурсе (Клингенталь, 1993 г.). С 1994 г. «Скифом», играющим с самого начала в неизменном составе (А.Мостыканов, С.Соколов, И.Калина, А.Бабушкин), бессменно руководит заслуженный артист РФ, профессор А.Мостыканов. Став победителем на очередных конкурсах – в Италии (1995 г.) и Дании (1996 г.), этот мобильный коллектив постоянно гастролирует по России, ближнему и дальнему зарубежью, выступает в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга. Солисткой квартета, с 1995 г., является народная артистка РФ, профессор АГК Н.Тарасова. Нельзя не назвать и созданный в 1993 г. ансамбль «Nata-bene-trio», в который входили: заслуженный артист РФ, профессор Астраханской консерватории, баянист В.Балык и две домристки – доцент Н.Балык и ее воспитанница Н.Воробьинова. Этот коллектив также стал лауреатом международных конкурсов (во Франции и Италии) и выступал вплоть до отъезда супругов Балык в Хорватию (1998 г.). Кроме того, в 1999 г. воспитанник АГК С.Лагутик организовал ансамбль народных инструментов «Русские тайны», который также получил признание, став дипломантом Всероссийского конкурса (Ленинград, 1999 г.).
Мощный всплеск ансамблевого исполнительства на народных инструментах в Астрахани был связан не только с наличием здесь высококвалифицированных музыкантов-народников и поддержкой местными властями тех коллективов, которые выступали на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, но и благодаря творческому общению астраханских исполнителей с выдающимися представителями отечественного музыкального искусства. В 1990-е профессором Астраханской консерватории являлся Н.Калинин, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.Осипова. Каждый приезд в Астрахань и выход Калинина к студенческому оркестру народных инструментов, завершавшийся концертом в большом зале консерватории, был ярким праздником для астраханских слушателей и бесценным мастер-классом для студентов и педагогов АГК, тем более, что в концертные программы маэстро входили произведения, которые впервые исполнялись в Астрахани: сюита Шнитке «Ревизская сказка», симфония Курченко «Житие Сергия Радонежского» (с участием студенческого хора и камерного хора «Лик» под руководством заслуженного артиста РФ, профессора С.Комякова); со студенческим оркестром, под управлением Калинина, солировали народные артисты РФ Н.Тарасова, В.Овсянников, заслуженная артистка РФ М.Попандопуло, А.Нестеров и др.
А среди астраханских фольклорных ансамблей, в которых работали выпускники АГК, неизменно выделялись: «Астраханская песня» (с1978 г.), под руководством воспитанницы АГК Е.Шишкиной, в программах которой воплощались фольклорные обряды русского быта, и студия народного творчества «Раздивье» (с 1992 г.), созданная также воспитанницей АГК И.Тарасовой, в творческой деятельности которой особое внимание уделялось изучению и современному претворению традиций народного творчества астраханских липован (русских старообрядцев, вернувшихся на историческую родину из Румынии).
С идеей возрождения в Астрахани концертов духовой музыки на пленэре (открытых площадках) неоднократно выступали в печати педагоги кафедры духовых инструментов Я.Левицкий, В.Шавшин, В.Пахомов. И, наконец, в 1990 г. при городском управлении культуры (в бытность начальника – заслуженного работника культуры РФ Н.Терещенко) был создан профессиональный духовой оркестр. Коллектив оркестра, состоявший в основном из педагогов, воспитанников и студентов АГК, возглавил преподаватель Астраханского музыкального училища, заслуженный работник культуры РФ В.Курганов. Репертуар оркестра не ограничивался традиционными маршами и попурри, включая классические произведения в переложении для духового оркестра, как, например, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского или увертюра «1812 год» Чайковского. С 1995 г. оркестром руководит заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры духовых инструментов консерватории В.Алатарцев, продолживший репертуарную политику своего предшественника.
Картина музыкальной жизни Астрахани в 1990-е будет не полной, если не назвать созданные тогда же: ансамбль «Ретро» (рук. – лауреат международных конкурсов, доцент В.Смиховский); камерный хор «Лик» (рук. – заслуженный артист РФ, профессор С.Комяков, хормейстер – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.Власенко); фортепианный квинтет «Концертино» (рук. – заслуженная артистка РФ, профессор М.Бесценная); а также ансамбль скрипачей (рук. – профессор Е.Франгулова, концертмейстер – лауреат международных конкурсов, доцент Ю.Эльперин) и ансамбль альтистов «Виола» (рук. – профессор В.Лотоцкая, концертмейстер – М.Бесценная). Все эти коллективы, состоящие из воспитанников АГК, стали востребованными, принимая участие во многих культурных акциях города и области. А весной 1996 г. осуществилась мечта многих поколений астраханских музыкантов и любителей оперного искусства: в Астрахани открылся Государственный музыкальный театр (АГМТ), возглавляемый: директором, заслуженным деятелем искусств Башкортостана Е.Тейтельманом, художественным руководителем и главным дирижером И.Сметаниным, главным режиссером Л.Химич, главным хормейстером Г.Дунчевой. Причем, музыкальный театр появился благодаря объединению творческих сил консерватории и филармонии. Именно поэтому довольно оперативно были сформированы: театральный симфонический оркестр и хор. Первыми солистами нового театра стали ведущие певцы оперной студии консерватории и филармонии, а также талантливая молодежь из числа студентов и выпускников АГК. И это позволило в самые короткие сроки представить публике такие спектакли, как «Веселая вдова» Легара, «Летучая мышь» Штрауса, «Севильский цирюльник» Россини, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Травиата» Верди. Среди исполнителей главных партий знатоки-меломаны сразу же приметили баритонов В.Молоканова и В.Белюсенко, баса В.Снимщикова, тенора А.Нестерова, меццо-сопрано М.Попандопуло и, особенно, сопрано Н.Тарасову, которая вначале приезжала сюда из Саратова (где она преподавала в консерватории), а в 1997 г. окончательно переехала в Астрахань, став ведущим педагогом класса сольного пения в АГК и примадонной Астраханского музыкального театра.
