Фортепиано

1.Специальность

2.Коллоквиум

3.Сольфеджио (письменно и устно)

4.Гармония (письменно и устно)

 

1.Русский язык (письменно) или ЕГЭ

2.Литература (устно) или ЕГЭ

 

1.Специальность

Исполнение концертной программы. Поступающий должен исполнить

  • Одно полифоническое произведение  (Бах, Шостакович).
  • Венская классика (соната 1 или 2 и 3 части).
  • Развернутое романтическое произведение.
  • Два виртуозных этюда (Шопен, Рахманинов, Лист, Скрябин) или этюд и виртуозное сочинение.

 

2.Коллоквиум

Выявление профессиональной подготовки абитуриента в вопросах истории и методики исполнительского искусства, знание специальной литературы и терминологии, знания в области смежных видах искусства (живопись, театр, литература и др.). Чтение с листа.

 

3. Сольфеджио (письменно и устно)

Письменно:

  • Двухголосный диктант в форме периода, продолжительностью 8-12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства. Время записи диктанта – 25-30 минут; количество проигрываний – 8-10 раз. Примерная трудность диктанта: Б.Алексеев и Д.Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», № 662.

Устно:

  • пение и определение на слух интервалов, взятых изолированно или в тональности, трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешениями;
  • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями,
  • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляциями в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими фигурами; двухголосных примеров гармонического или полифонического склада, включающих хроматизмы, отклонения (один голос играть, другой петь).

Примерная степень трудности: Н.М.Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92; И.В.Способин «Сольфеджио». Двухголосие, ч. I, №№ 46, 82.

 

4. Гармония

Письменно:

  • Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность – А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149. Время написания работы – два часа (академических)

Устно:

  • выполнение заданий на фортепиано: построение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов; игра секвенций тональных и модулирующих (2-4 аккорда в звене); игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода, секвенций.
  • гармонический анализ произведений различных стилей. Характер гармонического языка не должен превышать: Л. Бетховен – сонаты; П.И. Чайковский – Времена года;

 

Требования к экзаменам по русскому языку и литературе.

Консерватория самостоятельно проводит экзамены по русскому языку и литературе для абитуриентов, имеющих право на поступление по  результатам данных испытаний.

 

Русский язык

 

Экзамен по русскому языку, проводимый консерваторией самостоятельно, организуется в форме тестирования, где проверяется знание орфографии, пунктуации в объеме основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 

Литература

 

Экзамен по литературе, проводимый консерваторией самостоятельно, организуется в устной форме по билетам, в которые включаются вопросы по двум произведениям из основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 

Вопросы к экзамену по литературе:

 

1. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Основные темы лирики А.С.Пушкина (на примере 3-4-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

3. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

4. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

5. Основные темы поэзии М.Ю.Лермонтова (на примере 3-4-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

6. Идея гуманизма в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

7. Сатира на чиновничество в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

8. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

9. Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере одного произведения).

10. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов».

11. Изображение судеб народных в поэзии Н.А.Некрасова (на примере 3-4-х стихотворений по выбору экзаменуемого или поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).

12. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).

13. «Диалектика души» героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого).

14.  «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

15. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

16. Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

17. Теория Родиона Раскольникова и ее  развенчание в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

18. Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

19. А.П.Чехов – обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения).

20. Тема природы и философские мотивы в лирике Ф.И.Тютчева (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

21. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А.Фета (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

22. Основные мотивы лирики А.А.Блока (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

23. Тема революции и ее воплощение в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

24. Тема России в лирике А.А.Блока (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

25. Образ Родины в поэзии С.А. Есенина (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

26. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В.Маяковского (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

27. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2-3-х произведений по выбору экзаменуемого).

28. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе А.М.Горького «На дне».

29. Спор о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне».

30. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» или в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» (по выбору экзаменуемого).

31. Любовь и творчество в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

32. Сатирические страницы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

33. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

34. Интимное и гражданское в лирике А.А.Ахматовой (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого или поэмы «Реквием»).

35. Мир человеческой души в лирике М.И.Цветаевой (на примере 2-3-х стихотворений по выбору экзаменуемого).

36. Особенности творчества одного из современных отечественных писателей второй  половины ХХ века (А.И.Солженицына, В.П.Асафьева, В.И.Белова, В.Г.Распутина, В.П.Аксенова).

37. Изображение народного характера в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

38. Духовная красота героев современной отечественной литературы (на примере одного произведения).


Версия для слабовидящих