«…Не только разумом, но и сердцем»

На кафедре хорового дирижирования стало доброй традицией проводить итоговое заседание НТСО (куратор – старший преподаватель К.Н. Лаврова), на котором с докладами выступают дипломники. В этом году по специальности «Дирижирование академическим хором» – 6 выпускников: 5 – по программе бакалавриата и 1 – по магистратуре. Всем им представилась возможность, еще до защиты своих дипломных работ на Государственном экзамене, апробировать защитное слово и ответить на многочисленные вопросы, которые задавали студенты и педагоги кафедры.

Первым выступил Тимур Юнусов (класс профессора Л.П. Власенко), рассказавший о работе над циклом Г.Жубановой «Три хора на слова Абу Сарсенбаева». Это произведение ранее не исполнялось в хоровом классе Астраханской консерватории, а в этом году вошло в дипломную программу по дирижированию хором, поэтому в процессе написания реферата дипломник не только детально проанализировал хоровую фактуру цикла, но и осуществил перевод литературного текста с казахского на русский и составил фонетическую транскрипцию казахских слов, чтобы облегчить русскоязычному хору исполнение на оригинальном языке. Студентам, присутствовавшим на заседании НТСО, были интересны биографические сведения о композиторе Г.Жубановой, которая занималась в 1950-е в Московской консерватории, в классе Ю.А. Шапорина, а в 1980-е являлась ректором Алма-Атинской консерватории им. Курмангазы, и о поэте А.Сарсенбаеве, который в 1930-е учился в Астраханской партийной школе, а в годы Великой Отечественной войны прошел фронтовыми дорогами военного корреспондента.

Владислав Ивлев (класс профессора Л.Н. Егорова) познакомил студентов с редко исполняемым сочинением – «Литургией св. Иоанна Златоуста» А.Алябьева, написанной композитором в годы тобольской ссылки. Интерес вызвал тот факт, что спустя долгие годы забвения эта «Литургия» возродилась благодаря Камерному мужскому хору Астраханской филармонии, под руководством знатока русской духовной музыки Л.Н. Егорова (примечательно, что он имеет регентский опыт). Участие этого коллектива в Фестивале «Невские ассамблеи» (Санкт-Петербург, 2007) и успешное исполнение «Литургии» Алябьева в Сампсониевском соборе вызвало восторженные отклики авторитетных музыкантов России.

Уникальную духовную кантату Б.Бриттена «Небесное воинство», на английском языке, всесторонне проанализировала Екатерина Голубева (класс профессора Л.Н. Егорова). Надо сказать, что на русском языке об этом сочинении ничего не написано. Электронные ресурсы, на английском, тоже не дают «пищи для размышления», хотя все имеющиеся источники дипломница тщательно перевела. Таким образом, была проделана серьезная самостоятельная работа по изучению ранее не известного нам произведения. В этом учебном году ряд фрагментов этой кантаты включен в выпускную программу по дирижированию хором Юлии Скудиной (класс профессора Л.П. Власенко), а в следующем учебном году, на юбилейных торжествах, посвященных 50-летию АГК, кантата «Небесное воинство», по рекомендации концертного отдела консерватории (проректор по творческой работе – народная артистка РФ, профессор Н.К. Тарасова), будет целиком исполнена хором, симфоническим оркестром, солистами и чтецами, под управлением Л.Н. Егорова.

О музыкально-поэтическом содержании хорового цикла петербургского композитора Сергея Екимова «Три стихотворения Николая Гумилева» написал познавательную работу Алексей Карякин (класс профессора Л.П. Власенко). Причем, в своем реферате он использовал ценный опыт исполнения этого цикла студенческим хором Астраханской консерватории, совместно с Камерным хором Астраханской филармонии, под руководством доцента кафедры хорового дирижирования Т.В. Рекичинской.

Дипломник Владислав Каденков (класс профессора Л.П. Власенко) выступил со словом о вокальных принципах эпохи барокко в исполнении оратории Генделя «Мессия». В дипломном реферате он опирался не только на известные литературные первоисточники, но и на результаты аппаратурных исследований приемов вокально-хоровой техники, выполненные С.Е. Комяковым, профессором кафедры хорового дирижирования АГК, а также на опыт студенческого хора, участвовавшего в исполнении «Мессии» вместе с Камерным хором (хормейстером проекта являлась Т.В. Рекичинская), Камерным оркестром Астраханской филармонии и певцами-солистами (двое из которых – из Санкт-Петербурга), под управлением московского дирижера М.Конарева, – на Международном фестивале вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой (Астрахань, 18 апреля 2019 г.).

Блестящее владение темой магистерской диссертации – хоровое творчество А.Рындина, жанровая классификация – продемонстрировала Юлия Скудина (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров). Написанная ею работа отличается исследовательской направленностью и имеет перспективу для последующих научных поисков.

По окончании заседания кафедрального НТСО, заслуга в четкой организации которого принадлежит куратору студентов, старшему преподавателю К.Н. Лавровой, педагоги поделились своими впечатлениями и посоветовали дипломникам, в преддверии Итоговой Государственной Аттестации, прочувствовать защитное слово «не только разумом, но и сердцем».

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

заведующая кафедрой хорового дирижирования АГК

Фото студентки II к. – В.Кривощаповой


  Версия для слабовидящих