В 1997-2003 ректором консерватории являлась Л.Круглова, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный работник культуры Калмыкии, профессор по классу специального фортепиано. В этот период был осуществлен ремонт органа и произведена реконструкция большого зала. Открылась аспирантура, выпускники которой успешно защищали кандидатские диссертации (О.Шевченко, С.Севастьянова, Н.Драч, С.Мозгот и др.), становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов (Т.Кливаденко, Т.Важорова, И.Белая, А.Немошкалов, Д.Червяков и др.).
В декабре 2002 г., в рамках федеральной программы «Культура регионов России», в большом зале РАМ им. Гнесиных состоялся концерт студентов и педагогов Астраханской консерватории. Посланцами АГК являлись: заслуженные артисты РФ, профессора Н.Тарасова, Е.Михайлова, А.Курганова, С.Усольцев, М.Бесценная; лауреат международных конкурсов, доцент В.Смиховский, концертмейстер А.Бакшеева; стипендиат «Фонда Н.Петрова» – Т.Курбанов; аспиранты Т.Кливаденко, И.Белая; квартет флейт под руководством лауреата Международного конкурса В.Бабаханяна; студенты – Е.Шапкина, Д.Соловьев, Н.Самусенко, С.Романов, М.Букин. Вела программу заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.Власенко. А в 2003 г. пианист выдающегося дарования Т.Курбанов успешно выступил с концертами в двух отделениях в Оружейной палате Московского кремля (в рамках фестиваля «Кремль музыкальный») и Большом зале Московской консерватории (в абонементе «Николай Петров представляет»).
В 2003 г. Астраханскую консерваторию возглавил заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор кафедры народных инструментов А.Мостыканов, которому сразу же выпала ответственная задача – принимать в консерватории певцов-участников XX (юбилейного) Международного конкурса вокального искусства им. М.И. Глинки и компетентное жюри под председательством выдающейся певицы, народной артистки СССР, профессора Московской консерватории И.Архиповой. Первые два тура проводились, при многочисленной публике, в большом зале АГК, третий тур – в областном драматическом театре, заключительный концерт лауреатов и дипломантов – в музыкальном театре (симфонический оркестр АГМТ играл под управлением дирижера Большого театра П.Клиничева). Для участия в конкурсе было заявлено около 200 вокалистов, из них – 8 воспитанников АГК. По итогам конкурсных испытаний из астраханских певцов лауреатом стала Т.Кливаденко (II место), и она же удостоилась диплома за лучшее исполнение народной песни, а диплом за лучшее исполнение романса Гурилева получила И.Белая.
Прошедшее десятилетие для Астраханской консерватории стало временем материально-технического переоснащения и заметной активизации научно-исследовательской и музыкально-просветительской деятельности; открытия новых специальностей («Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром», «Национальные инструменты народов России», «Театр оперетты, мюзикл», «Дирижирование оркестром народных инструментов», «Музыкальная педагогика», «Хоровое народное пение», «Музыкальное искусство эстрады. Инструменты эстрадного и джазового оркестра», «Актерское искусство. Артист драматического театра»); обновления программ обучения (проректор по учебной работе – кандидат искусствоведения, профессор О.Поповская).
В консерватории работает факультет повышения квалификации (ФПК), где проходят переподготовку педагоги высших и средних музыкальных учебных заведений, преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств, педагоги музыки общеобразовательных школ. Основная задача ФПК – повышение уровня преподавательской деятельности в образовательных учреждениях за счет ознакомления педагогов с передовым опытом научно-методической и практической работы.
На базе Астраханской консерватории проводятся: Международная научно-практическая конференция по музыкальной семиотике, всероссийские конференции по проблемам музыкального образования в XXI веке и по вопросам фониатрии и психологии, с публикацией сборников материалов конференций. С 2005 г. издается вестник Астраханской консерватории «Камертон», освещающий музыкальную жизнь вуза. Публикуются сборники научно-исследовательских и методических статей преподавателей и аспирантов; монографические труды докторов искусствоведения, профессоров Л.Ивановой, Л.Саввиной, Л.Казанцевой, П.Сладкова, кандидатов искусствоведения, профессоров М.Хрущевой, А.Свиридовой, П.Белика, Е.Франгуловой, кандидатов искусствоведения, доцентов О.Лучининой, В.Петрова, С.Тарасова, профессоров Ю.Гонцова, Л.Власенко, С.Комякова, Е.Винокуровой; нотные сборники сочинений и аранжировок профессоров Ю.Гонцова, Б.Стуса, С.Комякова, А.Мостыканова. Многогранную научно-исследовательскую, методическую, редакционно-издательскую работу возглавляет проректор по научной работе – доктор искусствоведения, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Л.Саввина.
