073301 “Художественное руководство оперно-симфоническим оркстром и академическим хором” (специалитет)
Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром
1. Специальность (исполнение концертной программы)
2. Коллоквиум
3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
4. Фортепиано
1. Русский язык (письменно) или ЕГЭ
2. Литература (устно) или ЕГЭ
1.Специальность
Продирижировать двумя симфоническими произведениями, контрастными по темпу и характеру.
2.Коллоквиум
Знание литературы по специальности, партитуры и инструментов симфонического оркестра (объем, тембр, регистры, транспорт, выразительные средства), умение проанализировать произведения, подготовленные для экзамена по дирижированию, умение сыграть с листа отрывок несложной симфонической партитуры, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки.
3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио
Письменно:
- Записать трехголосный диктант гармонического склада с элементами полифонии (диктант исполняется 8-10 раз, время написания 25-30 минут).
Устно:
Определить на слух:
- мелодические и гармонические интервалы простые и составные
- аккорды в тональности и от звука в элементарном и четырехголосном изложении, в тесном и широком расположениях, различных мелодических положениях
- гармоническую последовательность в форме периода, включающую модуляцию; назвать тональный план и аккорды, (гармонические средства соответствуют программе по гармонии музыкального училища);
Спеть:
- прослушанный аккорд: по структуре (звучанию) и в тональности: все виды трезвучий с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, уменьшенный септаккорд
- с листа одноголосную мелодию (сольфеджируя или с текстом). Примерная трудность: Н.Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-80; романсы и песни М.Глинки, А.Даргомыжского, Ф.Шуберта, В.Моцарта;
Гармония
Письменно:
- гармонизовать мелодию (8-12 тактов) без неаккордовых звуков, включающую модуляции в тональности I степени родства. Срок выполнения – 2 часа (академических).
Устно:
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
– функциональные модуляции в тональности I степени родства (в форме периода)
– тональные и модулирующие секвенции
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Мендельсон. “Наш удел”; М. Ипполитов-Иванов. “Сосна”, “О, край родной”; Р. Глиэр. “Гимн великому городу”.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.
4.Фортепиано
- Полифоническое произведение (3-х голосное)
- Венская классика (1 или 2 и 3 части сонаты).
- Произведение малой формы (свободная пьеса)
Чтение с листа музыкального произведения или его части.