Перелистывая страницы творческой жизни Сергея Соколова … О «Юбилейном концерте 18 мая 2019 года

50-летие со дня основания – знаменательная дата для Астраханской государственной консерватории. Но этот учебный год включил в себя еще несколько юбилейных, уже личных, дат и 18 мая 2019 года – день 50-летия доцента, заведующего кафедрой народных инструментов и артиста ансамбля «СКИФ» Сергея Алексеевича Соколова. У музыкантов есть особое преимущество: они не только принимают поздравления, но и сами дарят свой талант, искусство  всем людям, и именно в этот день друзья, коллеги,  ученики, ценители виртуозного  инструментального исполнительского искусства восхитились концертом в Большом зале консерватории.

Ведущие концерт, друзья и коллеги, – заслуженный артист РФ, художественный руководитель Астраханского ТЮЗа заведующий кафедрой актёрского мастерства Астраханской государственной консерватории Сергей Владимирович Тараскин и заслуженный артист РФ, профессор Александр Сергеевич Бабушкин – создали неповторимый дуэт и в свободной непринужденной форме провели «в форме рондо» краткие экскурсы (расцвеченные «несерьезными» эпизодами от А.С. Бабушкина) по творческой биографии Сергея Алексеевича Соколова, вплетая их, как преамбулы, в основную концертную программу, где в ансамблях с коллегами солировал сам юбиляр.

Концертную программу Юбилейного концерта Сергея Соколова «В кругу друзей…» составили произведения западно-европейской и русской классики, при этом она была связана и с гастрольными поездками ансамбля «СКИФ»[1] в разные страны мира. Также необходимо подчеркнуть, что «сценарий» продемонстрировал и виртуозное владение С.А. Соколовым разными струнными щипковыми инструментами: не только домрой во всех ее разновидностях, но мандолиной. И первым произведением, открывшим концертную программу, был Концерт для двух мандолин с органом А. Вивальди, его исполнили Дуэт мандолин  Сергей Соколов, Надежда Самусенко (мандолины) и Наталья Муравьева (орган).

Далее следовало Рондо Соль мажор из «Хаффер-серенады» в инструментовке В. МаховаВ.А. Моцарта, его исполнил Секстет домр в составе Сергей Соколов (домра), Элина Власова  (домра), Ирина Петрова (домра-альт), Ольга Вербицкая ( домра-бас) и Максим Хисамов (балалайка-бас).

Третье сочинение концертной программы возвратило нас из Европы в Россию: М. Броннер. «Далёкое-близкое» (по мотивам русских романсов) для балалайки, фортепиано и оркестра, но в своей обработке и в исполнении Трио для балалайки, домры альт и фортепиано Александра Мостыканова (балалайка), Сергея Соколова (домра), Ольги Голубевой (фортепиано).      Тонкую лирику русской романсовой мелодики в  искусном кружеве виртуозных подголосков сменила глубокая философская импровизация Сергея Соколова  solo на домре-альте «Каденция» (на основе каденции М. Горобцова для Концерта № 2 для домры-альта с оркестром Е. Дербенко). В этой сольно импровизации домра-альт Сергея Соколова обрела оркестровое звучание, при этом – без каких-то специфических приёмов – ощущалась обобщенная инструментальная сфера Востока с ее особой логикой музыкального развития, эмоциональной сосредоточенностью и тончайшей многоликостью «спрессованных» образов, подвластных только высокому мастерству солиста. В завершении «Каденции» для исполнения Коды к солисту присоединился весь ансамбль «Скиф», который и продолжил в полном составе (заслуженные артисты РФ А. Мостыканов, А. Бабушкин И. Калина  – и юбиляр С. Соколов) следующий блок «юбилейной» концертной программы номеров из классики в инструментовках С. А. Соколова.

Артисты ансамбля «СКИФ» с самого начала своей творческой деятельности сами делают обработки, инструментовки классической музыки, что подчеркивает оригинальность звучания их концертных программ и отличает от других ансамблей русских народных инструментов (а их в России немало). Свою лепту привносит и Сергей Алексеевич Соколов, чему он посвящает значительное творческое время. Уходя от соблазна посвятить несколько аналитических страниц тонкостям талантливой инструментовки исполненных далее сочинений, подчеркну самое главное: глубокое понимание композиторских стилей и доскональное знание специфики русских народных инструментов, их возможностей, а также особое слышание именно квартетного ансамбля, через собственную инструментальную интерпретацию создаётся музыкальное пространство, иное, но не искажающее суть музыки, а раскрывающее ее «завуалированные» в оригинале тонкие содержательные детали.  Так в «Краковяке» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки  через тембр промелькивали «сельские картинки» (что  явно обусловлено былым увлечением и опытом   работы с фольклорными ансамблями, в частности, с «Бударочкой» К.В. Гузенко и «Раздивьем» И. Тарасовой), а в номере «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина по-особенному высветилась контрастная полифония, особенно в сопоставлении через тембр баяна А.С. Бабушкина и струнных балалайки А. Мостыканова, домры С. Соколова  при контрапункте бас-балалайки И. Калины, но музыкальная энергетика явно ассоциировалась с калмыцкой и казахской народной музыкой. Два Славянских танца А. Дворжака естественно вписались  в русско-европейскую классику с ответвлениями музыкальных ассоциаций.

Два сочинения, завершившие основную концертную программу – В. Городовская. Парафраз и В. Биберган. Вальс. «Посвящение В.В. Андрееву…» вернули нас в музыкальную среду городского концертного музицирования, что до сих пор так близка русской душе…

Финальная часть юбилейного концерта С.А. Соколова была отдана его нынешним ученикам.  Студенты из Казахстана класса Сергея Алексеевича Соколова великолепно исполнили ансамблем два казахских кюйя, показав своё искусство владения струнными щипковыми национальными инструментами.  А завершили концерт студенты С.А. Соколова поздравлением с шуточным текстом на мелодию песни «Каким ты был, таким и остался»  из кинофильма «Кубанские казаки» и преподнесли торт с мини-фейерверком.

Завершая краткий обзор концерта в день 50-летия Сергея Алексеевича Соколова, мне придумалось и его название «Перелистывая страницы творческий жизни Сергея Соколова…». Да, именно так и была выстроена программа концерта – с вербальными «интелюдиями» ведущих С.В. Тараскина и А.С. Бабушкина о разных событиях и гастролях, ансамблевого и сольного  исполнения музыкальной классики вместе с коллегами по консерватории и произведений из репертуара ансамбля «СКИФ» на протяжении почти 28 лет, творческих инструментовок и преподавательской работы со студентами.

50 жизненных лет для музыканта – это ранняя зрелость. Впереди у Сергея Алексеевича Соколова много разных страниц творческой жизни, надеемся – не менее интересных. Новых творческих дорог Вам, Сергей Алексеевич!

М.Г. Хрущева,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

[1] «Дано более тысячи концертов в 70 городах России, Германии, Франции, Дании, Норвегии, Италии, Саудовской Аравии, Китае, Голландии, Туркменистане»  [Алеева С.Г. Сергей Соколов : https://astracons.ru; сайт АГК – https://astracons.ru/?page_id=22202].

 

Фото – К.В. Гузенко

 


  Версия для слабовидящих