53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (бакалавриат). Профиль «Музыковедение»

Перечень дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, проводимых с использованием дистанционных технологий (оцениваются по 100-балльной шкале):

 

  1. Музыкальная литература (устно в режиме онлайн)
  2. Теория музыки (устно в режиме онлайн)
  3. Фортепиано (просмотр видеозаписи)

 

  1. Музыкальная литература

Экзамен по музыкальной литературе предполагает выявление общегуманитарного уровня абитуриента, его эстетических взглядов, художественных пристрастий, эрудицию в других видах искусства. Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме требований по специальности СПО «Теория музыки», основные этапы жизненного и творческого пути наиболее выдающихся композиторов, значительные явления современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры, музыкально-критическую литературу.

Вступительный экзамен проходит в форме устных ответов в формате онлайн на вопросы, обозначенные в экзаменационных билетах.

Необходимо знание следующих произведений* (* в случае, если название произведения или его часть не снабжены в списке специальными комментариями (напр.: «Евгений Онегин» или III картина (акт)), предполагается знание абитуриентом всего произведения полностью (или указанной его части).

Отечественные композиторы:

М.И. Глинка

«Жизнь за Царя»: Увертюра; I акт; II акт; из III акта — песня Вани, квартет, сцена с поляками, свадебный хор, романс Антониды; из IV акта — речитатив и ария Вани, хор поляков, ария Сусанина, речитатив и финал; эпилог.

«Руслан и Людмила»: Увертюра; I акт; II акт; из III акта — персидский хор, каватина Гориславы, ария Ратмира; из IV акта — сцена и ария Людмилы, марш Черномора и восточные танцы; из V акта — хоры «Ах, ты, свет Людмила», «Не проснется птичка утром», сцена пробуждения Людмилы и заключительный хор.

Симфонические произведения: «Камаринская», «Арагонская хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», «Вальс-фантазия»

Романсы: 8-10 (по выбору).

А.С. Даргомыжский

«Русалка»: I акт; из II акта — хор «Сватушка», песня «По камушкам»; из III акта — ария Княгини, хоры русалок, каватина Князя, дуэт Князя и Мельника; из IV акта — ария Русалки.

Романсы и песни — 8-10 (по выбору).

А.П. Бородин

«Князь Игорь»: Увертюра. Пролог. I действие. II действие: Хор половецких девушек, Каватина Кончаковны, Хор половецкого дозора, Каватина Владимира Игоревича, Ария князя Игоря, Сцена Игоря с Овлуром, Ария хана Кончака, Половецкие пляски. III действие: Половецкий марш. IV действие: Плач Ярославны, Хор поселян, песня гудочников, сцена и заключительный хор.

Симфония № 2

Романсы — 5-6 (по выбору)

Квартет № 2 — общее знакомство

М.П. Мусоргский

«Борис Годунов», «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», Песни — 7-8 (по выбору)

Н.А. Римский-Корсаков

«Снегурочка»: Пролог; из I акта — две песни Леля, ариетта Снегурочки, ариетта Купавы, свадебный обряд и финал; из II акта — от дуэта царя Берендея и Купавы до каватины царя Берендея включительно; из III акта — хор «Ай, во поле липенька», Третья песня Леля, ариозо Снегурочки, сцена Снегурочки и Мизгиря; IV акт. «Садко»: Вступление; из I картины — хор «Будет красен день», речитатив и ария Садко; II, IV, VI картины; из VII картины — колыбельная Волховы и финальный хор.

«Царская невеста»: Увертюра; из I акта — речитатив и ария Грязного, сцена прихода гостей, ариозо Лыкова, песня Любаши, трио и дуэт; из II акта — от арии Марфы до арии Любаши включительно; IV акт.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: Похвала пустыне, Сеча при Керженце.

«Золотой петушок»: Введение, ария Шемаханской царицы, Свадебное шествие

Симфоническая сюита «Шехеразада».

Романсы — 7-8 (по выбору).

П.И. Чайковский

«Евгений Онегин», «Пиковая дама», Симфонии №№ 1, 4, 5, 6. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Фортепианный концерт № 1, Камерно-инструментальные сочинения: знание одного на выбор – квартет или Трио «Памяти великого артиста», Романсы — 10-12 (по выбору).

А.Н. Скрябин

Прелюдии ор.11, Этюды ор. 8 — по выбору, Поэмы ор. 32, Сонаты — одна из ранних, а также № 4, Симфония № 3, «Поэма экстаза» — общее знакомство.

С.В. Рахманинов

Прелюдии ор. 23 и ор. 32 — 5-6 по выбору, Этюды-картины ор. 33 и ор. 39 — по выбору Фортепианные концерты № 2 и № 3, Романсы — 7-9 (по выбору)

И.Ф. Стравинский

«Жар-птица» — общее знакомство. «Петрушка». «Весна священная» — общее знакомство. Сочинения неоклассического периода — «Симфония псалмов» или «Царь Эдип».