Публичная концертная деятельность педагогов, концертмейстеров и студентов АГК осуществляется в благодатной атмосфере великолепных концертных залов консерватории – большого и малого, наполненных заинтересованными слушателями. Событиями в музыкальной жизни Астрахани стали выступления: симфонического оркестра (дирижеры: заслуженный артист РФ, профессор Ф.Сепкулов, Ило Янг, заслуженный артист РФ В.Белинский, доцент Л. Егоров, заслуженный деятель искусств Удмуртии И.Сметанин); оркестра народных инструментов (дирижеры: заслуженный деятель искусств РФ, профессор В.Махов, преподаватель Е.Серединцева); хора (руководители: заслуженный артист РФ, профессор С.Комяков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.Власенко, лауреат Международного конкурса, преподаватель Т.Рекичинская); народной артистки РФ, профессора Н.Тарасовой; заслуженных артистов РФ, профессоров: Л.Сулеймановой, М.Юдкевич, С.Усольцева, А.Мостыканова, А.Бабушкина, М.Бесценной,А.Кургановой; заслуженного артиста РФ И.Калины; заслуженного деятеля искусств Татарстана, профессора Л.Леонтьевой, заслуженного работника высшей школы РФ, заслуженного работника культуры Калмыкии, профессора Л.Кругловой; лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей: И.Барабановой, В.Усольцевой, Г.Волковой, В.Бабаханяна, Ю.Эльперина, Е.Стрельцовой, С.Соколова, В.Смиховского, С.Пешковой, А.Гасратовой, Т.Важоровой, И.Михайлова, Н.Муравьевой, Е.Евтушенко, Л.Бутакова.
Важное воспитательное значение имеют абонементные циклы концертов для детей младшего возраста и старшеклассников, которые проводятся в большом зале консерватории. Благодаря участию в этих концертах талантливой молодежи – солистов и творческих коллективов консерватории, юные слушатели приобщаются к миру симфонической, хоровой, органной, вокально-инструментальной музыки.
За последние годы музыкально-просветительская работа АГК, четко организуемая концертным отделом во главе с проректором по концертной работе – народной артисткой РФ, профессором Н.Тарасовой, выросла в широкомасштабную культурно-просветительскую деятельность, значимую для города, области и всего Прикаспийского региона.
В Астраханской консерватории регулярно проводятся такие крупные мероприятия, определяющие статус вуза, как Международный конкурс студентов-пианистов им. Л.Оборина, Международный конкурс исполнителей на струнных инструментах, Всероссийский конкурс вокалистов им. М.Максаковой, Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Каспийская волна».
Астраханская консерватория развивается и совершенствуется. В 2008, по итогам Государственной аттестации, вузу присвоен статус «академии», подтвердившийся Государственной аттестацией 2013 года.
* * *
Отмечая 45-летие вуза, можно с уверенностью сказать, что Астраханская государственная консерватория с честью выдержала испытание временем и достойно выполняет свою миссию – подготовку высококвалифицированных музыкантов, внося тем самым вклад в культуру области, региона, всей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Среди более чем 3000 воспитанников Астраханской консерватории, работающих в России и за рубежом, – немало признанных специалистов. Это солисты Большого театра – заслуженный артист РФ Ан.Бабыкин и народный артист республики Северная Осетия-Алания О.Биктимиров; народный артист РФ, солист Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.Осипова – В.Овсянников; заслуженный деятель искусств РФ и народный артист Дагестана Х.Баширов; заслуженный артист РФ, солист Самарского театра оперы и балета Ал.Бабыкин; заслуженный артист РФ, солист Самарского театра оперы и балета и Новой оперы А.Антонов; лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Новой оперы Л.Кафтайкина; заслуженные артисты РФ, солисты Бурятского государственного академического театра оперы и балета Н.Волков и Л.Волкова; заслуженная артистка РФ, народная артистка Коми, солистка Государственного театра оперы и балета республики Коми М.Быстрова; заслуженная артистка Украины Л.Плетнева; народный артист Дагестана М.Заваев; заслуженный учитель Дагестана М.Гасанов; заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств республики Калмыкия, главный дирижер Национального оркестра республики Калмыкия В.Карпенко; оперно-симфонический дирижер А.Юдасин (возглавлял Якутский театр оперы и балета, Музыкальный театр Кузбасса, в настоящее время – дирижер Красноярского театра оперы и балета, гастролирует за рубежом); лауреат всероссийских и международных конкурсов, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Академического хора Московского университета им. М.Ломоносова – М.Аскеров; директор Дербентского музыкального училища Ф.Аскеров; заслуженный работник культуры РФ, профессор, ректор Волгоградской консерватории им. П.Серебрякова – Д.Арутюнов; лауреат всероссийских конкурсов, заслуженный работник культуры РФ, руководитель хоровых коллективов Ф.Тугушев (Томск); заслуженный работник культуры республики Северная Осетия-Алания С.Белов; лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор Дирекции кино «Первого канала» Р.Муратов; лауреаты международных и всероссийских конкурсов, солисты оперных театров: С.Плюснин (Большой театр, «Геликон-опера»), Е.