Из летописи концертно-просветительской деятельности Астраханской консерватории

Открытое письмо

опубликовано в центральной газете

«Советская Россия», 1989, №5, от 6 января

 

Раздвинуть границы праздника.

Быть ли в Астрахани Всесоюзному фестивалю

В последние годы в музыкальной жизни нашей страны сложилась новая интересная традиция – проведение фестивалей, посвященных выдающимся певцам. Такие праздники-конкурсы проводятся на родине Ф.И. Шаляпина в Казани, Л.В. Собинова в Ярославле, Георга Отса – в Таллинне. В 1987 году Дни вокального искусства, посвященные памяти народных артисток СССР Валерии Владимировны Барсовой и Марии Петровны Максаковой, прошли в Астрахани.

В нашей стране и за рубежом есть немало мест, связанных с именами В.В. Барсовой и М.П. Максаковой. Но Астрахань – город, где эти выдающиеся мастера сцены родились и получили первоначальное музыкальное образование, откуда начинался их путь к вершинам вокального искусства. И потому он стоит первым в ряду таких мест. Думается, было бы хорошо увековечить здесь имена В.В. Барсовой и М.П. Максаковой хотя бы в названиях улиц Астрахани, а фестиваль вокального искусства, посвященный их памяти, сделать традиционным, придав ему всесоюзный статут.

Астрахань достойна этого: она богата музыкальными, литературными и театральными традициями. Астраханцы гордятся именами своих знаменитых земляков, среди которых – поэты В.Тредиаковский, И.Хемницер, В.Хлебников, М.Луконин, художники Б.Кустодиев, В.Хлебникова, артисты Л.Свердлин, И.Любезнов, балетмейстер Р.Захаров, композитор Э.Капп, певцы Т.Милашкина, В.Тимошин, Н.Бабкина, Н.Довгалева и другие мастера.

Однако это единственный город в СССР, где есть консерватория и музыкальное училище, но нет профессиональной оперной труппы. Регулярное проведение здесь Всесоюзного фестиваля вокального искусства имени В.В. Барсовой и М.П. Максаковой позволило бы в какой-то мере восполнить этот пробел в культурной жизни города и области.

Со страниц газеты «Советская Россия» мы обращаемся с этим письмом к Министерству культуры СССР, Центральному правлению Всесоюзного музыкального общества, правлению Союза театральных деятелей СССР, партийным и советским органам Астраханской области с просьбой: в Астрахани должен быть Всесоюзный фестиваль вокального искусства имени В.В. Барсовой и М.П. Максаковой! Нам кажется, – это дело справедливое и благородное.

С уважением

Бэла Руденко, Евгений Cимонов, народные артисты СССР;

Наталия Шпиллер, народная артистка РСФСР;

Марк Этингер, доктор искусствоведения;

Олег Попков, главный режиссер фестиваля

*  *  *  *  *  *  *  *  *  *  *

Очерк «Вечер современного романса»,

опубликованный в астраханской газете

«Волга», 1977, 26 мая

 

Вечер современного романса

Любители вокального искусства в нашем городе уже не раз имели возможность встретиться с исполнительским творчеством певицы, преподавателя Астраханской государственной консерватории Инны Маколовой.

Инна Маколова смело выносит на суд слушателей еще малоизвестные, а иногда и вовсе незнакомые широкому кругу слушателей произведения, к тому же не имеющие пока сложившихся исполнительских традиций.

В нынешнем концертном сезоне певица подготовила две ответственные программы, свидетельствующие о неограниченности ее исполнительских интересов, а также умении находить такой музыкальный материал, который бы ей позволил с наибольшей полнотой раскрыть свои возможности, свою индивидуальность.

Прошедший недавно в консерватории концерт Инны Маколовой полностью состоял из произведений советских композиторов. Прозвучали сочинения Власова, Василенко, Щербачева, Александра Чайковского и Слонимского. Надо сказать, что совмещение в одном концерте столь различных по своему стилю, творческому почерку авторов представляло некоторую опасность для певицы, тем более, что не все прозвучавшие произведения равноценны по силе художественного воздействия.

В первом отделении наибольший интерес представляла вокальная музыка С. Василенко. С искренней взволнованностью исполнила Инна Маколова романс «Ночь», очень широкая гамма эмоций была развернута в исполнении романсов «Песнь любви» н «Всюду» из цикла «Маорийкие песни».

С особой яркостью возможности Инны Маколовой проявились во втором отделении. где исполнялись сочинения молодого московского композитора Александра Чайковского и уже давно завоевавшего широкую известность ленинградского автора – Сергея Слонимского.

Из цикла А. Чайковского «Песни-баллады» на тексты старинных французских песен были исполнены две – «Марго» и «Рено». Исполнение этих песен-баллад явилось подлинной кульминацией вечера. Именно здесь, может быть, более, чем в других сочинениях, проявился истинный артистизм певицы. Внутренней наполненностью, проникновением в глубину композиторского замысла певица вызвала единодушное одобрение слушателей.

Впечатляющим было исполнение интересного сочинения С.Слонимского «Шесть романсов на стихи А.Ахматовой». И здесь присутствовали и вдохновение, и увлеченность, а главное – бережное отношение к авторскому тексту, стремление быть достойным посредником между композитором и слушателем.

Необходимо отметить, что успеху концерта в немалой степени способствовала пианистка Наталья Лисицына, которая вместе с Инной Маколовой составила очень хороший ансамбль.

О.Меремкулов, член Союза композиторов СССР

 

(Меремкулов Олег Иванович, композитор, педагог, общественный деятель; преподавал на кафедре теории и истории музыки Астраханской консерватории в 1973-1978 гг. С 1980 г. работает в Красноярске – прим. ред.)

Makolova_Romance

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Версия для слабовидящих