НА КОНЦЕРТЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 1030-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Сегодняшним студентам консерватории, беспрепятственно поющим и регентующим в церковных хорах, трудно представить, что еще три десятилетия назад даже за посещение богослужений можно было расстаться с вузом. А исполнение шедевров православного песнотворчества светскими хоровыми коллективами разрешалось лишь с заменой молитвенных текстов на пение с закрытым ртом или вовсе чуждыми словами. И только в 1988 г., после всенародного празднования в стране (тогда СССР) 1000-летия Крещения Руси, долговременные запреты всего, что было связано с православной верой, наконец, были сняты. И это послужило возрождению общественного интереса к русской духовной музыке, которая не переставала звучать под сводами православных храмов, уцелевших в годы лихолетья…

В Астрахани общедоступные концерты православной музыки начались летом 1988 г., выступлением архиерейского хора Покровского кафедрального собора, под управлением регента Виктора Комякова, на сцене Гастрольного театра (потом Музыкального, а ныне ДК «Аркадия»). А с января 1990 г. такие концерты, с участием церковных и светских хоровых коллективов, нередко проводились в большом зале Астраханской консерватории. Особенно запомнилось, как в октябре 1992 г., в Дни памяти 600-летия успения преподобного Сергия Радонежского, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, здесь вдохновенно пели Хор Московских духовных школ – семинарии и академии, под руководством регента игумена Никифора, и Хор студентов Астраханской консерватории, под управлением профессора С. Е. Комякова. Именно после этого концерта наш студенческий хор удостоился великой чести выступить, летом 1993 г., в Троице-Сергиевой лавре, перед преподавателями и студентами Московских духовных школ. А среди слушателей, в зале Духовной академии, находился прославленный регент Хора Троице-Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль), беседа с которым на всю жизнь запомнилась С. Е. Комякову, особенно единством взглядов на звучание русского хора.

За прошедшие 30 лет мною было написано немало откликов на концерты православной музыки в Астрахани. Все они опубликованы в газетах «Волга» и «Свет православия», сборниках материалов научных конференций, а также в вестнике «Камертон» и на официальном сайте Астраханской консерватории. Вот и теперь, побывав на концерте, состоявшемся 5 ноября в филармоническом Концертном зале им. М. П. Максаковой, поделюсь впечатлениями от услышанного.

По традиции, в присутствии управляющего епархией, концерт предварялся подобающими в таком случае песнопениями «Царю Небесный» и «Ис полла эти, деспота» («На многая лета, Господин»). Вместе с архиерейскими певчими, под руководством регента Андрея Ларичева, пели все, кто находились в зале, стоя приветствуя митрополита Астраханского и Камызякского Никона. Затем, по его благословению, начались выступления участников концерта, посвященного 1030-летию Крещения Руси. Программу представлял руководитель епархиального отдела по катехизации, клирик Успенского кафедрального собора, иерей Максим Бурдин, который приводил интересные сведения из истории Астраханской епархии и рассказывал о современной жизни ее приходов.

Архиерейский хор Успенского кафедрального собора, под руководством регента Андрея Ларичева, открыл концерт песнопениями: «Заступнице усердная» Чеснокова и «От юности моея» Максимова, задав высокую исполнительскую планку для последующих выступлений. И, надо сказать, Хор храма Преображения Господня, выступивший после опытных архиерейских певчих, не подвел своего регента – матушку Ульяну Семенову, которая рискнула исполнить с приходским хором сложную программу: 33 псалом, византийского распева, в гармонизации монахини Иулиании (Денисовой), и духовный стих «Как по Божьей горе», в обработке Пономарева.

Следом за церковными певчими на сцену вышел Юношеский хор Астраханского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского, которым руководит преподаватель Ирина Суменкова. В репертуаре этого учебного коллектива, являющегося лауреатом различных конкурсов, православная музыка занимает значительное место, способствуя не только духовно-нравственному воспитанию учащихся и обогащению их музыкального кругозора, но и формированию правильных навыков округленного академического пения. Именно в такой вокальной манере Хор музыкального колледжа аккуратно исполнил на концерте «Отче наш» Неберо и «Достойно есть» Чеснокова.

Мужской хор Успенского кафедрального собора, под управлением регента Андрея Ларичева, украсил программу концерта отточенным исполнением песнопений: «Господь – просвещение мое» Никольского и «Слава в вышних Богу» Есаулова. Безусловно, выступать после такого профессионального коллектива было нелегкой задачей для Хора Покровского кафедрального собора, руководимого в настоящее время молодым регентом Дарьей Овсянниковой. Но публика в этот вечер была настроена весьма доброжелательно и тепло приняла исполнение покровскими певчими «Свете Тихий» Кастальского и «Единородный Сыне» Богословского.

Подлинной кульминацией концерта стал выход на сцену Хора духовенства Астраханской епархии. Под выразительным управлением иерея Алексия Родионова «голосистые батюшки» (по сердечным отзывам слушателей) слаженно исполнили: «Душе моя» Котогарова и «Земле русская» (подобен «Доме Евфрафов), в гармонизации отца Матфея (Мормыля).

В заключительной части программы выступили: небольшой Хор храма преподобного Сергия Радонежского, исполнивший, под руководством регента Кристины Хозинской, «Се ныне благословите Господа» Ипполитова-Иванова и «Пресвятая Богородице» монахини Иулиании (Денисовой), и многочисленный детский хор «Воскресение» Центра духовно-нравственного воспитания «Боголеп», в исполнении которого, под управлением регента Дамира Сейталиева (хормейстер Ирина Соборук), также прозвучали два песнопения – «Богородице Дево» (напев Воскресенского монастыря) и «Хвалите имя Господне» священника Димитрия Арзуманова.

В финале к детскому хору присоединились все участники концерта, чтобы большим сводным хором, подготовленным регентом Андреем Ларичевым, исполнить «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» Рахманинова и «Многолетие» Прокофьева из музыки к художественному фильму «Иван Грозный» (уточним, что ораторию одноименного названия составил из музыки к этому фильму дирижер Стасевич).

По окончании концерта митрополит Астраханский и Камызякский Никон поднялся на сцену и по-отечески тепло поблагодарил организаторов и участников концерта, посвященного славной исторической дате, выразив признательность иерею Максиму Бурдину и регенту Андрею Ларичеву, вложившим много сил в подготовку содержательной концертной программы, а также директору Астраханской филармонии Валентине Черняковой, которая постаралась, чтобы этот концерт состоялся в прекрасном филармоническом зале. А регентам церковных хоров и руководителям Юношеского хора музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского и детского хора Центра духовно-нравственного воспитания «Боголеп» от митрополита Никона были вручены Благодарственные письма.

Признаюсь, моя душа ликовала на всем протяжении концерта, ведь и регенты, и многие из певчих, выступивших в этот незабываемый вечер, являются воспитанниками Астраханской консерватории.

Л.П. Власенко, заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

зав.кафедрой хорового дирижирования Астраханской государственной консерватории


Версия для слабовидящих