Крапивина (Мариинский театр); солист симфонического оркестра и руководитель струнного квартета «Замир», профессор В.Шмуленсон (Хайфа, Израиль); лауреат Международного конкурса, профессор Русской консерватории им. С.Рахманинова – Н.Цекирова (Париж, Франция); доктор искусствоведения, профессор университета в Торонто (Канада) – С.Славина; доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.Герцена (Санкт-Петербург) – Г.Овсянкина; доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.Волкова (преподает в различных вузах, в том числе в Ростовской консерватории им. С.Рахманинова); доктор искусствоведения, профессор, зав.кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского педагогического университета, заслуженный деятель Республики Адыгея С.Хватова; руководитель и дирижер хоровых и оркестровых коллективов А.Симонян (Германия); лауреат Всероссийского конкурса им. М.Глинки и международных конкурсов, солистка оперного театра г. Бремена (Германия) – Т.Кливаденко; участница международных фестивалей, солистка русско-норвежского ансамбля «Kollektivo klassik», аспирантка консерватории им. Керубини во Флоренции – Л.Йорстад (Норвегия); лауреат всероссийских и международных конкурсов Е.Давыдова (сейчас аспирантка Казанской консерватории) и др.
Многие воспитанники АГК работают в Астрахани и области. Министром культуры Астраханской области (с весны 2009 г.) является И.Тарасова (закончившая АГК по двум специальностям: фортепиано и сольное народное пение), создатель студии народного творчества «Раздивье», заслуженный деятель искусств Ингушетии, талантливый организатор крупных общественно-культурных акций, с участием представителей стран Прикаспия. Особое внимание в деятельности министерства, возглавляемого И.Тарасовой, уделяется сохранности и развитию национальных культурных традиций народонаселения Астраханского края.
В разное время в Астраханской консерватории преподавали и работают сейчас ее воспитанники: заслуженный деятель искусств РФ, создатель Русского оркестра Астраханской филармонии, профессор В.Махов; лауреат Всероссийского конкурса, руководитель астраханского ансамбля «Ивушка» В.Роммель (сейчас – в Германии); заслуженный работник культуры РФ А.Лавриненко (ныне художественный руководитель Астраханского государственного ансамбля песни и танца); заслуженный деятель искусств и заслуженный артист РФ, ректор АГК, профессор А.Мостыканов (коллектив консерватории трижды избирал его на должность ректора: в 2003, 2008, 2013); кандидат искусствоведения, проректор по учебной работе, профессор О.Поповская; заслуженный артист РФ, профессор, декан АГК А.Бабушкин; заслуженная артистка РФ, профессор, зав.кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки М.Бесценная; заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, зав. кафедрой сольного пения и оперной подготовки И.Маколова; заслуженный работник культуры РФ, доцент, зав. кафедрой духовых инструментов В.Алатарцев; лауреат международных и всероссийских конкурсов, доцент, зав. кафедрой народных инструментов С.Соколов; заслуженный работник высшей школы РФ, профессорА.Свиридова; доктор искусствоведения, доцент Е.Шишкина (ныне художественный руководитель Государственного фольклорного центра «Астраханская песня»); заслуженный деятель искусств РФ, главный хормейстер Астраханского государственного театра оперы и балета, профессор АГК Г.Дунчева; лауреат международных конкурсов, доцент Н.Балык (ныне – в Хорватии); доценты: В.Пахомов (зав. кафедрой духовых инструментов в 1980-е), А.Колупаев и А.Юнг (сейчас – в Германии), Т.Карпюк (возглавляя производственную практику студентов дирижерско-хорового отделения, в 1989 г. создала хоровую студию «Радуга» при общеобразовательной школе №10); лауреаты международных конкурсов, доценты Ю.Эльперин, В.Смиховский; доцентыА.Дудина (декан), Н.Петрова; кандидаты искусствоведения, доценты И.Некрасова, В.Петров; кандидат психологических наук, доцент О.Лучинина; дипломант Всероссийского конкурса, профессор В.Усольцева;лауреат Всероссийского конкурса им. В.Барсовой, старший преподаватель Т.Важорова; заслуженная артистка Ингушетии Н.Карнеева; лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей – старший преподаватель, журналист, специальный корреспондент российской радиокомпании «Голос России» – К.Гузенко, преподаватели И.Михайлов, Н.Муравьева, Е.Евтушенко, Е.Стрельцова, Е.Нимгирова; студенческим оркестром народных инструментов руководит Е.Серединцева (с 2008 г.), хоровым классом – Т.Рекичинская (с 2011 г.). Среди концертмейстеров – воспитанников АГК: стипендиат «Фонда Н.Петрова» Т.Курбанов (работал в 2001-2005, гастролируя с сольными концертами в Москве, Махачкале, Казани и других городах России, а также во Франции); заслуженный артист РФ И.Калина (в оркестре народных инструментов), заслуженный артист РФ И.Кухар (в симфоническом оркестре), концертмейстер симфонического оркестра Е.Иноченко; ведущие певцы в хоровом классе – В.Лужан, М.Кухарев, А.Скудин; лауреаты и дипломанты всероссийских конкурсов – А.Гасратова, С.Пешкова, И.Козак, Л.Билецкая, Д.Соловьев, а также А.Мараховская, Н.Бабушкина, В.Ходаева, М.Яковлева, А.Бакшеева, Н.Фомичева (ныне управляющая благотворительным фондом «Возрождение астраханского органа», выступает как органистка), Т.Лёгенькая, А.Старинцева, А.Васильева и др.
