073700.62«Искусство народного пения» (бакалавриат)

Профиль «Хоровое народное пение»

 

 

1. Специальность (исполнение программы)

2. Коллоквиум

3. Теория музыки (письменно и устно)

 

1. Русский язык (письменно) или ЕГЭ

2. Литература (устно) или ЕГЭ

 

1.Специальность (исполнение программы)

Поступающий должен исполнить программу из трех разнохарактерных произведений:

— две народные песни, контрастные по музыкальному языку, жанру, темпу, в подлинном или обработанном виде (одна может быть исполнена без сопровождения);

— одно авторское произведение или обработку народной песни с сопровождением (желательно, чтобы какая-то из песен была показана с использованием элементов народной хореографии).

При подготовке репертуара для вступительного экзамена могут быть использованы сборники: «Репертуар народного певца», вып. 1-5, сост. Л.В.Шамина; «Произведения советских композиторов для народного голоса», вып. 1-9, сост. Ю.Зацарный; сборники народных песен.

 

Ноты для концертмейстера предоставляет абитуриент.

 

2. Коллоквиум

На коллоквиуме (собеседовании) поступающий должен продемонстрировать помимо специальных знаний в области народно-певческого искусства общий культурный кругозор.

Вопросы могут касаться:

— песенных жанров и региональных стилей, народного музыкально-поэтического творчества (см. учебники по «Русскому народному музыкальному творчеству» Т.Поповой, Н.Бачинской, А.Рудневой, В.Щурова);

— особенностей народного пения (см. Н.Мешко «Искусство народного пения» ч.1 М. 1996 г.; Л.Шамина «Школа русского народного пения» М.1997 г.);

— творчества певцов, исполнителей народной музыки (см. Н.Бабкина «Русские  народные певцы» М.1996г.);

— региональной (устной и письменной) традиции (культуры региона, родом из которого абитуриент);

— творчества мастеров отечественного искусства (классиков и современников в области различных видов искусства и литературы),

— исполненной экзаменационной программы в части истории создания, жанровых, стилистических и композиционных особенностей и др.

 

 

3. Теория музыки (письменно и устно)

Письменно:

  • Написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов. Размеры – 2\4, 3\4, 4\4. Тональность — до 2-х знаков в ключе.
  • Выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания:

— построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, особые диатонические лады);

— построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая тритоны и характерные, а также септаккорды 2, 5 и 7 ступеней);

— записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке. Например: Т 3/5 – S 4/6 – Д 5/6 – Т 3/5 – II 3/4 – К 4/6 – Д 7 – Т 3/5;

— транспонировать заданную мелодию на указанный интервал;

— сделать группировку в предложенном примере с заданным размером.

 

Устно:

  • Уметь проинтонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды, интервалы и аккорды (см. первые два задания 2-го пункта письменной работы по элементарной теории);
  • Спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе.
  • Определить на слух интервалы гармонические и мелодические, небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды V и VII ступеней. Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой.
  • Выполнить анализ несложной народной песни (сб. Васильева Двухголосное сольфеджио, Бромлей, Темернина «Русские народные песни» Чтение с листа на уроках сольфеджио) в пределах периода или одной части произведения. Определить тональность, лад, аккорды, особенности ритмического строения, значение музыкальных терминов, структуру мелодии (деление на фразы и мотивы).

Версия для слабовидящих