«СКИФСКАЯ ВЕСНА» В АСТРАХАНИ

Временем рождения квартета русских народных инструментов «Скиф» стала весна 1992 года. Но сначала был период накопления сил: преподаватели Астраханской консерватории Александр Мостыканов и Александр Бабушкин, застрельщики идеи создания в Астрахани квартета народных инструментов, бросили собратьям-оркестрантам клич «сойтись для прослушивания». И хотя очереди из претендентов не было (требовались домрист-альтист и балалаечник-контрабасист), смельчаки всё же нашлись. В результате к уже сложившемуся дуэту Мостыканова (балалайка-прима) и Бабушкина (баян) присоединился Игорь Калина (балалайка-контрабас), а потом они приняли в свой состав Сергея Соколова (домра-альт). Все организационные вопросы взял на себя руководитель квартета – заслуженный деятель искусств Башкирии Е.С. Тейтельман. Проректор консерватории по учебно-воспитательной работе, и.о. профессора кафедры народных инструментов, он сделал тогда всё, чтобы сплотить четвёрку музыкантов и за короткий срок подготовить программу для конкурсных выступлений. Они репетировали как одержимые, каждодневно, утром и вечером, получая от совместного труда огромное удовольствие. Накануне Дня Победы сыграли в городской администрации, в присутствии мэра В.Р. Щербакова, и получили приглашение на работу. Сказано – сделано: 3 июня 1992 года вышло постановление городской администрации «О создании профессионального ансамбля народных инструментов при отделе культуры г. Астрахани» с такой формулировкой:

«С целью дальнейшего развития профессионального музыкального искусства, приобщения астраханцев к шедеврам музыкального наследия России, для дальнейшего возрождения и развития народного творчества

ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Создать при отделе культуры администрации г.Астрахани профессиональный ансамбль русских народных инструментов с 1.06.1992 г.
  2. Отделу культуры администрации г.Астрахани (т.Терещенко) внести дополнения в проект бюджета 1992 г., предусмотрев расходы на содержание ансамбля, обеспеченные финансированием из местного бюджета.
  3. Финансовому отделу администрации г.Астрахани (т.Евдокимова) выделить отделу культуры необходимые ассигнования на содержание ансамбля согласно Приложений М91,2, за счёт непредвиденных расходов.
  4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на зам.главы администрации г.Астрахани Элеменкину Е.Б.

Глава администрации г.Астрахани В.Р. Щербаков

 

Итак, квартет народных инструментов получил статус профессионального коллектива. Музыканты, с присущим им чувством юмора, перебирали разные названия и остановились на лаконичном – «Скиф» (из известных в стране ансамблей другого «Скифа» не было). Если вспомнить историю нашего края, кто тут только не жил в глубокой древности (например, сарматы), и скифы вполне могли быть, ведь Северное Причерноморье, где они тогда обосновались, не так уж далеко от нас. Да, имя «Скиф» для квартета народных инструментов – удачное, особенно если иметь в виду, что этот коллектив, выступая в России и за рубежом, одерживал одну победу за другой, покоряя своим искусством многочисленных слушателей.

В сентябре 1992г. «Скиф» стал лауреатом V Международного фестиваля народной музыки, песни и танца в Дагестане. Эта победа была предтечей блестящего выступления на IV Всероссийском конкурсе ансамблей народных инструментов и исполнителей на редких народных инструментах, состоявшемся в ноябре 1992 г. в Астрахани. В двух турах конкурса участвовали музыканты из Москвы, Минска, Уфы, Ростова-на-Дону, Саратова, Улан-Удэ и других городов. В жюри, под председательством Н.Н. Калинина, народного артиста РФ, художественного руководителя Национального академического оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова, были видные профессора музыкальных вузов страны. Большой зал Астраханской консерватории не мог вместить всех желающих попасть на конкурсные прослушивания, и тогда открыли двери, чтобы конкурсантов было слышно и в фойе. «Скиф» выступил на конкурсе с оригинальной сложной программой: «Цыганские напевы» П.Сарасате; «Пляска цыганок» из оперы «Алеко» С.Рахманинова; «Воронежские напевы» и «Две кубанские песни» Е.Быкова; «Валенки» в обработке А.Шалова; «Музыкальные иллюстрации к роману И.Ильфа и И.Петрова «Золотой телёнок» Е.Дербенко. Все указанные произведения – в аранжировке самого квартета. Выступление «Скифа», особенно театрализованное исполнение «Музыкальных иллюстраций» Дербенко, было столь необычным, что это сразило публику и удивило жюри! В результате «Скифу» безоговорочно присудили первое место.

Весной 1993 года «Скиф» покорил своим искусством Клингенталь (Германия), где проводился XXX Международный конкурс аккордеонистов (баянистов). Символично, что конкурсным днём для нашего квартета стало 9 Мая – День Победы. Можно понять, с каким боевым настроением «скифы»-россияне вышли и сыграли, при немецкой публике, свою программу: «Жигу» Ж.Обера, «Хоровод гномов» А.Баццини, «Цыганские напевы» П.Сарасате, «Валенки» в обработке А.Шалова, «Джазовый экспромт» А.Цыганкова, «Кавказские мотивы» Ю.Романова и «Музыку скифов» А.Блинова. Последнее произведение, написанное астраханским композитором Александром Блиновым специально к данному конкурсу, произвело настолько сильное впечатление, что именно с этой пьесой наш квартет, занявший на конкурсе III место (из шестнадцати коллективов), выступал в заключительном гала-концерте, куда обычно допускают лишь самых ярких исполнителей (тех, кто стал открытием конкурса).