Артистами Астраханской государственной филармонии являлись и продолжают работать в настоящее время воспитанники АГК: заслуженные артисты РФ – В.Горчаков, Б.Ванюшкин, И.Калина; Е.Белинская и В.Белинский (оба сейчас в Германии); дипломанты и лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей – Т.Важорова, О.Бочкарева, В.Петровский, В.Сутыгин, И.Михайлов, Ш.Мирзоев, А.Забелина (студентка АГК). Русский оркестр им. В.Махова возглавляет Е.Серединцева. Камерным хором, ставшим лауреатом Международного фестиваля духовной музыки в Белоруссии (Могилев, 2013) руководит Т.Рекичинская. Эстрадно-симфоническим оркестром управляет А.Назариков. Струнным ансамблем «Ars Nova» руководит Т.Куршева, ансамблем «Душа и сердце» – Ю.Эльперин, «Русским трио» – Р.Грачев. Украшением Астраханской филармонии является квартет народных инструментов «Скиф», в неизменном составе которого играют воспитанники АГК: заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ А.Мостыканов (художественный руководитель), заслуженные артисты РФ – А.Бабушкин, И.Калина, лауреат всероссийских и международных конкурсов С.Соколов. В числе лекторов-музыковедов филармонии – заслуженная артистка РФ, автор музыкально-просветительских программН.Дорофеева; а также Е.Медведева, Ю.Скрипченкова.
В Астраханском государственном театре оперы и балета (в 1996-2010 – Астраханский государственный музыкальный театр) работают выпускники АГК: заслуженный деятель искусств РФ, главный хормейстер Г.Дунчева; помощник художественного руководителя, кандидат философских наук В.Базов; заслуженная артистка РФ и народная артистка Татарстана Е.Михайлова; заслуженные артисты РФ – М.Попандопуло, И.Кухар; Т.Павлова; лауреаты и дипломанты всероссийских конкурсов – И.Белая, Р.Сигбатулин, Т.Баласанова, Е.Старцева, Е.Каюкова, С.Сигбатулина, О.Воронина, И.Лопатина, М.Кухарев, А.Скудин, Е.Стрельцова; Е.Трофименко; концертмейстеры М.Маленьких, А.Гасратова.
В Астраханском музыкальном колледже (ранее – училище) им. М.Мусоргского преподавали и продолжают работать воспитанники АГК: директор колледжа – лауреат Всероссийского конкурса С.Киселев; зам. директора по учебной работе – А.Линёв; зам. директора по учебно-воспитательной работе – В.Миляев; заслуженные работники культуры РФ, преподаватели – М.Будинов, С.Беляков, Ю.Решетников (в 1990-е – директор музыкального училища); В.Алёшин (создатель училищного оркестра народных инструментов), Т.Канавина (в 1970-е руководила хором училища); кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ С.Кулибаба (являлся также директором Областного методического центра народной культуры, руководил ансамблем народной песни «Скоморошина»); зав. вокальным отделением, заслуженная артистка РФ, народная артистка Татарстана Е.Михайлова; заслуженный работник культуры РФ, лауреат Международного конкурса, зав. дирижерско-хоровым отделением Н.Никитина; зав. отделением духовых и ударных инструментов, заслуженный работник культуры РФ В.Алатарцев; зав. струнным отделением колледжа Н.Омяльева; зав. эстрадным отделением В.Михайличенко; зав. отделением обязательного фортепиано С.Львова; руководители вокально-хоровых коллективов колледжа – Ю.Киселёва, И.Суменкова; руководитель духового оркестра А.Бакшеев; руководитель эстрадного оркестра Е.Якушкин; руководитель ансамбля альтистов А.Дубинина; лауреат премии им. А.Каппа, член Союза композиторов РФ, председатель Астраханского регионального отделения Союза композиторов РФ, преподаватель А.Рындин; обладатели знака Министерства культуры РФ «За достижения в области культуры» – Ю.Петрова, Т.Караева; кандидаты искусствоведения – Н.Калиниченко, С.Севастьянова, О.Шепшелева; лауреаты всероссийских и международных конкурсов, преподаватели – В.Руденко, И.Атаджанова, Д.Соловьев; преподаватели – С.Протасов, И.Федорина, Т.Чуканова, Л.Супрун, И.Рубинчик, Р.Левина, Н.Миляева, М.Мякушина, Е.Хачиров.
