Наталья Юрьевна Петрова (1954-2018)

Наталья Юрьевна Петрова

(1954-2018)

         «Моему тонкому концертмейстеру» … Так нежно подписала сборник романсов Рахманинова своей юной воспитаннице, Наталье Петровой, педагог Астраханского музыкального училища по концертмейстерскому классу Татьяна Сергеевна Власова. С того времени прошло более 40 лет, на протяжении которых Н.Ю. Петрова, доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, не раз выходила на сцену в Астрахани и других городах России. В 1980-х она как аккомпаниатор гастролировала с концертирующими музыкантами – преподавателями кафедры народных инструментов АГК – домристом В.А. Рябовым и балалаечником А.В. Мостыкановым. А ведь игра в таких дуэтах требовала от пианистки особой ансамблевой чуткости, и, надо сказать, она достойно справлялась с исполнительскими задачами в интерпретации партии фортепиано не только в переложениях классических произведений для домры и балалайки, но и в современных оригинальных сочинениях для этих инструментов, а также в виртуозных обработках народных песен. Кроме того, Наталья Юрьевна выступала как концертмейстер с преподавателем кафедры сольного пения и оперной подготовки, замечательным певцом-баритоном В.Н. Белюсенко, исполняя с ним известные арии и романсы русских и зарубежных композиторов.

         А как складывался профессиональный путь самой Натальи Юрьевны?

         Она родилась в Астрахани, в семье, где все любили музыку, а дедушка великолепно играл на гитаре и мандолине, хотя и не был профессиональным музыкантом. Музыкальные способности у одаренной девочки проявились довольно рано. Поступив в ДМШ №1, она занималась в классе Элеоноры Васильевны Корниловой. Как вспоминала Наталья Юрьевна, ей всегда везло с педагогами, особенно когда она в шестом классе музыкальной школы попала в класс А.М. Мышкиной, прекрасного педагога и человека, известной личности в истории астраханской музыкальной культуры. Воспитанница Ленинградской консерватории, Августа Михайловна около 60 лет преподавала класс фортепиано в Астраханском музыкальном училище и детской музыкальной школе №1. Учиться у такого высокообразованного, талантливейшего педагога-исполнителя, действительно, было большой удачей для юной пианистки, и Наталья, не раздумывая, продолжила свое обучение в классе А.М. Мышкиной в музыкальном училище. Там же, в училище, она с удовольствием занималась в концертмейстерском классе Татьяны Сергеевны Власовой, которая также являлась воспитанницей А.М. Мышкиной, а затем закончила Саратовскую консерваторию. Будучи опытным концертмейстером, она прививала своим ученикам интерес к этой специальности. Именно занятия с Татьяной Сергеевной, по словам Н.Ю. Петровой, стали началом ее становления как концертмейстера.

         После окончания училища, в 1973 году, Наталья поступила в Астраханскую консерваторию. Здесь ей повезло учиться в классе М.Б. Юдкевич (впоследствии заслуженная артистка РФ, профессор). Воспитанница ГМПИ им. Гнесиных, по классу профессора К.Х. Аджемова, Марина Борисовна была уникальной творческой личностью, ее познания в области музыкального искусства были настолько глубокими, что она могла сразу же воспроизвести на рояле любой фрагмент не только из фортепианного репертуара, но и из симфонической и оперной музыки, чем удивляла своих студентов. Каждый год она играла новую программу в двух отделениях, и ее творческие отчеты были ожидаемыми астраханскими любителями классической музыки. А для своих студентов она была эталоном не только в исполнительстве и педагогике, но и образцом эстетического внешнего вида и высоконравственного образа жизни. Другим педагогом, кому была благодарна Наталья Юрьевна, – ее наставник по концертмейстерскому классу М.П. Крылова (воспитанница Ташкентской консерватории, до приезда в Астрахань она преподавала в Новосибирской консерватории). Можно сказать, что Майя Павловна определила дальнейшую творческую судьбу своей ученицы, поскольку уже на IV курсе Наталья, по рекомендации Крыловой, стала работать концертмейстером на кафедре народных инструментов.

