Сборник статей /ред. сост. Л.М. Цукер. – Москва: Издательство «Композитор», 2010. – 328 с.
Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сборник статей /ред. сост. Л.М. Цукер. – Москва: Издательство «Композитор», 2010. – 328 с.
Музыкально-историческая наука преимущественно интересуется творениями великих художников, гениев, а армия их менее знаменитых современников, так называемых композиторов «второго ряда», чаще всего предастся забвению. Огромные пласты в высшей степени достойной музыки, интересной, художественно полноценной, не изучаются, а главное, не звучат, остаются закрытыми для исполнителей, неизвестными широкому кругу слушателей, выпадают из современной концертной практики. Данный сборник призван привлечь внимание к творчеству композиторов, хоть и оказавшихся ныне в тени, но в свое время пользовавшихся немалой, иногда даже громкой известностью, оставивших заметный след в музыкальной жизни и культуре, а главное, занявших свое особое место в музыкально-историческом процессе. Авторы статей обращаются к забытым именам в западноевропейской и отечественной музыке, начиная с XVI-XVII веков – эпохи складывания индивидуального композиторского творчества и самой фигуры творца, и кончая XX столетием. Именно в такой исторической последовательности выстраиваются статьи в данном сборнике. Завершают его два очерка, посвященные музыковедческой деятельности композиторов, внесших весомую лепту в развитие исторического и теоретического музыкознания.
В основу настоящего издания положены материалы международной научной конференции, проведенной Ростовской консерваторией имени С.В. Рахманинова в апреле 2009 года.
Книга адресована как специалистам – музыковедам, исполнителям, – так и широкому кругу читателей – любителей музыки.
Содержание
Анатолий Цукер (Ростов-на-Дону). В тени классиков: к проблеме
целостности музыкально-исторического процесса……………………….….. |
5 |
Любовь Купец (Петрозаводск). Композиторы «второго ряда» как
образовательный парадокс: проблемы атрибутации, критериев оценки и слушательского восприятия…………………………………………………….. |
19 |
Маргарита Катунян (Москва). Кто изобрел генерал-бас? Или Посткомпозиция
как предтеча Нового времени……………………………………….…………. |
35 |
Вера Демина (Ростов-на-Дону). Об авторстве «Службы Благодарственной о Полтавской победе» ……………………………………. |
49 |
Светлана Козлыкина (Ростов-на-Дону). Фьоренцо Маскера: у истоков инструментальной канцоны ……………………………………………………… |
56 |
Андрей Денисов (Санкт-Петербург). Судьба оперы seria после Глюка: Траэтта, Сарти ……………………………………………………………………… |
62 |
Константин Жабинский (Ростов-на-Дону). Заупокойные мессы Михаэля Гайдна в контексте эволюции жанра ………………………………………….. |
71 |
Светлана Блинова (Вологда). Композиторы «второго ряда» в эпоху венского классицизма …………………………………………………………….. |
80 |
Людмила Гуревич (Санкт-Петербург). При дворе пяти императоров: Луиджи Мадонис в Петебурге …………………………………………………… |
90 |
Владимир Гуревич (Санкт-Петербург). Антонио Лолли – на пересечении с Россией ………………………………………………………….. |
101 |
Елена Зинькевич (Киев). «Недостоверное прошлое» русской музыки …. | 128 |
Наталья Иванчей (Москва). Затерянный мир: русские транскрипторы XIX века ……………………………………………………………………………… |
145 |
Юлия Желнова (Ростов-на-Дон). Авторы серенад в России первой половины XIX века ………………………………………………………………… |
160 |
Александр Селицкий (Ростов-на-Дону). «Между мольбы святой и тяжких воздыханий…»……………………………………………………………. |
171 |
Галина Калошина (Ростов-на-Дону). «Второй эшелон» группы «Шести»: Жермена Тайефер и Луи Дюрей ………………………………………………… |
189 |
Елена Мироненко (Кишинев). Штрихи к портрету Владимира Ребикова… | 202 |
Елена Кисеева (Ростов-на-Дону). Николай Николаевич Черепнин в культуре Серебряного века ………………………………………………………. |
217 |
Наталья Мещерякова,Ольга Малиновская (Ростов-на-Дону).
«Я человек заброшенный…»: парадокс Михаила Гнесина …………………. |
229 |
Оксана Луконина (Волгоград). Новые факты творческой биографии М. Штейнберга …………………………………………………………………………. |
242 |
Екатерина Дулова (Минск). О сущностных основаниях национальной композиторской школы: В. Золотарев в Беларуси …………………………… |
256 |
Григорий Коксок (Москва). Сюита Бориса Шехтера «Туркмения» в анализе Виктора Цуккермана ……………………………………………………. |
267 |
Светлана Хватова (Майкоп). Современный клиросный композитор: в тени предания ……………………………………………………………………… |
278 |
Татьяна Франтова (Ростов-на-Дону). Композитор-музыковед: универсальный талант или творец «второго ряда»? ……………………….. |
292 |
Ирина Шабунова (Ростов-на-Дону). Г. Берлиоз и Ф. Геварт в теории оркестровки ………………………………………………………………………… |
314 |