Астраханский колледж культуры возглавляет воспитанница АГК, заслуженный работник культуры РФ А.Смиховская. Среди педагогов и концертмейстеров колледжа (выпускников АГК) – заслуженный работник культуры РФ, почетный работник среднего профессионального образования РФ О.Смирнова; зам.директора по учебной работе Т.Константинова; В.Никитин, Е.Дубовицкая, О.Горбунова, Н.Петрова, А.Токарев, Л.Молоканова.
Немало выпускников Астраханской консерватории нашли свое призвание в работе с детьми (в музыкальных, общеобразовательных, воскресных школах и различных студиях). Областной Учебно-методический центр по художественному образованию детей возглавляет М.Анисимова. Среди учителей-подвижников: заслуженные работники культуры РФ – В.Ляхова, А.Черчинцев, Л.Столярова, Г.Кайдалова, Н.Безводина; лауреат всероссийских конкурсовО.Федотова; лауреат конкурса «Учитель года Астраханской области-2013» О.Жаркова; дипломант Всероссийского конкурса Г.Боронина; И.Катюжанская, Л.Чурсина, Е.Зверева (Кайдалова), Н.Белоненко (Жирнова), С.Быстров, Ж.Адаева, Т.Широких, Л.Шевченко, Н.Каширская, Д.Сейталиев, Э.Тулубаева, А.Покусаева.
* * *
Знаменательно, что 45-летие Астраханской государственной консерватории приходится на 2014 г., объявленный в России Годом культуры. А это означает, что целая армия музыкантов, отмечая юбилей alma mater, подарит слушателям незабываемые встречи с музыкой Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина и других великих композиторов!
Составители:
доктор искусствоведения, профессор Л.Саввина,
народная артистка РФ, профессор Н.Тарасова
Первый ректор Астраханской государственной консерватории А.Ф. Ушкарёв (1928-2008)
Быть первым в любом деле – почетная и нелегкая задача, особенно если речь идет о руководстве новым музыкальным вузом, педагогический и студенческий состав которого приходилось формировать в трудных условиях капитального ремонта и переустройства старинного здания, предоставленного под учебные аудитории, да еще и строительства студенческого общежития. Все это выпало на долю первого ректора Астраханской государственной консерватории – заслуженного деятеля искусств Украинской ССР, доцента А.Ф. Ушкарева, назначенного на эту должность приказом Министерства культуры РСФСР весной 1969 года, за три месяца до вступительных экзаменов в новый вуз. И это правительственное решение – направить в Астрахань авторитетного специалиста, опытного организатора музыкально-общественной и учебно-воспитательной работы – положительно сказалось на старте восьмой по счету консерватории в России.
А каким он был – первый ректор Астраханской консерватории – Анатолий Федорович Ушкарев? На этот вопрос можно ответить, познакомившись с его биографией, составленной на основе архивных материалов и воспоминаний о нем педагогов-ветеранов АГК, выступлений самого А.Ф. Ушкарева со статьями в астраханской прессе, а также сведений, почерпнутых из литературных источников (Александр Юрлов. Статьи и воспоминания. Материалы – М., 1983; Елизавета Кудрявцева. Мой музыкальный век. – СПб., 2011). Таким образом, творческий портрет А.Ф. Ушкарева – первого ректора Астраханской государственной консерватории – впервые представлен на фоне его большого жизненного пути.
Он родился 5 февраля 1928 года в Ленинграде, в семье служащего. В 1936 пошел в общеобразовательную школу, а через год был переведен в Хоровое училище при знаменитой Ленинградской академической капелле. Музыкально одаренному мальчишке повезло, что в 1937 году педагоги Капеллы – П.А. Богданов (работавший там с царских времен, когда Капелла была Придворной) и Е.П. Кудрявцева (будущая народная артистка России, профессор первой Российской консерватории, школу которой прошли народные артисты СССР Д.Китаенко и А.Дмитриев) – прослушивали мальчиков по всему городу, набирая голосистых «соловушек» в детский хор Капеллы. Вот так 9-ти летний Толя Ушкарев стал одноклассником Саши Юрлова и Володи Минина, которые так же попали в число капеллан (и стали впоследствии светилами отечественного хорового искусства). Своим особым музыкантским сословием – КАПЕЛЛАНИН – Ушкарев дорожил всю свою жизнь и всегда помнил своих первых УЧИТЕЛЕЙ, благодаря которым он не только полюбил профессию хорового дирижера, но и просто остался в живых. Когда началась Великая Отечественная война, детей и часть Капеллы эвакуировали в село Арбаж Кировской области. В суровых условиях войны за быт и учебу ребят отвечал П.А. Богданов, а концертную работу Капеллы по обслуживанию воинских частей и госпиталей возглавила Е.П.Кудрявцева. Главное – ребята, оказавшиеся в эвакуации, – выжили. Но многие из них потеряли своих родных и близких, оставшихся в блокадном городе. В 1942 году, во время блокады Ленинграда, погибли все родные Анатолия – отец, Ушкарев Федор Андреевич, мать, Мария Михайловна, и старшие сестры – 18-летняя Евгения и 22- летняя Татьяна.
