Людмила Владимировна Саввина

Людмила Владимировна Саввина – доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза композиторов России, заведующая секцией гармонии, сольфеджио и анализа (1974-1998), заведующая кафедрой теории и истории музыки (с 1998 года), проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории (с 2003 года), где преподает с 1971 года.

         Первые ее шаги в музыке были осуществлены еще в детстве. Вот, как об этом вспоминает сама Людмила Владимировна: «В общеобразовательной школе многие мои одноклассницы занимались музыкой. Во время проведений внеклассных занятий, на которых в качестве гостей присутствовали родители, мои сверстницы обязательно садились за инструмент и играли пьесы разных композиторов или аккомпанировали песни, исполняемые нашим хором. Их игра производила на всех присутствующих сильное впечатление: мы восхищались ими, интересовались композиторами, чьи сочинения они исполняли. Тогда у мамы возникла идея купить рояль, чтобы я и мои младшие сестры (отметим, что сестры Людмилы ВладимировныТатьяна Владимировна и Алла Владимировна – также музыканты. – В.П.) могли обучаться музыке. В то время приобрести инструмент была большая проблема: из-за отсутствия в магазинах его можно было купить только с рук. Поскольку пианино было редкостью, то мои родители решили приобрести рояль (к счастью, наша комната вмещала большой инструмент). Мои родители не были музыкантами, но очень любили музыку: ходили на оперы и балеты в летний театр им. Карла Маркса, в котором гастролировали труппы из Саратова, Куйбышева, Свердловска, Перми. Помню, как папа, придя после спектакля, садился за рояль и по слуху подбирал мелодии вместе с аккомпанементом, совершенно не зная нотной грамоты» (Петров В.О. Накануне юбилея… (интервью с Л.В. Саввиной) // Людмила Владимировна Саввина: юбилейный буклет / Автор и ред.-сост. В.О. Петров. – Астрахань, 2007. – С. 10).

         Желание учиться было велико, да и заниматься музыкой считалось престижным, поэтому на вступительных экзаменах в единственную в то время музыкальную школу № 1 Людмила Владимировна страшно волновалась, поскольку было много претендентов. Но, получив отличные оценки, поступила в класс замечательного педагога по фортепиано Нины Ивановны Иммертреу. Ей повезло и с другим педагогом – Людмилой Артемьевной Нарижной, которая вела сольфеджио и занятия хором – те предметы, которые доставляли Людмиле Владимировне наибольшую радость. Именно Людмила Артемьевна посоветовала ей поступать на теоретическое отделение в музыкальное училище.

         Первое знакомство с будущим наставником – Марком Ароновичем Этингером, известным музыковедом, тогда возглавлявшим теоретическое отделение музыкального училища – состоялось в 1962 году. Людмила Владимировна вспоминает: «Открыв дверь класса, я увидела мужчину около сорока лет в круглых очках, смотревшего на меня пронзительным взглядом. Светлые, несколько близорукие глаза, внимательно изучали новоиспеченного кандидата в музыковеды: одна минута пристального взгляда показалась вечностью, где смешались страх и сомнение, отчаяние и надежда на правильность выбора своей профессии. Учиться у Марка Ароновича было почетно и страшновато: на нас смотрели одновременно и с уважением, и с состраданием, как на великомученников. Мы всегда держались вместе, носили огромные сумки, сгибаясь под тяжестью клавиров, а в любую свободную минуту или перерыв между занятиями решали задачи по гармонии. Наша дружба, скрепленная авторитетом Марка Ароновича, была удивительной: мы не только отдыхали вместе, но и готовились к экзаменам тоже сообща. Эта дружба сохранилась до сих пор» (Петров В.О. Накануне юбилея… (интервью с Л.В. Саввиной) // Людмила Владимировна Саввина: юбилейный буклет / Автор и ред.-сост. В.О. Петров. – Астрахань, 2007. – С. 11).

         После музыкального училища Л.В. Саввина в 1966 году решила продолжить обучение в высшем учебном заведении, и ее выбор пал на Горьковскую (Нижегородскую) консерваторию, в которую она поступила, выдержав конкурс три человека на одно место. После окончания консерватории (1971), где обучалась по специальности в классе В.В. Моренова, по истории музыки у Т.Н. Левой, по гармонии – у В.М. Цендровского, по анализу музыкальной формы – у О.В. Соколова, Людмила Владимировна возвращается на свою родину – в Астрахань и начинает преподавать в стенах недавно открывшейся Астраханской консерватории. Однако, стремление к новым научным вершинам побуждает ее поступить в 1976 году в аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и после окончания, под научным руководством доктора искусствоведения М.Г. Арановского, защитить кандидатскую диссертацию «Соотношение мелодии и гармонии в произведениях Д. Шостаковича». Людмила Владимировна следующим образом характеризует фигуру своего научного руководителя – одного из знаменитейших музыковедов современной России: «Фигура Марка Генриховича Арановского для меня всегда была знаковой: он олицетворял собой настоящего ученого очень высокого, недосягаемого ранга. Я всегда относилась к нему с большим почтением, и считаю, что вместе с ним ушла целая эпоха ученых вдумчивых, серьезных, относящихся ответственно к каждому своему слову. Он мыслил концептуально и писал очень легко: при этом в его работах постепенно совершался переход от языка сложного к более простому и емкому. Возьмите любое его исследование, и вы убедитесь, как современно он мыслил. Именно ощущение пульса времени заставило Марка Генриховича обратиться к таким проблемам как музыкальная психология, музыкальное восприятие, музыкальная семиотика… Какая неограниченная и устремленная вглубь и вширь сфера научных интересов и во всем новизна подхода и везде глубинный анализ! А какая удивительная логика мышления и всегда солидная аргументация выдвигаемых положений, даже дух захватывает!» (Петров В.О. Защита докторской диссертации – только начало (интервью с Л.В. Саввиной) // Камертон: вестник Астраханской консерватории, 2010. — №9. – С.71).