Следующим состязанием для «Скифа», теперь уже под руководством А.Мостыканова, был конкурс в Кастельфидардо (Италия, 1995). Второе место в номинации «классическая ансамблевая музыка», учитывая, что первое жюри не присудило никому, стало для наших музыкантов победой на конкурсе. А сольный концерт в Риме подтвердил заслуженный успех «Скифа». Экспансивная итальянская публика с удовольствием приплясывала и подпевала, долго не отпуская со сцены обаятельных артистов с широкой русской душой.

И вновь в творческой жизни «Скифа» ликующим аккордом отозвалась весна! В мае 1996 года квартет участвовал в Международном фестивале аккордеонистов (баянистов) в Дании и в очередной раз стал лауреатом. Наши музыканты сыграли четыре сольных концерта в разных городах страны, но самым ответственным для них стало выступление перед многотысячной публикой (в присутствии королевской семьи) в парке «Тиволи» (Копенгаген), куда приглашают звёзд первой величины (здесь выступал всемирно известный вокально-инструментальный ансамбль «АВВА»). Талантливые русские парни понравились датчанам и были приглашены на гастроли. В 1997 году «Скиф» в течение месяца дал в Дании 17 концертов.

Уже в первые годы своего существования «Скиф», благодаря поддержке управления культуры г. Астрахани (начальник Н.С. Терещенко), спонсорской помощи фирмы «Орлан» (директор О.В. Головко), осуществил запись избранных произведений из своего репертуара на фирме «Резонанс» (директор А.Анохов) и выпуск компакт-диска в Швеции (в дальнейшем был записан второй диск). Тогда же (в 1996 г.) появился буклет «Скиф» (на русском и английском языках), в котором отмечалось, что репертуарный арсенал квартета «Скиф» представляют «классика и фольклорные произведения, строгий академизм и эксцентричность, рафинированные опыты музыкального авангарда и инструментальный театр. Подобная стилистическая многоликость, умение работать с разными жанровыми стихиями значительно расширили круг традиционных представлений о концертных возможностях народных инструментов. Последние, не теряя своей фольклорной и этнографической ценности, связи с русской инструментальной традицией, получают выход на новые художественные просторы, охватывая всё более широкий спектр образно-эмоционального содержания… Реестр сочинений, переложенных для квартетного звучания, включает в себя изысканные об­разцы клавесинной музыки Дакена, Куперена, Рамо и виртуозные произведения Паганини, Сарасате, Крейслера, симфонические полотна Мендельсона, Брамса и усложнённые опусы Шнитке. Показательно также обращение музыкантов к кантри и джазу… Уже сегодня профессионализм музыкантов стал источником новых творческих идей для многих современных композиторов. Что касается слушателей, исполнительное мастерство квартета «Скиф» стало синонимом высокого артистизма, культуры, истинного праздника духа».

За прошедшие 25 лет где только ни побывал «Скиф». Наши музыканты гастролировали в Италии, Франции, Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Голландии, Саудовской Аравии, Китае и других странах. Свыше 1000 сольных концертов дали по родной стране (как говорится, «от Москвы до самых до окраин»). В столице играли неоднократно (в Концертном зале им. П.И. Чайковского, Концертном зале РАМ им. Гнесиных и др.), в том числе на V Международном фестивале «Созвездие мастеров» (2008 г.). Достойно представляли Астраханскую консерваторию (с вокальным дуэтом – народной артисткой РФ Н.Тарасовой и лауреатом Всероссийского конкурса Т.Важоровой) на VII Международной неделе консерваторий в Санкт-Петербурге (2007 г.). Летали с концертами в Сибирь и на Камчатку. Но есть особые, можно сказать, святые места, посетить которые стремятся все музыканты-народники. Это небольшой город Бежецк в Тверской области – родина В.В. Андреева, зачинателя русской школы исполнительства на народных инструментах. Там, в Тверской глубинке, где из родника берет своё начало Волга-матушка, «Скиф» выступает постоянно.

Каждой весной, словно в знак своего рождения, «Скиф» обыгрывает в Астрахани новую программу, собирая полный зал поклонников. В 2008 году, распоряжением губернатора А.А. Жилкина, назвавшего этот коллектив «культурным достоянием России», «Скиф» был зачислен в штат областной филармонии (переводом из городского управления культуры) и теперь регулярно выступает на сцене Концертного зала им. М.П. Максаковой.

Слушая «Скиф», отчётливо понимаешь, что только неустанным творческим трудом можно достигнуть таких высоких результатов. Что же характерно для этого коллектива? Во-первых, стабильная репетиционная работа, знание своих партий наизусть. Во-вторых, квартет исполняет собственные аранжировки, без традиционного распределения функций солирующих и аккомпанирующих инструментов, но на основе их равноценности. Причём, на репетициях осуществляется корректировка первоначального варианта переложения, когда каждый музыкант может вне­сти изменения в свою партию, вплоть до обновления тематического материала (особенно в обработках народных напевов). В-третьих, концерты «скифов» не бывают скучными. Их интересно и слушать, и смотреть, С одной стороны, в совместной игре музыкантов-артистов привлекает великолепный ритмический, динамический, гармонический и полифонический ансамбль, богатая тембровая палитра звучания, виртуозная техника каждого из солистов, строгая логика и яркая образность в интонировании музыки. С другой стороны, публике интересно наблюдать за поведением музыкантов на сцене, например, когда они вдруг начинают играть стоя или даже спиной к залу, подтанцовывают, «жонглируют» словесными репликами между музыкальными номерами, втягивают слушателей в увлекательный творческий процесс.

А, может быть, секрет их успеха кроется ещё в чём-то? Что ж, доживём до следующей «скифской весны» в Астрахани, тогда услышим и увидим…

Зульфия Сутуева,

выпускница Астраханской консерватории

(класс заслуженного артиста РФ, профессора А.С. Бабушкина)

Использовано фото В.Лоянича


Версия для слабовидящих