В 1944 году капеллан перевезли из села Арбаж в столицу, где они продолжили учиться в Московском хоровом училище, организатором и директором которого являлся выдающийся хоровой деятель А.В. Свешников (в 1948-1974 – ректор Московской консерватории). Закончив училище в 1945 году, Ушкарев поступил в Московскую консерваторию. Это было, как он сам говорил, «огромным счастьем». В консерваторском общежитии он жил в одной комнате с Александром Юрловым, дружба с которым переросла в родство. Впоследствии Юрлов так и представлял Ушкарева – «мой молочный брат».
А тогда они, выпускники первого послевоенного выпуска Московской консерватории, жадно тянулись за знаниями, настойчиво занимались профессиональной самоподготовкой. Консерваторскими наставниками Анатолия были профессора В.Г. Соколов (по хоровому дирижированию) и Н.П. Аносов (по оперно-симфоническому дирижированию). Кроме того, в студенческие годы Ушкарев начал преподавать в Московском хоровом училище, являясь ассистентом самого А.В. Свешникова. К тому же, энергичного, пытливого студента пригласили руководить оркестром Русского народного хора им. Пятницкого. В составе этого коллектива начинающий дирижер гастролировал по стране и за рубежом. А еще Анатолий выезжал с хором Московского атозавода им. Лихачева в Венгрию, на Второй Всемирный фестиваль молодежи и студентов, за что был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Словом, к окончанию консерватории (в 1950 г.) Ушкарев был всесторонне подготовленным к самостоятельной практической деятельности. Когда молодого специалиста призвали в ряды Советской Армии, то приказом начальника Главного политического управления Советской Армии и Флота он был назначен художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Советской Армии воинской части, дислоцированной в Румынии.
По возвращении из Румынии в 1956 году, А.Ф. Ушкарев возглавил Украинский ансамбль песни и танца Донецкой филармонии. В 1960 за успешную деятельность он был награжден медалью «За трудовую доблесть» и Почетной грамотой Министерства культуры СССР. В 1962 его перевели на должность художественного руководителя и главного дирижера Шахтерского ансамбля песни и танца Донбасса. А в 1965 за большой вклад в музыкальное искусство Украины ему присвоили почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». Прослеживая карьерный рост А.Ф. Ушкарева, следует иметь в виду, что он являлся членом КПСС (с 1960 г.), а в советское время партийная принадлежность играла не последнюю роль в продвижении специалиста, хотя члену КПСС приходилось подчиняться вышестоящему партийному руководству и, как в Армии, работать там, куда направит Партия. Так, в 1965 году Ушкарев стал художественным руководителем Донецкой государственной филармонии, где он избирался секретарем партийного бюро и, таким образом, был в ответе не только за творческую работу, но и за состояние всех производственных дел. Правда, это не помешало ему тогда же, как штатному совместителю, преподавать на кафедре хорового дирижирования Донецкого государственного музыкально-педагогического института и в 1968 году утвердиться в ученом звании доцента.
Наряду с исполнительской, руководящей и педагогической работой А.Ф. Ушкарев всегда увлекался сочинением музыки. Еще в студенческие годы, работая с оркестром Хора им. Пятницкого, он написал для этого коллектива Сюиту на темы казачьих песен. Возглавляемый им в Румынии военный ансамбль играл его Фантазию для эстрадного оркестра. В украинский период он создал ряд крупных произведений: балетные сюиты «Цветы Украины» и «Заре навстречу», симфоническую поэму «Березка», кантату «Родина» на слова В.Бокова. И тогда же в его творчестве появилась музыка для детей – сборник фортепианных пьес и музыкальная сказка «Зайка-зазнайка».
Теперь можно представить, с каким весомым творческим багажом А.Ф. Ушкарев прибыл весной 1969 в Астрахань. Казалось, что здесь он – надолго, ведь приехал с женой, Аллой Николаевной (она закончила Гнесинское музыкальное училище, работала в ансамблях и филармонии, а с рождением детей стала домохозяйкой), и двумя сыновьями – Юрием и Александром. Поэтому ректорской семье сразу же предоставили квартиру в центре города, в доме на площади Ленина.
С самых первых дней ректор А.Ф. Ушкарев с головой окунулся в устройство консерваторских дел: нужно было срочно формировать вузовский педагогический состав, чтобы провести вступительные экзамены по различным музыкальным специальностям и начать первый учебный год в вузе. При этом ему приходилось решать сложный вопрос – где размещать абитуриентов (более 500 человек со всех концов страны), а затем первокурсников (100 – на очном отделении, 35 – на заочном), – ведь своего общежития у консерваторцев вначале не было: пятиэтажка, по улице Победы, еще строилась и не была готова к расселению студентов. Строительные работы велись и в здании консерватории. Да разве перечислишь все проблемы и всё то, что выпало первому ректору Астраханской консерватории! Но главное – под руководством А.Ф. Ушкарева музыкальный вуз сразу же заявил о себе четко организованной учебно-воспитательной и концертно-просветительской деятельностью. Студенты были нацелены на серьезное отношение к учебе. Из первокурсников были созданы отличные ансамбли скрипачей и виолончелистов, кроме того, педагоги и студенты оркестрового факультета образовали симфонический оркестр. На кафедрах хорового дирижирования и народных инструментов также появились студенческие и педагогические творческие коллективы и велась работа по оказанию помощи художественной самодеятельности города и области. Открылся музыкальный лекторий, слушатели которого, учащаяся и рабочая молодежь, приобщались к классическому искусству в форме увлекательных бесед, сопровождаемых «живым» звучанием музыки. Авторитет консерватории в Астрахани укреплялся назначением ректора А.Ф. Ушкарева музыкальным руководителем городских мероприятий по обслуживанию партийных конференций и концертов, посвященных знаменательным датам.
