Римма Юрьевна Буракова

Римма Юрьевна Буракова

         Римма Юрьевна Буракова, педагог-подвижник с неиссякаемой жизненной энергией, обучает студентов различных специальностей по курсу фортепиано, воспитывая, прежде всего, музыкантов-просветителей.

         Римма (в девичестве Склярская) родилась в Астрахани – городе, с которым связана вся ее жизнь. Родители, профессии которых не были связаны с музыкой (отец – фронтовик, инженер, мать – учитель истории), хотели видеть свою любимую дочь пианисткой. Поэтому отец отвел семилетнюю Римму в ДМШ №1 (на тот момент единственную в городе), где она начала заниматься в классе замечательного педагога Е.Б. Гонцовой. Своего первого учителя Римма Юрьевна и сейчас вспоминает с чувством благодарности, ведь Елена Борисовна привила ей любовь к музыке и научила трудиться за фортепиано, получая от этого удовольствие. А по окончании школы продолжила учебу в музыкальном училище, в классе С.К. Бакулева, воспитанника Ленинградской консерватории по классу известного пианиста, профессора Н.Е. Перельмана. Высокообразованный педагог и замечательный человек, Станислав Константинович заложил в воспитании одаренной пианистки традиции ленинградской (петербургской) фортепианной школы: стилевую строгость, верность авторскому замыслу, выразительность исполнительского подчерка. С чувством признательности Римма Юрьевна вспоминает также Инну Борисовну Добролюбову и Наталью Ивановну Нечаеву, преподавателей дисциплин теоретического цикла. Одухотворенные творческие личности, они стали для нее образцом для подражания. А главное, педагоги училища вдохновляли способную ученицу на продолжение занятий в консерватории.

Истинным счастьем для нее было поступить в Астраханскую консерваторию и попасть в класс заслуженного артиста РФ, профессора Эрвина Григорьевича Камалова, тогда молодого пианиста-виртуоза, выпускника Московской консерватории, одного из учеников народного артиста СССР, профессора Льва Николаевича Оборина. На протяжении всех лет обучения пытливая студентка впитывала все то, что ее педагог стремился передать ученикам не только в классе, но и во время своих сольных концертов, неизменно собирающих полные залы.

         Однако следует назвать и других педагогов, повлиявших на ее профессиональное формирование. Это Марк Аронович Этингер и Людмила Владимировна Саввина, Татьяна Александровна Базова и Анна Жановна Курганова, под руководством которых Римма Склярская осваивала курсы теоретических и специальных дисциплин.

         Отличное выступление на выпускных экзаменах и рекомендация Э.Г. Камалова позволили руководству консерватории оставить Римму Юрьевну педагогом на кафедре общего фортепиано. Вот что она вспоминает о том времени: «В мой класс пришли студенты разных специальностей и с различным уровнем подготовки. Началось все с живого человеческого общения, в процессе которого выявлялись способности и возможности учеников. В зависимости от этого составлялись программы и строились занятия. А уже потом появилось желание вывести студентов на сцену». Как известно, одной из первых это удалось студентке-музыковеду Ирине Гайдаевой, которая сыграла в большом зале консерватории Сонату ор. 22 Бетховена, Третью сонату Прокофьева и Фортепианный концерт a-moll Грига. Первая афиша, волнение педагога и ученицы, и радость, что все получилось достойным образом. А одобрение Марка Ароновича Этингера, тогда заведующего кафедрой теории и истории музыки, вдохновило Римму Юрьевну на дальнейшую творческую работу со студентами.

         Однако нельзя не сказать и о собственной исполнительской деятельности Риммы Юрьевны. На протяжении многих лет она выступала как ансамблист и аккомпаниатор. Ее репертуар включал произведения Бетховена, Пуленка, Мийо, Прокофьева, Шостаковича, Гаврилина, Слонимского и других композиторов. Тяготея к камерной вокальной лирике, пианистка выступала с солистами Астраханского музыкального театра – заслуженными артистами РФ В.Белюсенко и М.Попандопуло, а также В.Молокановым и солисткой филармонии О.Бочкаревой. Результатом творческого содружества с ними являлся цикл «Музыкальных вечеров», на которых исполнялась музыка Россини, Шумана, Вольфа, Шостаковича, Свиридова, Слонимского, Левитина, Минкова, Фиртича и др. Совместно с коллегами по кафедре общего фортепиано она участвовала в организации и проведении авторских вечеров известных композиторов – Б.Чайковского, Г.Белова, Ю.Корнакова. В дуэте с О.А. Калмыковой Римма Юрьевна исполнила «Новилюдию и харрафугу» для двух фортепиано Г. Белова и Сонату для двух фортепиано Бориса Чайковского. Кроме того, в ансамбле с Я.Левицким (флейта) и В.Смиховским (кларнет), она сыграла партию фортепиано в цикле Б. Чайковского на слова Н. Заболоцкого для меццо-сопрано (пела М. Попандопуло), флейты, кларнета и фортепиано. И эти концерты были событиями музыкальной жизни Астрахани, получившими отклики в местной прессе.

