«Юбилеи музыкальных вузов как свидетельства незыблемости традиций»

В конце прошедшего года, в РАМ им. Гнесиных состоялась международная научная конференция, посвященная грядущему 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. На этой конференции с докладом об особом характере художественного отражения мира выступила доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе АГК Л.В. Саввина. Подробнее об этой конференции – читайте в статье Т.И. Науменко, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки РАМ им. Гнесиных.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ»:

О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

         Международная научная конференция «Музыкальная наука в контексте культуры: навстречу 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных» прошла с 30 октября по 2 ноября, став одним из знаковых мероприятий уходящего года. В академии многие помнят, что конференция с похожим названием «Музыкальное образование в контексте культуры» – была основана и более четверти века проводилась под руководством профессора кафедры теории музыки А.С. Дьячковой. В последний раз это было в 2016 году – и так случилось, что дни той конференции стали последними днями жизни Людмилы Сергеевны.

Нынешнее научное собрание, организацию которого приняла на себя доцент кафедры Е.С. Дерунец, было посвящено предстоящему 75-летию академии и стало второй гнесинской юбилейной конференцией, проводимой при поддержке РГНФ/РФФИ. Предыдущая конференция, приуроченная к 70-летию, состоялась в октябре 2014, в год 20-летия РГНФ – Российского гуманитарного научного фонда, – тогда еще существовавшего как отдельная организация. С тех пор прошло всего четыре года, показавших, однако, стремительность происходящих изменений.

На этом фоне юбилеи музыкальных вузов хотелось бы воспринимать как свидетельства незыблемости традиций: музыкальной педагогики, исполнительства, науки. Торжества идут чередой, отражая историю российского высшего музыкального образования, где каждая веха открытие новой консерватории в значимых точках страны: Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону… И каждый новый юбилей в число праздничных и торжественных событий непременно включает проведение масштабной научной конференции.

Каждый раз это становится своего рода творческим отчетом – об актуальных интересах музыковедения, его достижениях и новых задачах. Подобные собрания уже образовали особый жанр музыковедческого научного мероприятия – «юбилейную конференцию» – с непременным приглашением коллег из российских и зарубежных консерваторий. Особенной стала и структура каждой такой конференции, обнаруживающая магистральные пути развития музыкальной науки.

В конференции приняли участие свыше 60 ученых из Российской Федерации, Беларуси, Молдовы, Великобритании, Германии, Соединенных Штатов Америки, Франции. Программа конференции включала 5 секций, охватывающих наиболее значимые тематические блоки:

Пленарное заседание. Исторический путь музыкознания. Традиции, идеи, имена

Секция I. Методологические поиски современного музыкознания

Секция II. Искусство и эпоха Секция III. Россия и Запад в судьбе отечественных музыкантов. Памяти доктора искусствоведения Александра Васильевича Ивашкина

Круглый стол. Музыкальная наука сегодня: взгляд молодого исследователя

В силу специфики музыкального учебного заведения, связанной с ограниченным посещением заседаний на фоне учебного процесса, секции проводились последовательно, параллельных заседаний не предусматривалось. Можно считать, что мероприятие имело очевидный успех, так как зал (гостиная в историческом здании Дома Шуваловой) вместимостью примерно 130 человек неизменно был заполнен. Особенно важным представляется постоянное присутствие на секциях студентов и аспирантов академии, свидетельствующее о высоком интересе научной молодежи к проблемам современного музыковедения.

Характеризуя научное содержание докладов, хотелось бы особенно выделить некоторые узловые идеи конференции.

Пленарное заседание, учитывая юбилейный статус мероприятия, содержало тематический блок, посвященный историческим аспектам научной деятельности ГМПИ им. Гнесиных. Некоторые доклады (Т.И. Науменко, Е.Р. Скурко, Е.С. Мироненко) затрагивали как вопросы становления гнесинской научной школы, так и дальнейшего преломления ее научных идей в деятельности других учебных заведений. С одной стороны, было показано, как формирование учебно-методической и диссертационной тематики влияло на развитие музыковедения в масштабе всей страны и на долгие годы определяло научные интересы отечественных консерваторий. С другой – что исторически сложившаяся ситуация сохраняется и в наши дни, в условиях отдельного существования бывших союзных республик: это было убедительно показано в докладах участников из Молдовы и Беларуси.

Традиционным для пленарных докладов стало расширение проблематики в сторону междисциплинарных связей музыкальной науки (доклад К.В. Зенкина), фундаментальных категорий понимания музыки (доклад Т.Б. Сидневой), а также неакадемических форм музыкального искусства массовых музыкальных жанров (доклад А.М. Цукера). В определенном смысле эти сообщения предвосхитили тематику следующего дня, целиком посвященного вопросам методологии музыкознания. Следует отметить, что методологическая проблематика в последнее время заметно актуализировалась, о чем свидетельствует ряд недавних научных мероприятий, в частности, прошедшая в марте 2018 года в Московской государственной консерватории специальная конференция, посвященная вопросам научной методологии.

