“Сближение эпох и культур”

Теплый астраханский октябрь всегда богат событиями. Ежегодные визиты скрипача Владимира Шмуленсона, его мастер-классы с ребятами из музыкальных школ и совместные концерты с пианисткой Маргаритой Яковлевой прочно закрепились в осеннем музыкальном календаре. И все же нынешний октябрь выделяется особо: привычные творческие события в жизни музыкантов разворачивались на фоне подготовки к полувековому юбилею Астраханской консерватории. В. Шмуленсон и М. Яковлева обучались в консерватории в разные годы, несмотря на разделяющие их жизнь тысячи километров (Владимир долгие годы живет и работает в Израиле), этот творческий дуэт радует слушателей много лет. Удачно совпали интересы двух музыкантов, которые постоянно расширяют свой репертуар, превращая каждое выступление в заметное событие.

Два октябрьских концерта, состоявшихся в концертных залах Астраханской консерватории, свидетельствуют о высочайшем профессионализме и собственном музыкальном имидже исполнителей. Они представили своим поклонникам две абсолютно разные программы. В программе «Барокко. Сближение эпох» звучали сочинения Д. Скарлатти, Д.-Б. Саммартини, Ф. Верачини и Ж.-Б. Сенайе в исполнении М. Яковлевой (клавесин), Э. Такаевой (скрипка) и Т. Мазаевой (виолончель). Слушатели оказались в эпицентре европейской барочной музыки, исполненной изысканно и обаятельно. Особая тонкость и  изящество,  свойственные камерной музыке, идеально соответствовали уютному малому залу консерватории.

На сцене большого концертного зала В. Шмуленсон и М. Яковлева играли произведения совершенно другого плана. Пожалуй, в этом выступлении всё было достаточно необычно. Со сцены парадного большого зала Владимир Шмуленсон вел диалог с многочисленными слушателями, среди которых были однокашники, друзья и ученики скрипача. Для музыкантов-профессионалов и юных, начинающих исполнителей – для всех без исключения были интересны лаконичные устные комментарии, в которых Владимир Шмуленсон ненавязчиво объединял собственное видение произведений с автобиографическими эпизодами из жизни. Репертуар вечера, не просто охватывал разные стили, но слушатели стремительно переносились из Вены XVIII века, в Париж, Болгарию и Венгрию первой трети ХХ. Вслед за бетховенской классикой звучали виртуозные аранжировки русских, болгарских, румынских и хасидских мелодий в сочинениях И. Стравинского, Б. Бартока, П. Владигерова, Б. Левенберга и др. В исполнении прекрасного ансамбля скрипки и фортепиано  перед слушателями развернулась широкая историческая панорама музыкального искусства. Благодаря ей слушатели получили представление о географии и напряженном режиме жизни музыкантов.

Н.Н. Калиниченко,

кандидат искусствоведения,

преподаватель Астраханского музыкального

колледжа им. М.П. Мусоргского

 


  Версия для слабовидящих