         Закончив консерваторию в 1978 году, Наталья Юрьевна была оставлена педагогом по концертмейстерскому классу на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Не останавливаясь на достигнутом, она в 1982 году поступила в ассистентуру-стажировку при Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Там она занималась под руководством профессора С.Б. Вакман. Софья Борисовна, которая, в свою очередь, обучалась у знаменитого педагога-пианиста В. Савшинского, привила молодой пианистке тонкую звуковую культуру аккомпанемента. Ценным было и то, что во время учебы в ассистентуре Петрова имела возможность выступать с такими известными вокалистами, как Татьяна Мелентьева, профессор кафедры камерного пения Ленинградской консерватории, и Владимир Шехтер.

         И то, что рояль у Натальи Юрьевны стал звучать по-другому, более мягко и содержательно, не могли не заметить ее астраханские коллеги по кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки.

         Надо сказать, что в Астраханской консерватории Н.Ю. Петрова не только преподавала, но и являлась концертмейстером на кафедре народных инструментов, где начинала еще в студенческие годы. Работая в классе доцента В.А. Рябова, талантливого исполнителя, Наталья Юрьевна часто выступала с ним в его сольных концертах в Астрахани и гастрольных поездках, а также записывалась на радио и телевидении. Их программы были разнообразными, ведь Виктор Андреевич исполнял не только обработки народных песен и переложения для домры классических произведений (скрипичные и флейтовые сонаты Баха, Генделя, Моцарта, Паганини, Пуленка, сочинения Куперена, Равеля, Щедрина), но и собственные композиции (его оригинальные произведения, как «Абай», «Песня под шарманку», до сих пор входят в репертуар домристов). И это было для пианистки хорошей школой не только концертмейстерского, но и камерного исполнительства, постижения особенностей ансамблирования фортепиано со струнным народным инструментом.

         Дальнейшее ее совершенствование как концертмейстера происходило в дуэте с А.В. Мостыкановым, преподавателем по классу балалайки (ныне заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор, ректор АГК). В 1980-е, когда Александр Валентинович выступал как солист на всероссийских конкурсах в Туле и Горьком (Нижнем Новгороде), его аккомпаниатором неизменно была Н.Ю. Петрова. Их творческий тандем существовал в течение десяти лет. Они вместе гастролировали в Твери, Нальчике, Владикавказе, Грозном, Махачкале, Элисте и других городах России, исполняя сонаты и пьесы Рамо, Боккерини, Люлли, Вивальди, Мендельсона, Сен-Санса; концерты Василенко, Будашкина, Кусякова; обработки русских народных песен и инструментальные циклы Шалова и Шишакова.

         Кроме инструментальных ансамблей, у Натальи Юрьевны сложился исполнительский дуэт с преподавателем кафедры сольного пения Владимиром Николаевичем Белюсенко, который был также солистом филармонии и музыкального театра. Программы их концертов в Астрахани и Владикавказе, включали в себя известные арии и романсы Брамса, Верди, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Свиридова.

         Наряду с исполнительской деятельностью, Наталья Юрьевна заявила о себе как педагог-методист, рассматривающий вопросы исполнительского анализа камерно-вокальных произведений Шумана, Брамса, Равеля, Аренского, Рахманинова, Метнера, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова. Особенно интересны научно-методические работы: «Лирическая образность романсов Рахманинова и ее исполнительская интерпретация» (2009), «Равель. Вокальная лирика» (2002), «Метнер. Романс “Муза”, на стихи Пушкина» (2013). Среди опубликованного – методические рекомендации «Некоторые особенности интерпретации вокального цикла Шумана “Любовь и жизнь женщины”» и «Прокофьев. Пять стихотворений Ахматовой», изданные в Астрахани в 1991 году. Участвуя в различных конференциях, она представляла доклады, материалы которых были опубликованы в сборниках: «Некоторые вопросы исполнительской интерпретации вокальной сказки Прокофьева “Гадкий утенок”» (Астрахань, 1995), «К вопросу об интерпретации романсов Танеева» (Астрахань, 2004). Недаром еще в 1998 году Н.Ю. Петрова была утверждена в ученом звании доцента.

         Теперь уже об учениках Натальи ЮрьевныАнне Мараховской, Маргарите Яковлевой, Ларисе Билецкой (Севрюгиной), работающих в Астраханской консерватории на различных исполнительских кафедрах, можно уверенно сказать – как о «тонких концертмейстерах».

Мария Мелюкова,

музыковед


Версия для слабовидящих