В рамках данного проекта методологический ракурс был целенаправленно выстроен от фундаментального разворота темы в докладе Н.С. Гуляницкой – одного из ведущих методологов страны – до крупных проблем, имеющих, тем не менее, вполне конкретный характер. Методологические проблемы жанра (А.Г. Коробова), последовательно разрабатываемые применительно к различным музыкальным феноменам и уже образовавшие специальную отрасль музыкознания – музыкальную жанрологию, сочетались с постановкой достаточно непривычных вопросов – например, о феномене музыкального рамплиссажа (Л. О. Акопян). Некоторая дискуссионность, присутствующая в аргументации докладчика (поставившего под сомнение выразительность тематической работы в некоторых авторитетных музыкальных опусах), не снижала общего академического уровня обсуждений, наглядно демонстрируя алгоритм введения в научный оборот еще не устоявшегося понятия. В некотором смысле созвучным стал доклад И.А. Пресняковой, рассмотревшей пути становления русской научной терминологии: объектом исследования стал XVIII век – время переводов и европейских влияний, сформировавших русский научный язык.

Общеметодологические вопросы сочетались с подходами, рассмотренными применительно к конкретным музыкальным объектам: персоналиям (В.Б. Валькова, В.В. Алеев, Д.А. Шумилин), жанровым феноменам (И. П. Сусидко, О.В. Жесткова, А.В. Крылова), музыкально-теоретическим школам (А.Д. Хасаншин) и отдельным отраслям современного музыкознания (А.С. Алпатова, Е.М. Алкон). Вся совокупность исследовательских ракурсов показала не только правомерность методологических штудий, характерных для современного музыковедения, но и обнаружила высокую степень его интеграции с общенаучными тенденциями, все чаще направленными в сторону поиска методологических параллелей и пересечений.

Секция «Искусство и эпоха» мыслилась как пространство полидисциплинарных научных слушаний. Присутствие представителей смежных гуманитарных наук – исследователей в области архитектуры, изобразительного искусства, литературоведения – следует рассматривать как наметившуюся плодотворную традицию.

В контексте наиболее представительных конференций последнего времени – например, III Конгресса Общества теории музыки (МГК, 2017), юбилейной конференции в честь 125-летия со дня рождения В.В. Маяковского (Институт мировой литературы им М. Горького, сентябрь 2018) и других, присутствие гуманитариев- «смежников» стало уже по-своему привычным. Исторический контекст, заданный первым докладом секции, вместил в свое поле, таким образом, самые различные объекты – и культуру старообрядцев (И.В. Дынникова), и поиск прекрасной Москвы будущего (Ю.Д. Старостенко), и футуристические эксперименты послереволюционной поэзии (В.Н. Терёхина), и театральную переделку пьес в раннесоветскую эпоху (Н.И. Енукидзе)… Новаторские стремления были обнаружены и в искусстве второй половины XX века: в особом характере художественного отражения мира (Л.В. Саввина), в «тембровой эмансипации» хоровой музыки Д. Лигети (А.С. Рыжинский), а также в специальных вопросах современной музыки и музыкознания (М.С. Высоцкая, О.Л. Берак, Л.А. Купец).

Мемориальная секция конференции затрагивала еще одну важную проблему современной науки, особенно актуальную в свете ее основополагающих установок на интеграцию в мировое научное пространство, – проблему взаимодействия с западной музыкальной культурой. А.В. Ивашкин, в честь памяти которого проводилась эта секция, был одним из очень немногих музыкантов, полноценно представлявших русскую культуру на Западе. Все доклады секции были объединены двумя общими идеями – творчество русского музыканта за рубежом: Денисов, Пярт, Шнитке, Корндорф (доклады Е.О. Купровской, Т.В. Цареградской, Г. Диксона, Ю.Н. Пантелеевой) и круг научных интересов Ивашкина, неутомимо пропагандировавшего музыку русских композиторов (Т.Н. Красникова, И.И. Сниткова, В.А. Адаменко). Завершающей частью конференции стал круглый стол молодых исследователей, итоги которого некоторым участниками конференции были оценены особенно высоко. Было признано, что наличие целого поколения молодых исследователей чрезвычайно благотворно влияет и на имидж Российской академии музыки имени Гнесиных, и на имидж профессии музыковеда. Смелость, с какой научная молодежь обсуждала достаточно сложные методологические проблемы, а также представленная ими панорама новых научных и общественно значимых проектов, показывает перспективность научной деятельности и внушает надежду, что российская музыкальная наука обладает большим и значимым потенциалом.

 

Науменко Татьяна Ивановна,

доктор искусствоведения, профессор,

заведующая кафедрой теории музыки РАМ им. Гнесиных

 


  Версия для слабовидящих