Когда весной 1970 года в консерватории состоялось торжественное открытие большого зала, в праздничном концерте впервые в Астрахани прозвучала кантата Ушкарева «Родина». Сводным студенческим хором (солировал студент-вокалист Г.Моисеев) и симфоническим оркестром дирижировал автор. Эта кантата (с солистом ансамбля «Моряна» В.Охремчуком) вошла и в программу авторского вечера Ушкарева, состоявшегося весной 1971 года. Между прочим, высоко оценивая исполнительский потенциал преподавателей консерватории, он написал, специально для данного вечера, ряд новых сочинений: Концерт для фортепиано с оркестром (солировал Н.Токарев), Концерт для скрипки с оркестром (солировал В.Руденко), Пьесу для виолончели и фортепиано (играли Е.Фурсин и Т.Базова), хоровую миниатюру «Лес» и обработку русской народной песни «Ельничек да березничек» (исполнял студенческий хор под управлением С.Комякова).
Наряду с ректорскими обязанностями, доцент А.Ф. Ушкарев преподавал на кафедре хорового дирижирования. В его дирижерском классе занимался В.Чернявский (впоследствии заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, возглавлял Кубанскую консерваторию), который перенял от своего наставника оптимистический жизненный настрой и преданность избранной профессии.
Вспоминая о первом ректоре Астраханской консерватории, нельзя не отметить его пропагандистских способностей, умения выступать с ярким словом перед публикой, как, например, во время проведения осенью 1970 года торжественного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Бетховена. А еще нельзя обойти вниманием глубокие размышления А.Ф. Ушкарева на страницах местной прессы – относительно состояния и развития художественной самодеятельности в Астраханской области (Ушкарев А. Родник народного искусства // Волга. – 1970. – 7 января.). Интересно, что он задумывал открыть в консерватории кафедру народного творчества, считая, что народными хорами должны руководить высококвалифицированные специалисты. В перспективных планах первого ректора была и кафедра композиции, и оперная студия, и орган в большом зале, и оснащение фонотеки звукозаписывающей аппаратурой, и пополнение библиотечного фонда современной литературой, и строительство спортивной площадки, и благоустройство зелеными насаждениями территории в консерваторском дворе (Ушкарев А. Становление нового вуза // Волга. – 1970. – 30 июля). Конечно, реализация таких трудоемких задач осуществляется десятилетиями, но, как говорится, «процесс пошел» с самых первых лет существования Астраханской консерватории.
Однако деятельность А.Ф. Ушкарева в Астрахани была непродолжительной. В январе 1973 года семья, оставив здесь обжитую квартиру, неожиданно для многих астраханцев, переехала в Москву. Но к серьезной перемене в жизни Анатолий Федорович готовился заранее, уже летом 1972 года он знал, что вскоре, переводом из Астраханской консерватории, будет работать в Москве. И свое 45-летие, 5 февраля 1973 года, Ушкарев тоже хотел встретить на новом месте, в кругу дорогих сердцу капеллан и непременно с А.А. Юрловым, теплые дружеские отношения с которым у него никогда не прерывались. Но 2 февраля 1973 года, когда в Москву со всех концов России съехались композиторы и члены правления Всероссийского хорового общества, принимавшие участие в IV пленуме Правления Союза композиторов РСФСР, пришла горестная весть о скоропостижной кончине А.А. Юрлова, народного артиста СССР, художественного руководителя Республиканской хоровой капеллы (ныне носит его имя), зав. кафедрой хорового дирижирования ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, председателя Всероссийского хорового общества.
Сведения о том, как сложился заключительный – московский период творческой жизни А.Ф. Ушкарева, можно извлечь из общеизвестного списка его достижений. Здесь он начал с должности зам.директора Росконцерта, а в 1975 стал главным редактором репертуарно-редакционной коллегии Управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР. Одновременно с административной работой А.Ф. Ушкарев продолжил преподавательскую деятельность, являясь доцентом на кафедре сочинения теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. Как вузовский педагог, он написал учебник «Основы хорового письма» (издан в 1980). Тогда же, в 1970-1980-е годы, в числе его музыкальных сочинений появились: две симфонии, оперетты «Любушка» и «Дон Сезан де Базан», оратория «Я славу женщине пою», кантата «Хлеб», ряд хоровых циклов и песен.
Анатолий Федорович Ушкарев, заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов России, умер 15 августа 2008 года, на 81-м году жизни. Его имя вошло в историю советской музыкальной культуры и связано с Астраханской государственной консерваторией, первым ректором которой он являлся.
Л.Власенко
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор АГК