«Иди за мной …»

Концертная программа Камерного хора филармонии и хора студентов консерватории в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий 2017» включила сочинения девяти отечественных композиторов.

Самыми молодыми из них были Сергей Смирнов (Нижний Новгород) и Сергей Екимов (Санкт-Петербург), средневозрастную группу представлял Александр Рындин (Астрахань) и Сергей Терханов (Саранск, ум. 2014), в самую многочисленную вошли мэтры хорового искусства: Виталий Ходош (Ростов-Москва, ум 2016), Эдуард Фертельмейстер, Дмитрий Смирнов (Москва-Лондон), Сергей Жуков (Москва), Владимир Магдалиц (Краснодар-Москва, ум 2014).

Уникален список авторов текстов хоровых сочинений – Вильям Шекспир, Серафим Саровский, Афанасий Фет, Евгений Садулин, поэты «серебряного века» – Зинаида Гиппиус, заключительные слова стихотворения которой взяты для названия концерта, Александр Блок, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Все вместе они представили Вселенную художественного видения, восприятия мира и жизни.

Ведущий Константин Гузенко подробно рассказывал биографические данные (год рождения, место учебы) каждого композитора, цитировал их высказывания о жизни, людях, эстетических ценностях, творческих поисках.

Оговорю сразу безграничность стилистического, жанрового, эмоционального и содержательного диапазона представленных сочинений.

Первыми прозвучали два хора Виталия Ходоша из цикла «Четыре сонета» на стихи Шекспира. Первый вопрос, возникающий при сопоставлении этих имен: что может объединять людей, отдаленных друг от друга несколькими столетиями? Это вечные темы Одиночества, Пути, Смерти. И потому, чем более зрелым становится человечество в духовном отношении, тем больше открывает оно глубин в поэзии Шекспира. И хотя жанр сонета разрабатывался многими поколениями поэтов – Данте, Петрарка (Италия), Ронсар (Франция), Уайет, Сарри, Сидни, Спенсер (Англия) – именно Шекспир приблизил лирику к реальным чувствам людей.

В «поэтическом слове», первой и второй хоровых миниатюр встречаются обороты речи, раскрывающие настроение, тональность душевных чувств: «Не потому ли грустью ты объят, что строго согласованные звуки укором одиночеству звучат?» (Ты – музыка); «Я думаю о красоте твоей, о том, что ей придется отцвести», «Но если смерти серп неумолим …» (Когда часы мне говорят …).

Обе хоровые миниатюры отмечены вышеназванными темами и в этом – дань памяти композитору: 12 мая годовщина смерти Виталия Ходоша. Музыка как выражение человеколюбия в «поединке» со словами гения – Шекспира победила: пронзительная нежность, умение композитора творить из звуков красоту дает ей (и автору) право на бессмертие, поскольку люди во все времена одновременно живут в Вечности.

Контрастом к музыке Виталия Ходоша прозвучало сочинение Сергея Екимова «Мадригал» – фрагмент из концерта для смешанного хора a cappella на стихи А.Ахматовой «Последнее посвящение». Мадригал в поэзии – короткое стихотворение пасторально-любовного свойства, адресованное даме; в музыке – светская песня на родном (итальянском) языке в отличие от духовных песен, исполнявшихся на латыни.

Музыка мадригала наполнена лирической образностью, светла и безмятежна, с явными чертами галантной танцевальности, но текст «живет» как бы самостоятельной жизнью, в нем и бравада («Сердце к сердцу не приковано, если хочешь – уходи»), и сожаление («Я не плачу и не жалуюсь, мне счастливой не бывать»), и безысходность («Не целуй меня, усталую, смерть придет поцеловать»).

Музыка второй хоровой миниатюры С.Екимова «Пало прениже волн» из цикла «Три стихотворения Марины Цветаевой» воспроизводит стилистику духовного жанра – молитвы («молите ропщет: «Отче, возьми в закат, в ночь свою, Отче»). Мотивация обращения к столь разным жанрам (светская песня и молитва) связано со сферой воплощения глубокого психологизма стихов двух представительниц поэзии «серебряного века», где также выделяется мотив-размышление о смерти, а музыка открывает глаза на ценности жизни.

Молодой композитор С.Смирнов в хоровом опусе «С годами время все дороже» по своему интерпретирует тему возраста, избрав текст стихотворения Е.Садулина. В процессе развития в сдержанность поэтического текста врывается страстное волнение, расширяющее диапазон интонационного поля, а увеличение динамики подводит к кульминации-императиву: «Но и в последний юбилей / Себе мы скажем, что отныне / Мы стали чуточку мудрей». Последнее четверостишие звучит как утешение в динамике piano: «Все реже мы зовем удачу, / Все больше ценим мы друзей/ А как же, нам нельзя иначе, / Ведь мы становимся мудрей».