Н.Я. Мясковский

Симфонии №№ 5, 21. Симфония № 6 — общее знакомство.

С.С. Прокофьев

«Ромео и Джульетта». «Золушка»: Вступление, Урок танцев, Вальс Золушки, Гавот, Фея Зимы, Полночь. «Война и мир»: Эпиграф; I картина; из II картины — вальс Наташи; из III картины — ариозо Наташи; из IV картины — от ариозо «Чудо, как хороша она» до конца; из VIII картины – вступление; из IX картины — монолог Наполеона; из X картины — ария Кутузова; XII картина; Эпилог. «Любовь к трем апельсинам»: Марш и Скерцо Кантата «Александр Невский». Симфонии №№ 1, 5, 7. Фортепианный концерт № 3, Фортепианные сонаты № 6 и № 7, «Наваждение», «Сарказмы», «Мимолетности» – общее знакомство

Д.Д. Шостакович

Симфонии №№ 5, 7, 8, 11. Квартет № 8. Прелюдии ор. 34. «Катерина Измайлова»: Ариозо Катерины «Я однажды в окошко увидела» (III к.), Пассакалья (антракт к V к.), Монолог Катерины и хор каторжан (финал оперы).

А.И. Хачатурян

Скрипичный концерт

Г.В. Свиридов

«Поэма памяти С. Есенина». «Курские песни». Общее знакомство с произведениями композитора

Зарубежные композиторы:

И.С. Бах

ХТК – несколько прелюдий и фуг. I том: C-dur, c-moll, D-dur, e-moll, B-dur, f-moll, b-moll; II том: C-dur, D-dur, d-moll, f-moll, f-moll, fis- moll. Хроматическая фантазия и фуга BWV 901. Итальянский концерт BWV 971. Органные обработки церковных песен (хоральные прелюдии) 2–3 по выбору – Ich ruf zu dir.. BWV 639, f-moll (Edition Peters, V; S.33, Nr.30); Wer nur den lieben Gott… BWV 642, amoll (Edition Peters, V; S.57, No.54); Wachet auf, ruft uns die Stimme… BWV 645, Es-dur (Edition Peters, VII; S.72, No.57) Месса h-moll BWV 232: I часть — полностью; из «Символа Веры» (II часть) — Credo, Et incarnatus est, Crucifixus, Et resurrexit; III часть (Sanctus); из IV части — Agnus Dei, Dona nobis pacem. «Страсти по Матфею» BWV244: из I части: первый хор; предательство Иуды и ария сопрано «Blute nur» (h-moll); Тайная вечеря — включая хорал «Ich bin`s», до accompagnato и арии сопрано «Ich will dir mein Herze schenken» (G-dur); появление Иисуса с учениками в Гефсиманском саду, речитатив с хоралом «O Schmerz!» и ария тенора с хором «Ich will bei meinem Jesu wachen» (c-moll); пленение Иисуса — включая дуэт сопрано и альта с хором «So ist mein Jesus nun gefangen» и хор «Sind Blitze, sind Donner»; заключительный хор. Из II части: Ария альта с хором, accomagnato и ария тенора «Geduld» (a-moll); раскаяние Петра и ария альта «Erbarme dich» (h-moll); раскаяние Иуды и ария баса «Gebt mir meinem Jesum wieder» (G-dur); суд Пилата — включая хор-turba «Lass ihn kreuzigen» и ария сопрано «Aus Liebe» (a-moll); смерть Иисуса (BWV 71 – 73); последний accompagnato всех солистов с хором «Nun ist der Herr zur Ruh gebracht»; заключительный хор.

Й. Гайдн

Симфонии №45, 103, 104

В. Моцарт

Опера «Свадьба Фигаро», KV 492: Увертюра; из I акта — первый дуэттино Фигаро и Сюзанны, каватина и ария Фигаро, ария Керубино; из II акта — каватина Графини, ариетта (canzona) Керубино, финал; из IV акта — ария Фигаро, ария Сюзанны, финал. Опера «Дон Жуан» KV 527: Увертюра; из I акта – интродукция, ария Лепорелло, дуэттино Дона Жуана и Церлины, ария Дон Жуана, финал; из II акта — канцонетта Дон Жуана «Deh, vieni alla finestra», финал. Симфония соль минор, KV 550 (№ 40) Клавирные сонаты: A-dur KV 300i/331, c-moll KV 457. Фантазия для клавира c-moll KV 475

Л. Бетховен

Симфонии №№ 3, 5, 6 Симфонии №№ 1, 2, 9 — общее знакомство Увертюра «Эгмонт» Фортепианные сонаты: op. 13 (c-moll) «Patetique»; op. 26 (As-dur); op. 27 № 2 (cis-moll) «Quasi una fantasia»; op. 31 № 2 (d-moll); op. 53 (C-dur); op. 57 (f-moll) «Appassionata»; op. 110 (As-dur); op. 111 (c-moll)

