Астраханская премьера симфонии А. Курченко «Русская быль» («Николай II»)

Среди значительных юбилейных дат уходящего года нельзя не вспомнить о 100-летии гибели Царской семьи императора Николая II, последнего из династии самодержцев Романовых. Начиная с момента его отречения от престола (в марте 1917 г.), семья Николая Александровича находилась под арестом Временного правительства, пребывая сначала в Царском селе, потом Тобольске. Но, взяв власть, большевики перевезли Романовых в Екатеринбург, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Николай Александрович, его супруга Александра Федоровна и дети – Алексей, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, вместе с остававшимися с ними доктором Боткиным и тремя слугами, были расстреляны (а те из узников, кто не погибли от пули, заколоты штыками) в подвале реквизированного особняка инженера-путейца Ипатьева (что примечательно, 300-летняя династия Романовых начиналась призванием на российский трон юного Михаила Федоровича Романова – в костромском Ипатьевском монастыре). Затем палачи скрытно увезли убитых подальше в лес, в Ганину Яму, и там их останки предали сожжению и уничтожению серной кислотой, полагая, что народ, сочувствующий царю-батюшке, не узнает о преступлении, вызванном «революционной необходимостью» (так было заявлено Николаю II перед расстрелом). Но сразу после взятия Екатеринбурга белыми, во главе с адмиралом Колчаком, началось следствие, и мир узнал о жестокой расправе над Царской семьей, которая переносила свой арест кротко и смиренно, но с такой силой духа, которая непобедима никаким насилием. Недаром в 1981 г. Николай II был прославлен Русской зарубежной церковью как мученик, а в 2000 г. Царская семья Николая II была канонизирована Русской православной церковью в лике святых страстотерпцев.

Именно к 100-летию гибели Царской семьи астраханские музыканты решили исполнить симфонию «Русская быль» («Николай II») московского композитора Александра Курченко. Знаменательно, что астраханская премьера этой симфонии состоялась 12 ноября, на следующий день после того, как в Париже мировая общественность торжественно отметила 100-летие окончания Первой мировой войны.

В исполнении симфонии Курченко, предназначенной для большого оркестра русских народных инструментов, смешанного хора и солирующего баритона, участвовали: оркестр русских народных инструментов им. В. Махова Астраханской филармонии и студенческий ОРНИ Астраханской консерватории, руководимые Еленой Серединцевой; камерный хор филармонии и студенческий хор консерватории, возглавляемые Татьяной Рекичинской; солист филармонии Константин Хрипушин; партию труб в оркестре играли Андрей Гуськов и Артем Абрашин; партию солирующего сопрано в хоре пела Людмила Волосова; хормейстером этого художественного проекта являлась Т. Рекичинская, а музыкальным руководителем и дирижером – Е. Серединцева. Кроме того, нельзя не назвать кандидата искусствоведения, профессора кафедры народных инструментов П. А. Белика, по инициативе которого масштабное произведение Курченко было подготовлено совместными творческими силами филармонии и консерватории. К тому же Петр Алексеевич предварительно теоретически осветил тему «Взаимодействие массовых песен, церковного пения и академической музыки в седьмой симфонии А. Курченко» (с публикацией в сборнике материалов V Международной научной конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика / Гл. ред. Л. В. Саввина. – Астрахань, 2017), и это помогло исполнителям более глубоко вникнуть в музыкальное содержание данного сочинения.

Каждая из шести частей симфонии «Русская быль» имеет подзаголовки, в названиях которых отражены исторические события ХХ века, связанные с земной и вечной жизнью Николая II. Первая часть – Увертюра (1917 год), в которой проводятся основные музыкальные темы симфонии, основанные на величественном гимне Российской империи «Боже, царя храни» (авторами которого являются композитор А. Львов и поэт В. Жуковский) и революционных песнях «Вихри враждебные» («Варшавянка»), «Смело, товарищи, в ногу». По ходу действия, в разработке Увертюры, используются интонации таких массовых песен, как «Беснуйтесь, тираны», «Интернационал», «Мы кузнецы», «Смело мы в бой пойдем» (эта песня, первоначально на слова «Белой акации гроздья душистые», бытовала с различными текстами и среди «белых», и среди «красных»), «Красная Армия всех сильней».

Вторая часть – Монолог (Николая II), текст которого составлен из дневниковых записей и писем царя, а также выдержек из некоторых исторических документов. Повествовательный характер музыки, речевые интонации, чередующиеся с распевным изложением вокальной партии, разнообразие оркестровых красок и полифонический ансамбль инструментальных голосов с солирующим баритоном – напоминает развернутую оперную сцену.

Третья часть – Молитва (царской семьи) – исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра и а cappella. Слова принадлежат офицеру Сергею Бехтееву, воевавшему в Первую мировую (он написал стихотворение «Пошли нам, Господи, терпенье» в октябре 1917 г. и смог передать его, через графиню Гендрикову, в Тобольск, где находилась царская семья). Куплетно-вариационная форма, следование содержанию поэтического текста, мягкое звучание хоровых и оркестровых голосов – все направлено на создание атмосферы смирения перед неизбежным.

Четвертая часть – Интермедия (расстрел). Барабанная дробь сменяется отрывистыми интонациями царского гимна и ритмически увеличенными мотивами революционной песни «Вихри враждебные». Затем инструментальные голоса сливаются в громкий оркестровый кластер. Но следом наступает зловещая тишина, и, согласно авторскому указанию, оркестранты начинают вразнобой вполголоса произносить слова стихотворения Бехтеева. Одновременно с этим женский состав хора приглушенно интонирует фразу «Вы жертвою пали в борьбе роковой», сопровождаемую оркестровым проведением музыкального материала «Молитвы». Но молитвенный напев заглушается «вторжением» ритмически четких интонаций революционной песни «Вихри враждебные».

Пятая часть – оркестровое Скерцо (всё дальше…). Как и в Увертюре, в музыкальной композиции Скерцо развиваются темы различных песен: «Вперед, заре навстречу», «Всё дальше», «Интернационал», «А ну-ка, девушки», «Широка страна моя родная». Общительные интонации песенных символов эпохи революционных преобразований как нельзя лучше характеризуют демократический музыкальный язык этой симфонии.

Шестая часть – Акафист св. царю-искупителю Николаю II, текст которого взят из православной церковной службы. Нельзя не заметить, что в чередовании псалмодии солиста с хоровыми славлениями прослеживается многовековая традиция богослужебного пения. А ускорение темпа в заключительной молитве акафиста приводит к оркестровой коде, в которой узнаваемы интонации песен «Мы кузнецы», «Вперед, заре навстречу». Но завершается симфония духовным гимном – просительной молитвой «Спаси, Господи, люди Твоя» (вспоминается увертюра Чайковского «1812 год» и музыка Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный», где также используется этот православный напев).

Находясь под впечатлением от прозвучавшего, слушатели, собравшиеся в большом зале Астраханской консерватории, продолжительными аплодисментами и многочисленными возгласами «браво!» благодарили исполнителей, которые выступали не только как музыканты, но и патриоты России, причастные к великой истории родной страны. А композитор А. Курченко в этот день прислал телеграмму, в которой выразил свою признательность всем участникам исполнения симфонии «Русская быль» («Николай II») в Астрахани.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

зав.кафедрой хорового дирижирования

Астраханской государственной консерватории

Фото К.Гузенко


Версия для слабовидящих