Великолепные стихи З.Гиппиус «Иди за мной» вновь потрясают не покидающей мыслью о смерти и заклинательной повторностью фраз человека: «пойми меня» (5 раз), «иди за мной» (8 раз). А какая свежесть интонаций в век интервальных структур, прозрачность фактуры, очарование тембровых ресурсов, красота гармоний, обусловленных внутренней потребностью души композиторов. Отрадно, что сочинение с глубоким и сложным содержанием нашли сразу же отклик и понимание слушателей – любителей хорового искусства, педагогов, студентов, выразившегося в виде щедрых аплодисментов.

За редким исключением тема жизни и смерти пронизывала всю программу концерта. Она открыто декларируется в хоре «Мы ждем гостей» Э.Фертельмейстера – военная тема в ретроспекции времени, скрыта в аллегориях («Часы» С.Терханова, отмеряющие время жизни), в художественных параллелях («Я наравне с другими» Д. Смирнова, «Молитва покаянная преподобного Серафима Саровского»), но везде композиторы, мастерски переводя разные поэтические тексты на язык музыки, предлагают высокохудожественные версии доминирующей идеи: Любовь изначальна неотделима от Смерти, любая попытка обрести счастье роковым образом обречена.

В прямом противоположном эмоциональном ключе звучали хоровые миниатюры «Милый друг» Д.Смирнова (фрагмент из концерта для хора «Приявший мир» на стихи А.Блока), «Ночь светла» и «Я пришел к тебе с приветом» В.Магдалица из цикла «Времена года» на стихи А.Фета, «В районном ресторане» С.Терханова.

Этот содержательно-событийный блок хоровых сочинений создает сочную музыку, покоряющую интонациями живой эмоциональной речи, открытостью выражения чувств, молодостью духа, красочностью гармонического языка.

Черты жанра «инструментальной» музыки для хора, представлены в хоровом «В районном ресторане» С. Терханова. Композитор прибегает к интонации звучания аккомпанирующих инструментов, на фоне которых сопрано озвучивает (leggiero) текст-повествование: «В районном ресторане оркестрик небольшой …/ играют только двое, но громко и с душой …», и таким образом возводит музыку в ранг «звуковой зримости». Она проявляется в звукоподражании игры гармошки и скрипки («Во всю медвежью глотку гармошечка ревет. / А скрипочка визгливо «тир-лим, тир-лим» поет»), в мощной кульминации (та ба да ба дам), имитирующей звучание инструментального ансамбля, в способах исполнения заключительных строк «персонажей» хоровой пьесы с авторскими ремарками: задумчиво – «И выпивает молча во дни больших удач»; risoluto, F – «стакан сибирский парень»; осторожно, Р – и рюмочку скрипач».

В прекрасном исполнении прозвучали сочинения Александра Рындина Две пьесы для хора a cappella закрытым ртом. Это тот случай, когда хоровое пение без текста способно создавать особый лирический мир с разнообразием его оттенков, со звукоизобразительностью и фонизмом. Хоровая музыка a cappella – это кладезь тембровой выразительности будь то культовая музыка, светские хоры, «звукоописание» природы, чувств, «портреты» персонажей (негативные или позитивные). «Золотым фондом» современной духовной музыки стало «Великое славословие» из «Всенощного бдения» – наиболее часто исполняемый opus Александра Рындина.

Особым озарением, светом, радостью и любовью к природе овеяны два хора Е.Подгайца на стихи А.Фета из цикла «Времена года», а завершился концерт «Молитвой покаянной преподобного Серафима Саровского» С.Жукова, вобравшей множество личных просьб, хвалу и благодати, в которых проявляется могущество Господа.

Назначение искусства, а стало быть и человека, обучающего искусству – в данном случае хоровому – растревожить душу, сердце и совесть… Концерт во всех смыслах принес пользу: публика познакомилась с новыми именами, получила массу позитивных эмоций, несмотря на гигантскую эволюцию в развитии выразительных средств; авторы исполняемых пьес получили возможность быть услышанными лишний раз. Хор отличился, как всегда, прекрасным строем, высокой культурой пения, проявив в полной мере свои лучшие исполнительские качества, и в этом заслуга руководителя хора и дирижера Татьяны Рекичинской. Огромный концертный репертуар камерного хора филармонии и хора студентов консерватории (классическая музыка четырех столетий, «летописный» пласт народной песенности, эстрадная, джазовая, духовная музыка) пополнился солидным запасом сочинений современных композиторов.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения, профессор Астраханской консерватории


Версия для слабовидящих