Оркестровые духовые и ударные инструменты

Профиль «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

(труба, валторна, тромбон, туба, флейта, гобой,  кларнет, фагот, саксофон, ударные инструменты)

1.Специальность и коллоквиум

2. Сольфеджио (письменно и устно)

3. Гармония (письменно и устно)

 

1.Русский язык (письменно) или ЕГЭ

2.Литература (устно) или ЕГЭ

 

1.Специальность

 

Труба

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: В.Вурм, В.Брандт, О.Бёме.

Произведения: концерты А.Гедике, С.Василенко, А.Пахмутовой, О.Бёме, В.Пескина, И.Гайдна и т.д.

 

Валторна

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: К.Копраш, К.Клинг, Ж.Ф.Гале.

Произведения: концерты Й.Гайдна, В.Моцарта, Р.Штрауса; сонаты Л.Бетховена, Г.Генделя, А.Керубини; концерты Р.Глиэра и др.

 

Тромбон

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: В. Блажевич – «Школа игры на тромбоне» или «Школа игры на трубе» (раздел «Этюды»). Этюды зарубежных авторов под ред. Н.Г. Филиппова. Произведения: концерты В. Блажевича, концертино Д.Давида; Б.Марчелло – соната, Н.Римский-Корсаков – концерт, А.Нестеров – концерт, К.Сен-Санс – каватина и др.

 

Туба

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: В.Блажевича, Б.Григорьева, С.Копраш, С.Васильева. Произведения: концерты А.Нестерова, Я.Куцира, В.Уильямса, Д.Убера, В.Струкова, О.Шмидта, В.Блажевича, Б.Гуммеля, Ю.Якобсона.

 

Флейта

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: Э.Келлер 12 этюдов, 1 и 2 тетради. Платонов В. 24 этюда. Ф.Томашевский 4-я тетрадь.

Этюды Я.Ягунина и В.Цыбина и др. этюды соответствующей трудности. Произведения: И.С. Бах – Сонаты №4, 17.

Концерты: Й.Гайдна, В.Моцарта, В.Цыбина; Концертные аллегро №1, 2, 3 и др. Концерт до мажор И.Плейеля; Концерт си минор Б.Ромберга.

 

Гобой

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: Ф.Ферлинг – 48 этюдов, К.Милле – 15 этюдов. Этюды И.Пушечникова, И.Люфта, Н.Назарова и др.

Произведения: Концерты Й.Гайдна, В.Моцарта, Г.Генделя, сонаты Г.Телемана, современные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

 

Кларнет

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Поступающий должен показать знание всех мажорных и минорных гамм (без терций).

Этюды: сборник этюдов для музыкальных училищ под ред. В.В.Петрова; 26 этюдов А.Крепша;

1 и 2 концерты и «Большой концертный дуэт для кларнета и ф-но» К.М.Вебера и др.

Фагот

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: Ю.Вайсендорна, А.Богданова.

Произведения: К.М.Вебер – концерт, Б.Дварионас – тема с вариациями, В.А.Моцарт – концерт, Л. Баланчивадзе – концертино и др.

 

Саксофон

Исполнение программы. Поступающий должен исполнить:

  • произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);
  • гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды – тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);
  • этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее – наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией – по нотам).

Сборники этюдов: А.Ривун – 40 этюдов. М.Мюль – этюды, Л.Михайлов – «Школа игры на саксофоне» (раздел «Этюды»)

Произведения: А.Глазунова – Концерт, М.Готлиб – Концерт, Ж.Ибер – концертино.

 

Ударные инструменты

Исполнение программы. Малый барабан

Поступающий должен исполнить:

  • тремоло в различных динамических комбинациях: «двойка», в разных нюансах, с ускорением темпа, с переходом к дроби, с возвращением к первоначальному движению;
  • один этюд, например: В.Осейчук – Ритмические этюды.

Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других

сложных фигур, уметь использовать различные нюансы.

Литавры

  • одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, с ускорением и замедлением, тремоло от пианиссимо до фортиссимо и другие нюансы;
  • ритмический этюд, например: Б.Осадчук – Ритмические этюды, оркестровые записки, прочитать с листа ритмические комбинации.

Кроме того, поступающий должен уметь настраивать и перестраивать литавры.

 

Ксилофон, Маримбофон

  • один этюд наизусть, например: Н.Платонов – 30 этюдов для флейты, В.Купинский – «Школа игры на ксилофоне»;
  • одну или две части концерта или сонаты, или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано. Например: И.С.Бах – Концерт для скрипки ми мажор, В.Моцарт – Концерт для скрипки; П.Чайковский – Русский танец; П.Чайковский – Вальс-скерцо.

 

Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

 

2. Сольфеджио (письменно и устно)

Письменно:

  • написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства

Устно:

  • спеть с листа одноголосный пример, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах
  • определить на слух:

– диатонические интервалы (простые и составные)

– аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности;

– небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.

 

3. Гармония (письменно и устно)

Письменно:

  • гармонизовать мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства с использованием всех средств, изученных в объеме полного курса гармонии для студентов оркестровых отделений музыкальных училищ. Встречающиеся в условии неаккордовые звуки отмечаются звездочками. Время выполнения – 2 часа (академических).

Устно:

  • сыграть в четырехголосном изложении модуляцию в тональность диатонического родства. Форма изложения – период;
  • сделать гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого произведения целиком или музыкального фрагмента с определением частей формы, тонального плана, гармонических функций аккордов. Например: П.Чайковский. Пьесы из цикла «Времена года», «Размышление» для скрипки и ф-но.

Версия для слабовидящих