Ф. Шуберт

Симфония h-moll «Неоконченная» Песни: «Маргарита за прялкой», баллада «Лесной царь», «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Куда?», «Любопытный», «Нетерпение», «Охотник», «Любимый цвет», «Мельник и ручей», «Колыбельная песня ручья». «Зимний путь»: «Спокойно спи», «Липа», «Весенний сон», «Шарманщик». «Лебединая песнь»: «Двойник» Фортепианное творчество – общее знакомство. Музыкальные моменты, экспромты, соната A-dur

Р. Шуман

Фортепианные произведения: «Бабочки», «Карнавал», «Симфонические этюды», «Фантастические пьесы» (ор. 12) Вокальный цикл «Любовь поэта»

Ф. Шопен

Мазурки: три – четыре по выбору – ор. 17 № 4, ор. 41 № 4, ор. 53 № 3, ор. 57 № 2, ор. 63 № 3 Прелюдии: №№ 1, 7, 14, 15, 20, 24. Ноктюрны: один – два по выбору — cis-moll, Des-dur, c-moll. Этюды: один – два по выбору — op. 10 № 12, op. 25 № 1. Полонезы: один по выбору — op. 40 № 2 c-moll, op. 44 fis-moll. Баллада №1, Соната №2

Ф. Лист

«Прелюды» Венгерские рапсодии: одна – две по выбору — №№ 2, 6, 12, 15 «Годы странствий»: «Часовня Вильгельма Телля», «На берегу ручья», «Долина Обермана», «Женевские колокола», «Обручение», «Сонет Петрарки № 104».

Р. Вагнер

«Тангейзер»: Увертюра; хор странников, романс Вольфрама из III акта. «Лоэнгрин»: Из I акта — вступление, выход и сон Эльзы, прибытие Лоэнгрина; из II акта — вступление; из III акта — свадебный хор, сцена Эльзы и Лоэнгрина, рассказ Лоэнгрина. Тетралогия «Кольцо нибелунга»: знакомство с отдельными сценами — Полет валькирий, Траурный марш на смерть Зигфрида.

Дж. Верди

«Риголетто»: Вступление; из I акта — баллада Герцога, ария Джильды, хор «Тише, тише»; из II акта — сцена и ария Риголетто; из III акта — песенка Герцога и квартет. «Аида»: Из I акта — романс Радамеса, сцена Аиды, хор жриц; из II акта — сцена и дуэт Аиды и Амнерис, финал; из III акта — вступление и романс Аиды; из IV акта — сцена суда, дуэт Аиды и Радамеса. «Травиата»: Вступление; из I акта — ария Виолетты; из II акта — сцена Виолетты и Жермона; из III акта — финал.

И. Брамс

Симфония № 4, Фортепианные пьесы ор. 117 (118, 119), Скрипичный концерт – общее знакомство

Ж. Бизе

«Кармен»

Г. Берлиоз

«Фантастическая симфония»

Ш. Гуно

«Фауст»: Сцена на ярмарке, баллада о фульском короле, ария Маргариты, каватина Фауста, дуэт Фауста и Маргариты (из III акта).

К. Дебюсси

«Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», Прелюдии для фортепиано — несколько на выбор.

Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в формате видеоконференцсвязи на платформе Skype с участием абитуриента и членов экзаменационной комиссии (порядок подключения смотрите на сайте www.astracons.ru в разделе Абитуриенту – Прием 2020 – Вступительные испытания.

 

  1. Теория музыки

спеть с листа (с дирижированием) пример из предлагаемого сборника: https://primanota.ru/a-ostrovskii/uchebnik-solfedzhio-sheets.htm

 

спеть с листа: И.-С. Бах. 2-х и 3-х голосные инвенции: https://primanota.ru/johann-sebastian-bach/dvux-i-trexgolosnye-invenciiurtext.htm

 

уметь проинтонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды, интервалы и аккорды: мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, особые диатонические лады, все интервалы, включая тритоны и характерные, трезвучия четырех видов, обращения мажорного и минорного трезвучий, а также септаккорды II, V и VII ступеней c обращениями.

ответить на теоретические вопросы в объеме программы музыкального училища.

Вступительное испытание по теории музыки проводится в формате видеоконференцсвязи на платформе Skype с участием абитуриента и членов экзаменационной комиссии (порядок подключения смотрите на сайте www.astracons.ru в разделе Абитуриенту – Прием 2020 – Вступительные испытания.

 

  1. Фортепиано

Поступающий должен предоставить видеозапись подготовленной программы:

полифоническое произведение (на выбор: прелюдия и фуга; трех или четырехголосная фуга; сюита; партита и др.);

произведение крупной формы (на выбор: соната – I или II и III части; вариации; рондо и др.);

произведение малой формы.

 

Требования к видеозаписи смотрите на сайте www.astracons.ru в разделе Абитуриенту – Прием 2020


  Версия для слабовидящих