Эрвин Григорьевич Камалов

Эрвин Григорьевич Камалов

         Более 45-ти лет на кафедре специального фортепиано работает заслуженный артист РФ, профессор Э.Г. Камалов. В Астраханскую консерваторию он был направлен Министерством культуры РСФСР после окончания в 1971 году Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Это было счастливое время, когда кадровый вопрос для нового вуза решался на государственном уровне. В наши дни трудно даже представить, чтобы выпускники Московской консерватории предпочли поехать в далекую от центра Астрахань и остаться здесь на всю жизнь…

         Несомненно, Эрвин Григорьевич, как один из лучших воспитанников народного артиста СССР, профессора Л.Н. Оборина, мог бы сделать карьеру пианиста в Москве, тем более что сразу после окончания консерватории как аспирант продолжил заниматься у своего наставника. Или он мог бы после учебы возвратиться в родной Тбилиси и преподавать в консерватории (как его старший брат – дирижер и пианист, профессор Виталий Григорьевич Камалов).

         Но повезло именно Астрахани, ставшей пристанью в судьбе блестящего пианиста и педагога Эрвина Григорьевича Камалова.

         С самого первого своего появления на сцене большого зала Астраханской консерватории, осенью 1971 года, молодой пианист ошеломил слушателей мощной пианистической хваткой, свободой и артистизмом, масштабностью и образностью мышления. Как писала музыковед Н.Александрова, исполнение Камаловым Седьмой сонаты Прокофьева «сразу вовлекло слушателей в тревожный, смятенный мир страшного нашествия, мир, в котором человек продолжает оставаться человеком – он любит, страдает, преодолевает горе, побеждает смертоносные силы и утверждает в борьбе радость победы» (Александрова Н. Фортепьянные вечера // Волга. – 1971. – 28 октября).

         А уже через полгода, весной 1972, Эрвин Камалов сыграл сольный концерт в двух отделениях. В его исполнении прозвучали «Картинки с выставки» Мусоргского, Седьмая и Восьмая сонаты Прокофьева – сочинения, требующие от пианиста огромных энергозатрат. Слушая в его интерпретации фортепианный шедевр Мусоргского, невольно возникали ассоциации с равелевским переложением «Картинок» для симфонического оркестра, настолько по-оркестровому красочно звучал каждый номер цикла. При этом, как отметила музыковед и композитор Л.Ясонова, «в игре Камалова не было ничего внешнего, эффектного, идущего от желания поразить или удивить. Ни одного лишнего нюанса, ничего, что можно было бы назвать «исполнительской пестротой» (Ясонова Л. Играет Эрвин Камалов // Комсомолец Каспия. – 1972. – 14 марта). И еще нельзя было не заметить, что, включив Седьмую Прокофьева в свой сольный концерт, пианист на этот раз сыграл ее иначе, четко выявляя конструктивную стройность целого и ювелирную проработку голосоведения, а главное – воплощая в звучании инструмента несокрушимый дух прокофьевской музыки.

         Начиная с этого, первого сольного концерта Камалова, астраханская публика с нетерпением ждала последующих встреч с талантливым пианистом. И он никогда не разочаровывал своих многочисленных слушателей. Тридцать программ в двух отделениях (!) – столько Эрвин Григорьевич сыграл в Астрахани, обогатив музыкальную жизнь города неповторимым исполнением сонат Моцарта и Гайдна, Бетховена (№№ 8, 17, 18, 22, 23, 31), Вебера (d moll), Шуберта (A dur; a moll), Шопена (b moll), Листа (h moll), Скрябина (№ 6), Прокофьева (№№ 2, 6, 7, 8, 9); прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Баха; четырех скерцо Шопена; «Венского карнавала», «Симфонических этюдов» и «Фантазии» C dur Шумана, фантазии «Скиталец» Шуберта, увертюры к опере «Тангейзер» Вагнера, в транскрипции Листа, листовских же «Метели», «Скерцо и марша», «Мефисто-вальса», рапсодий и интермеццо Брамса, этюдов Скрябина и этюдов-картин Рахманинова, пьес Мендельсона, Дебюсси, Прокофьева и др.