         Далее следует активная научная и творческая деятельность – создание учебно-методических пособий, редактирование и рецензирование материалов коллег, работа в диссертационном совете при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, создание вестника Астраханской государственной консерватории «Камертон», написание собственных монографий, учебников, огромного количества статей.

         Перечислим наиболее значимые работы Людмилы Владимировны:

Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории: монография / Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2002. – 155 с.

Гармония ХХ века: Учебное пособие для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Гриф УМО / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2008. – 259 с.

Звукоорганизация музыки ХХ века: семиотические проблемы исследования // Музыкальная академия. – 2008. – № 2. – С. 114-121.

Звукоорганизация ХХ века как объект семиотики: монография / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2009. – 321 с.

Информация и смысл музыкального сообщения ХХ века // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия социально-экономические науки и искусствоведение. – 2009. – № 8 (42). – С. 118-122.

Механизмы слушательского восприятия музыкального текста ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 108. – С. 162-169.

Музыка и живопись первой половины ХХ века: параллели и взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 255-259.

Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – 2009. – № 35. – С. 175-179.

Гармония ХХ века в пространстве музыкального образования // Искусство и образование. – 2009. – № 3 (5909). – С. 86-91.

Слушательское восприятие музыкального текста ХХ века // Музыковедение. – 2009. – № 8. – С. 2-6.

Музыкальный текст в аспекте слушательского восприятия // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2013 года). Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2013. – С. 24- 27.

Музыкальная информация и способы ее передачи слушателю // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития Материалы III Международной научно-практической конференции (13-14 ноября 2013 года). Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2013. – С. 16-24.

         Непреодолимая жажда исследовательской работы приводит в 2009 году к защите докторской диссертации «Звукоорганизация музыки ХХ века как объект семиотики», посвященной системному исследованию музыки ХХ – начала ХХI века в различных измерениях культуры – эстетическом, художественном, семиотическом. Обращение к семиотике позволило автору расширить горизонты исследования и затронуть такие темы, как художественный контекст культуры, музыкальная информация и смысл музыкального сообщения, слушательская компетенция, перевод плана выражения (звукоорганизации) в план содержания, методы семиотического анализа. В диссертации звукоорганизация понимается как специфический язык, выражающий музыкальную мысль, который облекается не только в грамматические формы, отличающиеся эстетическим совершенством, но и является носителем информации, служащей способом общения между людьми. Рассматривая звукоорганизацию в широком культурном контексте, Людмила Владимировна прослеживает влияние на формирование звуковысотного сообщения других видов искусств: живописи, поэзии, кино, театра, литературы.

         На мои вопросы, заданные сразу после защиты докторской диссертации, – «Почему именно музыкальная семиотика стала объектом Вашего исследования? Вы считаете эту область пока неразработанной в музыковедении? В чем новизна Вашего исследования?», Л.В. Саввина ответила: «Ситуацию, сложившуюся в теоретическом музыкознании, в частности, в области, связанной с учением о гармонии ХХ века, можно охарактеризовать как сложную, связанную с переходом от науки, выработавшей стройную методологическую систему анализа, к новой, пока осмысляющей происходящие процессы. В результате сегодня мы наблюдаем резкое сокращение исследований, посвященных гармонии: старую уже изучили, а новую еще не осмыслили, поскольку апробированные методы непригодны для изучения совершенно нового явления. Иными словами, гармония ХХ века – это «вещь в себе», которую надо превратить в «вещь для себя». Если музыкальное искусство прошлых столетий отличалось унификацией кодов, максимально облегчающих взаимопонимание членов коммуникации, то современная музыка работает на изоляцию. Кстати, данный процесс наблюдается в нашей с вами жизни: мы плохо понимаем друг друга. Предупреждение об опасности изоляции музыки от слушателей в начале века прозвучало из уст К.Метнера, писавшего о том, что «Необходимо найти общечеловеческий и музыкальный язык, ибо он постепенно благодаря крайней индивидуализации утрачивается и становится бесчеловечным – как будто никто не хочет быть понятым и говорит лишь для себя и про себя». Вот я и попыталась с помощью семиотики объяснить происходящие процессы в области звукоорганизации музыки ХХ века. Именно практика художественной жизни направила теоретическое музыкознание в область семиотики, ибо с семиотической точки зрения музыковедение может рассматриваться как интерпретация музыкальной системы с помощью вербального языка. Поразительные открытия в этой сфере стимулировали исследования по архитектуре, живописи, кино. Точки соприкосновения семиотики и искусствознания обнаруживаются на самых разных уровнях» (Петров В.О. Защита докторской диссертации – только начало (интервью с Л.В. Саввиной) // Камертон: вестник Астраханской консерватории, 2010. — №9. – С.70-71).

