«МЕССИЯ» В АСТРАХАНИ

Событием ХV Международного фестиваля вокального искусства им. Валерии Барсовой и Марии Максаковой, проводившегося в Астрахани в эти великопостные дни, в преддверии пасхальной Страстной Седмицы, стало исполнение оратории «Мессия» Г.Ф.Генделя.

Воплощенную в величественной музыке великого композитора эпохи барокко Священную историю Спасителя, искупившего грехи мира, представили: Камерный хор Астраханской государственной филармонии и Студенческий хор Астраханской государственной консерватории, под руководством Татьяны Рекичинской, хормейстера данного музыкального проекта; солисты – Яна Паклянова, солистка Астраханской филармонии (партия сопрано); Олеся Петрова, солистка Санкт-Петербургского Михайловского театра (партия альта); Сергей Кузьмин, также солист Михайловского театра (партия тенора); Дмитрий Шарманов, солист Астраханского государственного театра оперы и балета (партия баса); Камерный оркестр Астраханской филармонии, концертмейстер Эльмира Такаева. Дирижировал Максим Конарев (Москва).

Нельзя не отметить, с благодарностью, огромную работу, которую осуществили астраханские музыканты, готовясь к исполнению «Мессии». Бесспорно, оркестр в этой оратории занимает ведущее положение, ведь его роль не сводится к аккомпанементу солистам и хору, а отличается многоплановостью изложения, с включением инструментальных номеров. Важное место в «Мессии» отводится хору, поскольку более трети номеров монументальной трехчастной композиции этой оратории – многоголосные фрески, хоровое письмо которых включает полифонические сплетения голосов и продолжительные юбиляции в их изложении. К чести наших хористов, им удалось освоить вокальную технику старинного бельканто, в частности прием пения шестнадцатых в быстром темпе штрихом non legato, а также преодолеть трудности выразительного интонирования на английском языке (замечу, что в переводе на немецкий язык петь ораторию легче, чем в англоязычной версии либреттиста Ч. Дженненса). Московский дирижер М. Конарев, высокообразованный специалист, лауреат нескольких международных конкурсов, участник крупных музыкальных проектов в России и за рубежом, прослушав (до репетиции с оркестром) хоровые номера, показанные Т. Рекичинской, с участием концертмейстера А. Гасратовой, остался доволен проделанной работой и моментальной реакцией хористов на его пожелания относительно темпа, штрихов и динамики отдельных эпизодов (к примеру, знаменитая «Аллилуйя» в трактовке М.Конарева прозвучала иначе, чем в традиционном исполнении: более мягко во вступлении и динамически гибко в процессе развития тематического материала, основой которого послужила тема протестантского хорала «Проснитесь, голос нас сзывает»). А опытного концертмейстера А.Гасратову дирижер попросил исполнять, совместно со студентом Астраханской консерватории Матвеем Заикиным, партии органа и клавесина в оркестре.

Украшением исполнительского состава «Мессии» стали певцы-солисты, порадовавшие публику не только своими прекрасными голосами, но и виртуозной вокальной техникой. Любопытно, что, когда эта оратория впервые исполнялась, под руководством самого композитора (Дублин, 13 апреля 1742 г.), написанные им арии для сопрано, альта, тенора и баса пели 9 солистов! В последующих исполнениях, при жизни Генделя, количественный состав солистов в оратории мог быть от 6 до 8 певцов, причем композитор редактировал арии, приспосабливая их к голосовым возможностям исполнителей. Кроме того, и сами певцы-солисты могли добавлять фиоритуры в нотный текст.

Однако вернемся в наше время, 18 апреля 2019 г., в переполненный слушателями Концертный зал им. М.П.Максаковой, где в «Мессии» блестяще солировали Я.Паклянова, О.Петрова, С.Кузьмин и Д.Шарманов. Не смотря на то, что в этой оратории не обозначены действующие лица (как, например, в оратории «Самсон»), сольные номера в «Мессии» настолько мелодически выразительные и технически сложные, что напоминают развернутые оперные партии (недаром Гендель вначале прославился как оперный композитор). Считается, что в России певцов-солистов для исполнения этой оратории найти непросто. К слову, О. Петрова, покорившая астраханскую публику обворожительным тембром голоса и безупречной певческой манерой, в 2007 г. участвовала в исполнении «Мессии» (на немецком языке) силами хора и камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории, под управлением дирижера А.Титова, в программе «Международной недели консерваторий» (в том самом фестивале от Астраханской консерватории участвовали квартет «Скиф», под руководством заслуженного артиста РФ А.Мостыканова, и вокальный дуэт: народная артистка РФ Н.Тарасова и лауреат Первого Российского вокального конкурса им. В.Барсовой – Т.Важорова).

Слушая «Мессию» в Астрахани, могу также сказать, что, по задумке дирижера М.Конарева, исполнение сопровождалось показом на большом экране художественных иллюстраций ветхозаветных и евангельских сюжетов, в соответствии с содержанием оратории. Материал, включавший шедевры Микельанджело, Тициана, Рубенса, Тьеполо, Мурильо, Иванова, Крамского и других художников, подобрали режиссер Н.Шуматова и хормейстер Т.Рекичинская, которая на протяжении всего концерта находилась рядом с видеооператором, регулируя переключение иллюстраций.

Знаменитый историк-писатель Н.Карамзин в своих путевых заметках «Письма русского путешественника» так изложил свои впечатления от оратории «Мессия», исполненной в Лондоне в 1790 г.: «Я слыхал музыку Перголези, Иомелли, Гайдна, но не бывал ничем столько растроган, как «Мессией» Генделя. И печально, и радостно, и великолепно, и чувствительно!».

Вот и сейчас, вспоминая восторженную публику, не спешившую по окончании оратории «Мессия» покидать зал, а продолжавшую благодарить исполнителей аплодисментами и возгласами «браво», можно констатировать, что эта оратория не утратила своей художественной ценности и духовной мощи. Да, это музыка, способная изменять нас в лучшую сторону. Не об этом ли думал Гендель, создававший «Мессию» не для пустого развлечения, а для духовного преображения людей.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

заведующая кафедрой хорового дирижирования АГК

(фото К.В. Гузенко)


  Версия для слабовидящих