         Важную часть творческой деятельности пианиста-виртуоза составляло исполнение концертов для фортепиано с оркестром: Моцарта (c moll; d moll), Бетховена (№№ 1, 3, 5), Шопена (№1), Листа (№№ 1, 2), Брамса (№ 2), Грига (a moll), Прокофьева (№№ 3, 5). Кроме того, он играл клавирный концерт d moll Баха, Тройной концерт и Фантазию c moll для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. Фортепианные концерты Камалов неоднократно исполнял с оркестрами в Тбилиси, Москве, Астрахани, Сухуми, Махачкале, Владикавказе, Нальчике, Ростове-на-Дону, под управлением – Л.Джергения, Ф.Сепкулова, М.Щербакова, С.Когана, Б.Темирканова и других маэстро. «Я с удовольствием играю с оркестрами, люблю выступать с разными дирижерами. Это доставляет истинное профессиональное наслаждение, оно необходимо как потребность», – признавался Эрвин Григорьевич в одном из своих интервью (Овсянкина Г. У музыки в плену // Волга. – 1991. – 1 июня).

         Показательно, что за большие заслуги в области музыкального искусства Эрвин Григорьевич Камалов, первым из педагогов-исполнителей Астраханской консерватории, был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (1992 г.) и стипендии Регионального фонда «Русское исполнительское искусство» (2003-2005 гг.). К тому же его имя было включено в энциклопедию-2004 «Лучшие люди России».

         Регулярно выступая в Астрахани на протяжении 33-х лет (он прекратил исполнительскую деятельность в 2005 году, по состоянию здоровья), пианист Камалов поднял профессиональную планку так высоко, что на сегодня ее трудно превзойти.

         Своим богатым музыкантским опытом он щедро делится с творческой молодежью. Среди воспитанников класса профессора Э.Г. КамаловаЛариса Сухова, доктор педагогических наук, профессор, работает на кафедре истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской консерватории; Дмитрий Арутюнов, заслуженный работник культуры РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент, один из инициаторов создания и первый ректор Волгоградской консерватории им. П.А.Серебрякова; Римма Буракова, доцент кафедры фортепиано Астраханской консерватории; Юрий Эльперин, лауреат Международного конкурса, лауреат Губернаторской премии им. А.Каппа в номинации «инструментальное исполнительство», доцент, заведующий секцией музыкального искусства эстрады Астраханской консерватории; Сергей Киселёв, лауреат Всероссийского конкурса, директор Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского; Илья Михайлов, лауреат Международного конкурса, солист Астраханской филармонии, доцент кафедры специального фортепиано Астраханской консерватории; Зоя Бекренева, лауреат I премии Первого Открытого Регионального конкурса студентов-пианистов музыкальных вузов им. Л.Н. Оборина, учрежденного на базе Астраханской консерватории.

         Как вспоминает о занятиях в классе Э.Г. Камалова один из первых его выпускников Владислав Базов (кандидат философских наук, в 1990-е годы являлся проректором по творческой работе в Казанской консерватории, а ныне помощник художественного руководителя Астраханского театра оперы и балета), все пять лет Эрвин Григорьевич учил его «осмысленным вариантам интерпретации, вариантам, фактически приложимым к любым знакомым и незнакомым произведениям. Не «как надо» играть то или иное сочинение, а «как можно» его играть, оставаясь в пределах музыкального стиля /…/ В отношении Э.Г. Камалова к музыке была страсть, и в исполняемых им произведениях кипели страсти, усмиряемые волей исполнителя» (Базов В. Пианисту, педагогу, учителю // Камертон. Вып. 2. – январь-июнь, 2007. – С.50).

         Когда 22 марта 1947 года в семье Камаловых родился младший сын, отец назвал его звучным именем Эрвин, по имени одного из героев популярного в послевоенные годы трофейного музыкального фильма «Девушка моей мечты». А ведь это имя образовано из двух старонемецких слов: «heri» (воин) и «wini» (друг). Воин и друг – именно таким Эрвин Григорьевич Камалов был и остается, ратуя за высокое фортепианное искусство.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор Астраханской консерватории


Версия для слабовидящих