МУЗЫКА, НА КОТОРУЮ ОТЗЫВАЕТСЯ ДУША…

Побывав 26 марта на концерте, посвященном 145-летию со дня рождения и 75-летию памяти гениального русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, не могу не откликнуться на это замечательное событие в творческой деятельности нашей консерватории, поделившись своими впечатлениями от услышанного. Но сначала – краткий экскурс в историю моей неизменной любви к музыке, в которой «во весь рост подымается Россия» (по словам Н. Метнера).

Признаюсь, что утвердиться в правильности выбранного пути – стать музыкантом – мне помогла именно музыка Рахманинова: 61 год назад, когда я учился на втором курсе Саратовской консерватории, студенческий симфонический оркестр, возглавляемый талантливейшим дирижером Юрием Арановичем, работавшем в вузе по совместительству (он являлся вторым дирижером в Саратовском филармоническом оркестре, которым руководил опытнейший Натан Факторович), готовил концертную программу для выступления на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, в том числе Вторую симфонию Рахманинова. Я обучался по дирижерско-хоровой специальности, и мне было интересно посмотреть на дирижера, о котором все студенты-оркестранты говорили в превосходной степени. Словом, я пришел послушать оркестр и сразу попал под такое мощное воздействие экспрессии рахманиновской музыки, в рельефной дирижерской лепке Арановича, что испытал нечто вроде шока и потом, как зачарованный, боялся пропустить очередную репетицию. Тогда же в Саратов приехал выдающийся дирижер Кирилл Кондрашин, и в один из своих гастрольных дней он посетил оркестровый класс консерватории, сходу продирижировав Второй симфонией Рахманинова. Помню, что строгий маэстро одобрительно отозвался об игре студенческого оркестра и предложил лишь немного изменить фразировку у солирующего кларнета (в третьей части – Adagio). Между прочим, симфонический оркестр Саратовской консерватории (90 человек!), под управлением Арановича, блестяще выступил летом 1957 года в Москве, став лауреатом Всемирного молодежного форума (перед поездкой на Фестиваль всем оркестрантам пошили элегантные костюмы серого цвета и заказали одинаковые светлые туфли, а после выступления на Фестивале комплекты концертных нарядов были оставлены им в личное пользование).

Работая с первого дня открытия Астраханской консерватории (в 1969 г.), на кафедре хорового дирижирования, могу сказать, что фортепианная, камерная, вокальная, оперная, хоровая музыка Рахманинова звучит в нашем вузе постоянно – в исполнении педагогов и студентов. Вспоминается и то, как к 100-летию со дня рождения композитора, весной 1973 года, студенческий симфонический оркестр, под руководством заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР Льва Григорьевича Джергения, сыграл Вторую симфонию и Второй фортепианный концерт, а солировала исполняющая обязанности доцента кафедры специального фортепиано Людмила Викторовна Жигульская (об этом см.: Бакулев С. Посвящен Рахманинову// Волга.-1973, 8 мая). А в 1980-е оперной студией, музыкальным руководителем которой являлся заслуженный артист России, профессор Фарид Якубович Сепкулов, ставился спектакль «Алеко» (Земфиру пела Инна Яковлевна Маколова, в то время доцент кафедры сольного пения).

Важно, что монографические концерты, посвященные юбилейным рахманиновским датам, проводятся в Астраханской консерватории регулярно. Причем, начиная с конца 1980-х, на сцене большого зала исполняется не только светская, но и духовная музыка Рахманинова. В связи с этим, нельзя не упомянуть, что 7 апреля 1988 года, наряду с кантатой «Весна» (солист В.Белюсенко, концертмейстер А.Курганова) и «Тремя русскими песнями для оркестра и хора» (авторское переложение для фортепиано исполняла концертмейстер Н.Фомичева) в исполнении студенческого хора прозвучали фрагменты из «Литургии св.И.Златоуста» и «Всенощного бдения», а также духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу». Кантатой «Весна» дирижировала Л.П.Власенко (она же вела всю программу), а остальными произведениями – автор этих заметок.

Однако вернусь к концерту, всколыхнувшему в моей памяти волну воспоминаний об исполнении музыки Рахманинова.

Этот вечер, 26 марта, оставил приятное «послевкусие» от наслаждения великолепной рахманиновской программой. «Три русские песни для оркестра с хором» (в авторском переложении для фортепиано) достойно представили: сводный хор – студенческий и камерный филармонический, под управлением старшего преподавателя Татьяны Рекичинской, и концертмейстер, дипломант Всероссийского конкурса Анжела Гасратова. Фортепианные сочинения вдохновенно исполнили: доцент кафедры специального фортепиано, лауреат международных и всероссийских конкурсов Илья Михайлов («Мелодия», оp.3) и студенты его класса Елизавета Слободенюк (прелюдии ре мажор и соль- диез минор) и Матвей Заикин (этюд-картина ми- бемоль минор). Прелюдию соль мажор, в переложении А.Брандукова для виолончели и фортепиано (у Рахманинова это – прелюдия соль-бемоль мажор, ор.23), проникновенно сыграли Ирина Воробьева (виолончель) и Анжела Гасратова (фортепиано).

Украшением концерта было участие в нем лауреата всероссийских и международных конкурсов, солиста Астраханской филармонии Александра Тюпа, исполнившего с концертмейстером Людмилой Курцберг четыре романса: «Не пой, красавица, при мне», сл. Пушкина; «Уж ты, нива моя», сл. А.Толстого; «Сирень», сл. Бекетовой; «Давно ль, мой друг», сл. Голенищева-Кутузова. Надо сказать, редко услышишь тенора такого высокого профессионального уровня (Александр закончил Астраханскую консерваторию по классу народной артистки РФ, профессора Н.К. Тарасовой). Если вспомнить, кто ранее (в 1950-е) являлся солистом Астраханской филармонии, могу назвать лишь драматического тенора Бориса Кокурина, ставшего лауреатом Сталинской премии еще в свои студенческие годы, будучи солистом Саратовского театра оперы и балета (после многолетней работы в Новосибирском и Башкирском оперных театрах, получив почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1970-е он вернулся в Астрахань, но уже в качестве режиссера оперного класса Астраханской консерватории).

А финальную «точку» в концерте поставил фортепианный дуэт – заслуженная артистка РФ, профессор Марина Бесценная и Людмила Курцберг, по-оркестровому сыграв, в переложении для двух фортепиано, бессмертные произведения Рахманинова – «Вокализ» и романс «Весенние воды».

Концертная программа была отлично выстроена неподражаемой ведущей – заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Л.П. Власенко, которая удивляла публику редкими фактами из биографии Рахманинова, освещая также события музыкальной жизни Астрахани рубежа ХIX-ХХ столетий.

С.Е. Комяков,

заслуженный артист РФ, профессор

 


Версия для слабовидящих