В Саратове прошли Международные научные чтения памяти А.С. Ярешко

2-4 ноября 2018 года в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова состоялись Международные научные чтения памяти доктора искусствоведения, профессора А.С. Ярешко (к 75-летию со дня рождения) «Народная музыкальная культура: традиция и современность». Это была лишь часть ранее запланированных юбилейных научно-творческих событий: 75-летие Александра Сергеевича Ярешко (род.11.09.1943) и 50-летие кафедры народного пения и этномузыкологии. Однако  внезапная кончина А.С. Ярешко 25 мая 2018 года изменила тональность и научных чтений, и концертов: все они были посвящены уже памяти выдающегося исследователя, общественного деятеля и яркой творческой Личности, столь сильно и существенно повлиявшей на одну из действенных сторон жизни Саратовской консерватории и переформировавшей одну из ее кафедр, –  кафедру народного пения и этномузыкологии, ставшей единственной и уникальной  в России именно в этом симбиозном статусе.

 «Юбилейная» параллельность была представлена  в мастер-классах ведущих российских фольклористов и кампанологов: Е.Г. Шатько, В.М. Щурова, Г.В. Лобковой, И.В. Мациевского, А.Б. Никанорова (2 ноября, с 12 до 17 ч.), в концерте коллективов и выпускников кафедры (добавлю – и их учеников) вечером  2 ноября, в котором приняли участие и астраханцы: аспирантки Астраханской государственной консерватории Елизавета Щербакова, ныне Тыщенко (выпускница Саратовской консерватории по специальности «сольное народное пение») и Ольга Иванова выступили со своими студентами Астраханского колледжа культуры и искусства (и были оценены коллегами весьма достойно). Так кафедра народного пения и этномузыкологии творчески отметила свой полувековый юбилей. Очень важно то, что выступали не только ныне состоящие в штате консерватории, но и приехавшие на её юбилей уже бывшие выпускники кафедры. Подчеркну особый момент: концерт, начиная с официального открытия, транслировался в прямом эфире и любой житель планеты мог  – через Интернет –  быть его соучастником-слушателем.

Так же. 2 ноября 12.20-13.00 состоялась радиопередача – прямой эфир на Саратовском областном радио о научной, творческой и педагогической деятельности А.С. Ярешко с участием его коллег и последователей, гостей научных чтений.

Вечером 3 ноября (после заседания Научных чтений) коллективы – хор, ансамбли, солисты кафедры народного пения и этномузыкологии – создали особую программу концерта из двух отделений «Вечер памяти Учителя», исполняя песни  экспедиционных записей А.С. Ярешко, его обработки для ансамбля и/или народного хора. В первом отделении было исполнено 16 номеров, во втором отделении – 13 номеров, всего – 29 исполнений (!). При этом  постоянно менялись исполнители – хор, ансамбли, которыми руководят  разные преподаватели кафедры народного пения и этномузыкологии (Алевтина Михайлова, Галина Бурданова, Мария Бондаренко, Михаил Молчанов, Альбина Малина, Ирина Егорова, Анжела Хачаянц /статусы не перечисляю/). В концерте приняли также участие  Ансамбль саратовских гармоник «Родник» (руководитель Евгений Яркин), Народный хор Саратовского областного колледжа искусств (руководитель Юлия Рябова), а также солисты в составе ансамблей.  Организация такого много-артистного концерта была великолепно-четкой, его драматургия выстроена пластично и разно-эмоционально.

 Во втором  отделении были две особых «точки». Его начала  народная артистка России, профессор Елена Андреевна Сапогова, она сурово, сосредоточенно, с проникновенной болью души  объединила заново всех, вовлекая в  «Плач по мужу» (в записи Л.Л. Христиансена).  И (минуя даже краткий обзор всей  программы)  в драматургической «точке золотого сечения», в лирической песне военных лет в обработке А.С. Ярешко «Раным, раненько» при женской группе хора солировала Оксана Ярешко, дочь Александра Сергеевича, профессиональная певица, прилетевшая на эти дни из Москвы. Оксана Ярешко выступила также и в фестивально-конкурсном концерте мастеров колокольных звонов, что так оригинально состоялся на балконе консерватории  4 ноября (что совпало и с православным праздником иконы Казанской богоматери) при  очень большой аудитории, собравшейся  заранее на площади перед Консерваторией. Более того, даже случайные прохожие останавливались. Звонили по сотовым телефонам,  – кто-то просто давал слушать по телефону, кто-то тут же призывал: «Приходи скорее, здесь колокольные звоны! Ты это нигде не услышишь! Успеешь!» А погода была пасмурной, дождик накрапывал, ветер холодный, но  люди все прибывали и прибывали, почти никто не уходил! Потому что музыканты – мастера колокольных звонов, ученики А.С. Ярешко, сотворяли чудо! И ветер стихал постепенно, и тучи дождевые заслушались, наверное, – как и капли дождя… (В Саратове – для меня– это место сакральное: здесь и церковь Утоли мои печали, и консерватория, одно из зданий Университета, и  парк «Липки», –  сосредоточенное единство Веры, Духовности Музыки, Разума Науки, Гармонии  живой Природы).