         Высококвалифицированный педагог, Римма Юрьевна считает, что регулярная научно-методическая деятельность помогает совершенствовать учебный процесс. Сама она занимается такой работой постоянно. Еще в 1980-е Р.Ю. Буракова участвовала в республиканских заседаниях Секции курса фортепиано при Министерстве культуры, которые проводились в Москве и других городах страны. Примечательно, что второе заседание Секции состоялось в 1984 году на базе Астраханской консерватории, под председательством заведующей кафедрой общего фортепиано ГМПИ им. Гнесиных, профессора В.Д. Нырковой. Близкое знакомство с замечательным музыкантом-просветителем в значительной мере повлияло на дальнейшую деятельность Риммы Юрьевны. Общение с Верой Дмитриевной в Москве, куда Буракова выезжала на стажировки, а также на конференциях, семинарах, конкурсах, заставляло молодого педагога двигаться вперед, искать оптимальные способы обучения студентов по курсу фортепиано. О том, что ей удавалось в процессе работы со студентами, Р.Ю. Буракова делилась с коллегами, выступая с докладами на научных конференциях в вузах Москвы, Петрозаводска, Астрахани. На сегодняшний день список изданных методических трудов Риммы Юрьевны насчитывает 12 публикаций, затрагивающих вопросы преподавания курса фортепиано и интерпретации музыки композиторов ХХ-XXI веков: «Полифоническая тетрадь Родиона Щедрина в курсе фортепиано», «Роль курса «фортепиано» в профессиональной подготовке студентов разных специальностей в музыкальных училищах и вузах», «К вопросу совершенствования форм музыкально-просветительской деятельности в вузе» (по итогам фестиваля музыкально-просветительских программ в Москве), «Просветительская деятельность в работе музыканта», «Музыкальное содержание и его пианистическая реализация у студентов-не пианистов», «Фантазия на темы песен Великой отечественной войны для двух фортепиано Юрия Гонцова. Облик жанра» и др.

         Помимо концертно-исполнительской и научно-методической работы, Римма Юрьевна зарекомендовала себя как авторитетный педагог, уроками которого дорожат студенты. Объединяя воспитанников в фортепианные дуэты (а иногда и квартеты, для исполнения восьмиручных переложений оркестровых произведений), Римма Юрьевна ставит целью развитие у студентов навыков ансамблевой игры, что не менее важно для формирования музыканта, чем сольное исполнительство. Наряду с участием в кафедральных конкурсах, Римма Юрьевна вовлекает студентов в музыкально-просветительскую деятельность, создавая познавательные программы с использованием широкого круга музыкальных произведений. Именно этой, просветительской цели, отвечает целый ряд проектов, успешно осуществленных Р.Ю. Бураковой: «К 65-летию Альфреда Шнитке», «Париж XVIII века. Музыкальная гостиная», «К 100-летию со дня смерти Джузеппе Верди», «К 100-летию Арама Хачатуряна», «Нежный гений вдохновенья, света и любви. К 250-летию В.А. Моцарта», «Этот необычайный музыкальный мир Валерия Гаврилина» (к 60-летию композитора), «Петербургскому композитору Геннадию Белову – 60 лет», «К 95-летию Дмитрия Шостаковича» и др.

Несколько программ, среди которых «“Сказка о скрипке” Ю. Симакина», «Два рояля – четыре, шесть, восемь рук», «В мире танцевальных образов», были показаны в большом зале Астраханской консерватории, в концертах «Музыкального абонемента» для школьников. Литературно-музыкальные композиции, подготовленные студентами под руководством Риммы Юрьевны, исполнялись также в рамках различных научных конференций и студенческих олимпиад, на заседаниях НТСО, курсах повышения квалификации для преподавателей региональных училищ. А творческие проекты «Париж XVIII века. Музыкальная гостиная», «Астор Пьяццолла. Танго-судьба», «”Сказка о скрипке” Ю.Симакина», «Сходит ли со сцены российский интеллигент?» были представлены на всероссийских фестивалях-конкурсах музыкально-просветительских программ, проводившихся в РАМ им. Гнесиных, и получили высокую оценку жюри – лауреатские дипломы.

В ходе подготовки концертных программ студентами класса Р.Ю. Бураковой были разучены и исполнены в 4, 6 и 8 рук фортепианные ансамбли А. Шнитке, Вл. Успенского, Ю. Корнакова, Г. Белова, И. Рогалева, Ю. Маевского, Ал. Корепанова, и многое из этого впервые прозвучало в Астрахани. Кроме того, в программы концертов включались образцы студенческого творчества – аранжировки известных произведений. Первый шаг был сделан музыковедом Мариной Капраловой, написавшей «Парафразы на темы из опер Верди» для двух фортепиано. Затем несколько переложений для двух фортепиано были выполнены Мариной Щербаковой и Татьяной Матвеевой (цикл «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы), а также Ольгой Вяткиной и Ольгой Плаксиной (Увертюра к опере Верди «Сила судьбы»).

Закономерным результатом педагогического мастерства Р.Ю. Бураковой стали успешные выступления ее учеников не только на внутривузовских концертах, но и на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, проводившихся в РАМ им. Гнесиных, Санкт-Петербургской, Петрозаводской и Казанской консерваториях. Звания лауреатов и дипломантов удостаивались студенты-музыковеды: О.Вяткина, О.Плаксина, Е.Науменко, М.Щербакова, Т.Матвеева, А.Хасанова, А.Голованёва, М.Голованёва; дирижеры-хормейстеры: А.Королькова, Л.Сулейманова, С.Кузьмина, Н.Сомова; вокалисты: О. Паламарчук, Э.Алиева.

Успешная педагогическая и музыкально-просветительская деятельность Риммы Юрьевны неоднократно отмечалась дипломами – «За педагогическое мастерство и подготовку лауреатов конкурсов», «За музыкально-просветительскую деятельность» и «За подготовку программы» – на различных конкурсах и фестивалях (в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Казани). Недаром в 2004 году она была утверждена в ученом звании доцента. А, кроме того, за достижения в области музыкально-просветительской деятельности в 2000 получила Губернаторский Грант.

Мария Мелюкова,

аспирантка Астраханской консерватории

 


snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake
Версия для слабовидящих