Выразительным словом – о проблемах музыкального исполнительства

В рамках курсов повышения квалификации преподавателей сольного и хорового пения образовательных учреждений сферы культуры и искусств, которые этой осенью проводит Учебно-методический центр министерства культуры и туризма Астраханской области, 1 ноября, в малом зале Астраханского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского, проводился мастер-класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, заведующей кафедрой хорового дирижирования Астраханской консерватории Л. П. Власенко. Содержательная двухчасовая лекция на тему «Выразительная интонация в исполнении вокально-хоровой музыки» сопровождалась практическими показами разнообразных исполнительских нюансов, с участием студентки консерватории Ю. Скудиной, которая обучается в классе Л. П. Власенко по программе магистратуры.

Вход на лекцию был свободным, поэтому в зале присутствовали не только слушатели курсов повышения квалификации – педагоги ДМШ, ДШИ и музыкального колледжа, но и пытливые студенты консерватории. Свободно владея научно-исследовательской и методической литературой, имея за плечами полувековой опыт концертно-исполнительской и педагогической деятельности, Любовь Павловна щедро делилась своими знаниями и умениями, живо освещая интонационную теорию Б.Асафьева, изложенную им в фундаментальном труде «Музыкальная форма как процесс», и научные взгляды его последователей в этой области музыкознания – Е. Назайкинского, А. Алексеева, Н. Переверзева и др. Увлеченный человек, мастерски владеющий словом, она раскрывала вопросы, поставленные в лекции, на фоне многовековой мировой музыкальной культуры, подчеркивая непреходящее значение лучших традиций русской исполнительской школы в развитии музыкально-исполнительского искусства на современном этапе. Исходя из своего слушательского и исполнительского опыта, начало которого было положено еще в годы ее учебы и совершенствования в ассистентуре-стажировке Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (1968-1973; 1973-1976), в классе выдающегося педагога-исполнителя, народной артистки РСФСР, профессора Е. П. Кудрявцевой, Любовь Павловна приводила немало интересных фактов из области дирижерского исполнительства, особенно о том, как дирижировал симфоническим оркестром Ленинградской филармонии народный артист СССР Е. А. Мравинский. Причем, освещая вопросы дирижерской выразительности, она акцентировала внимание аудитории на взглядах выдающегося педагога-симфониста, профессора И. А. Мусина, который в своих трудах подробно изложил отличие простого тактирования от техники высшего порядка, применяемой в реализации художественного дирижерского замысла.

Практическая часть лекции об исполнительской выразительности включала показ мануальных приемов в дирижировании циклом из пяти хоровых миниатюр а cappella В. Вс. Успенского на стихи японских поэтов IX-X веков (в переводе А. Глускиной). Любовь Павловна играла партитуру цикла на фортепиано, с демонстрацией различных исполнительских вариантов в раскрытии смысловых связей в музыкально-поэтическом содержании этого произведения. А, наблюдая за взаимодействием играющего учителя и дирижирующей ученицы, Юлии Скудиной, слушатели могли увидеть, какими выразительными дирижерскими жестами обеспечивается осмысленное исполнение мотива, фразы, предложения и других структур данного цикла.

Признаюсь, на меня мастер-класс Л. П. Власенко произвел яркое впечатление, и я искренне рад за тех наших студентов, которые были в числе слушателей и получили полезный урок для своего профессионального совершенствования.

С. Е. Комяков,

заслуженный артист РФ, профессор кафедры

хорового дирижирования Астраханской консерватории

Фото А.Гордеева


Версия для слабовидящих