Международные научные чтения памяти доктора искусствоведения, профессора А.С. Ярешко (к 75-летию со дня рождения) «Народная музыкальная культура: традиция и современность» проводились полных два дня, 2 и 3 ноября.   Заявлено было 36 докладов очного участия и 16  докладов заочного участия. Всего 52 доклада, из них 11 посвящены персонально деятельности А.С. Ярешко (в том числе два доклада астраханских этномузыковедов – К.В. Гузенко: «А.С. Ярешко. Интервью для Астраханского радио» и М.Г. Хрущевой «Астраханский фольклор в научных публикациях А.С. Ярешко»), по кампанологии 8 докладов, остальные доклады посвящены разным аспектам этномузыковедения, так или иначе связанных с научными интересами А.С. Ярешко  – с общими проблемами отечественной фольклористики и музыковедения. Аспиранты Астраханской государственной консерватории также приняли участие в Научных чтениях памяти А.С. Ярешко: Е.С. Тыщенко (научный руководитель М.Г. Хрущева) «Исполнительская манера аутентичных певцов Астраханской области в  XXI веке: общие черты» и О.А. Иванова (научный  руководитель В.О. Петров) «Хороводная песня в русских селах Дельты Волги: основные функции».

Необходимо подчеркнуть, что в этих, первых, Международных научных чтениях памяти доктора искусствоведения, профессора А.С. Ярешко (к 75-летию со дня рождения) «Народная музыкальная культура: традиция и современность», приняли участие, не только, конечно,  музыковеды и этномузыковеды Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, его ученики разных лет, но и постоянные участники Научных чтений памяти Л.Л. Христиансена, проекта, столь важного для Саратовской государственной консерватории, и  проводимого А.С. Ярешко (инициатором проекта) и кафедрой народного пения и этномузыкологии.

Концерты  и доклады записывались на видео-камеры (возможна информация в Интернете отдельными записями).

Участники Международных чтений отдали дань памяти А.С. Ярешко, принеся цветы на его могилу 4 ноября на Елшанском кладбище.

С печалью, но и с осознанием не только человеческой, но и коллегиально-научной необходимости, в  финале этих Научных чтений единодушно были высказаны пожелания: учредить теперь и ежегодные Научные чтения памяти А.С. Ярешко с публикацией сборников научных материалов.  Много было благодарственных высказываний автору этого нового проекта, доктору искусствоведения, профессору, и.о. заведуюшей кафедрой народного пения и этномузыкологии Алевтине Анатольевне Михайловой и всем сотрудникам кафедры, Ректору Саратовской государственной консерватории Александру Германовичу  Занорину, поддержавшему и утвердившему оригинальный научно-исполнительский проект, включая  Фестиваль-конкурс мастеров колокольных звонов.

Эти три дня были предельно научно и творчески насыщенными и разноплановыми, – как разновекторно и многомерно была насыщена, столь неожиданно и внезапно прерванная жизнь А.С. Ярешко. Но мы еще раз осознали: сколько много он успел сделать, еще больше – спрогнозировать и, создав не одну, а  несколько научных и научно-творческих школ,  сформировал перспективы  для Будущего на много десятилетий вперед. И этот, увы, печальный 75-й год прерванной жизни А.С. Ярешко,  одновременно внушил нам всем и оптимизм, которым он неукротимо  и обаятельно обладал. Ибо есть  Ученики – и будем надеяться, столь же верные, каким и был сам А.С. Ярешко.

 

М.Г. Хрущева,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской консерватории

(фото предоставлены М.Г. Хрущевой)


Версия для слабовидящих