В Астраханской государственной консерватории Людмила Владимировна читает курсы современной гармонии (авторская разработка) и анализа музыкальных произведений. За время работы она зарекомендовала себя как преподаватель высокой квалификации. Ей присущи постоянный поиск новых методов обучения молодых специалистов, углубленная работа по самосовершенствованию. Ее методика преподавания связана с достижениями современного музыкознания. К слову, Людмила Владимировна имеет самое большое, за всю историю кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории, количество выпускников по специальному классу – 79 человек; 7 из них являются лауреатами и дипломантами всесоюзных и всероссийских конкурсов в области музыкознания (Е.И. Кирносова, Т.Г. Макарова, И.В. Стрибезова, Г.Э. Дорджиева, Я.А. Шарганова, В.О. Петров, Л.Г. Ермилова).

         Сейчас студенты специального класса Людмилы Владимировны – постоянные участники международных и всероссийских конференций, участники различного рода сборников статей, посвященных актуальным проблемам музыкального искусства (А.И. Беглецова, М.В. Мелюкова). Под ее научным руководством пишутся (С.Г. Алеева, Т.В. Лескович, Г.Э. Тюмбеева, К.Н. Лаврова, Е.И. Любимова) и защищаются кандидатские (В.О. Петров, 2006) и докторские (В.О. Петров, 2014) диссертации. Большинство выпускников Людмилы Владимировны – педагоги-практики музыкально-теоретических дисциплин, высококвалифицированные специалисты. Ряд бывших студентов – состоявшиеся ученые, имеющие в своем творческом багаже научные статьи и монографии, кандидаты и доктора наук: Елена Кирносова, выпускница 1981 года – кандидат искусствоведнения, работает в Курском педагогическом университете, Ирина Вановская, выпускница 1983 года – кандидат педагогических наук, Светлана Славина, выпускница 1985 года – доктор искусствоведения живет и работает в Торонто, Канаде, Герля Бадмаева, выпускница 1993 года – кандидат искусствоведения, живет в Германии, Татьяна Рубан, выпускница 1998 года – кандидат педагогических наук, работает в Московском педагогическом университете, Светлана Филатова, выпускница 1997 года кандидат педагогических наук, живет и работает в Порто, Португалии, Ольга Пономарева, выпускница 2001 года – кандидат педагогических наук, работает в Московском педагогическом университете, Владислав Петров, выпускник 2002 года – доктор искусствоведения, работает на кафедре теории и истории музыки Астраханской консерватории, Татьяна Лескович (Заикина), выпускница 2011 года, аспирантка, работает на кафедре теории и истории музыки Астраханской консерватории. Можно смело утверждать, что Л.В. Саввина – основатель собственной научной школы!

         Помимо этого, Людмила Владимировна – куратор музыкальных учебных заведений – Элистинского училища искусств, Махачкалинского музыкального училища; регулярно является председателем государственной экзаменационной комиссии в этих заведениях. На протяжении ряда лет она являлась лектором общества «Знание», Института усовершенствования учителей, Астраханского института рыбной промышленности, Астраханского педагогического института, вела передачи на астраханском телевидении. Также Людмила Владимировна – организатор и постоянная участница всех научных мероприятий, проводимых Астраханской государственной консерваторией (укажем некоторые из них: 2006, 2008, 2013 – «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития», 2009 – «Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика», 2010 – «Поэтика музыкального произведения: новые научные направления», 2011 – «Музыкальное произведение  в контексте художественной культуры», 2013, 2014 – «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен», главный редактор всех научных сборников; также участвовала в научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Нижнем Новгороде, Тамбове, Воронеже, Алма-Ате, Минске.

         Людмила Владимировна – всегда востребованный человек и ученый! Кажется, многое ею уже покорено –за последние годы защищена докторская диссертация, получено ученое звание профессора, проведено много мероприятий разного уровня в стенах нашей консерватории – конкурсов, конференций, олимпиад среди учащихся средних музыкальных учебных заведений, издано большое количество сборников научных статей и собственных трудов! Конечно, проделано немало! Но, зная о некоторых перспективах Людмилы Владимировны, думается, что все самое интересное и важное у нее еще впереди!

В.О. Петров,

доктор искусствоведения, доцент


Версия для слабовидящих