073700.62«Искусство народного пения» (бакалавриат)
Профиль «Сольное народное пение»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ:
1.Исполнить два произведения по выбору.
2.Прочитать стихотворение или басню.
ПОСТУПАЮЩИЕ НА ПЕРВЫЙ КУРС:
1. Специальность (исполнение программы)
2. Коллоквиум
3. Теория музыки (письменно и устно)
1. Русский язык (письменно) или ЕГЭ
2. Литература (устно) или ЕГЭ
1.Специальность (исполнение программы)
Поступающий должен исполнить программу из трех разнохарактерных произведений:
– две народные песни, контрастные по музыкальному языку, жанру, темпу, в подлинном или обработанном виде (одна может быть исполнена без сопровождения);
– одно авторское произведение или обработку народной песни с сопровождением (желательно, чтобы какая-то из песен была показана с использованием элементов народной хореографии).
При подготовке репертуара для вступительного экзамена могут быть использованы сборники: «Репертуар народного певца», вып. 1-5, сост. Л.В.Шамина; «Произведения советских композиторов для народного голоса», вып. 1-9, сост. Ю.Зацарный; сборники народных песен.
Ноты для концертмейстера предоставляет абитуриент.
2. Коллоквиум
На коллоквиуме (собеседовании) поступающий должен продемонстрировать помимо специальных знаний в области народно-певческого искусства общий культурный кругозор.
Вопросы могут касаться:
– песенных жанров и региональных стилей, народного музыкально-поэтического творчества (см. учебники по «Русскому народному музыкальному творчеству» Т.Поповой, Н.Бачинской, А.Рудневой, В.Щурова);
– особенностей народного пения (см. Н.Мешко «Искусство народного пения» ч.1 М. 1996 г.; Л.Шамина «Школа русского народного пения» М.1997 г.);
– творчества певцов, исполнителей народной музыки (см. Н.Бабкина «Русские народные певцы» М.1996г.);
– региональной (устной и письменной) традиции (культуры региона, родом из которого абитуриент);
– творчества мастеров отечественного искусства (классиков и современников в области различных видов искусства и литературы),
– исполненной экзаменационной программы в части истории создания, жанровых, стилистических и композиционных особенностей и др.
3. Теория музыки (письменно и устно)
Письменно:
- Написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов. Размеры – 2\4, 3\4, 4\4. Тональность – до 2-х знаков в ключе.
- Выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания:
– построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, особые диатонические лады);
– построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая тритоны и характерные, а также септаккорды 2, 5 и 7 ступеней);
– записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке. Например: Т 3/5 – S 4/6 – Д 5/6 – Т 3/5 – II 3/4 – К 4/6 – Д 7 – Т 3/5;
– транспонировать заданную мелодию на указанный интервал;
– сделать группировку в предложенном примере с заданным размером.
Устно:
- Уметь проинтонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды, интервалы и аккорды (см. первые два задания 2-го пункта письменной работы по элементарной теории);
- Спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе.
- Определить на слух интервалы гармонические и мелодические, небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды V и VII ступеней. Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой.
- Выполнить анализ несложной народной песни (сб. Васильева Двухголосное сольфеджио, Бромлей, Темернина «Русские народные песни» Чтение с листа на уроках сольфеджио) в пределах периода или одной части произведения. Определить тональность, лад, аккорды, особенности ритмического строения, значение музыкальных терминов, структуру мелодии (деление на фразы и мотивы).