Пётр Алексеевич Белик

BelikПётр Алексеевич Белик

 

В середине 1980-х, завершая работу над кандидатской диссертацией, он обратился ко мне за разъяснениями по оформительским сторонам исследования и условиям депонирования рукописей (в то время у меня был полный перечень и образцы документов, необходимых для справочно-информационного фонда Информкультуры). Так начались наши научно-исследовательские контакты. Мне импонировали скромность, интеллигентность и целеустремленность Петра Алексеевича, стремившегося к совершенствованию своей педагогической деятельности.

         Надо сказать, что в Астрахань П.А.Белик приехал осенью 1972 года. Годом раньше он закончил Донецкий музыкально-педагогический институт (ныне Донецкая государственная музыкальная академия им. С.С.Прокофьева), где занимался по классу баяна у Н.С.Михальченко, а по дирижированию и инструментовке под руководством Н.А.Кушнира и В.И.Терещенко. Еще в годы учебы Белик начал работать в Донецкой областной филармонии. С филармонической концертной группой он как солист и аккомпаниатор гастролировал по стране (тогда Советскому Союзу). За время учебы в вузе и работы в филармонии баянист освоил разнообразный концертный репертуар (в основном переложения): органный концерт А.Вивальди, клавирный концерт d moll И.С.Баха; Венгерскую рапсодию №12 Ф.Листа, сонаты К.Вебера, В.Золотарева; полифонические сочинения Д.Шостаковича, Р.Щедрина; сюиты К.Мяскова, А.Холминова; пьесы П.Чайковского, Р.Щедрина и других композиторов.

         Начав преподавать на кафедре народных инструментов Астраханской консерватории, П.А.Белик поставил целью учиться, без отрыва от производства, в ассистентуре-стажировке. И ему удалось совершенствоваться в Казанской государственной консерватории, по специальности «Дирижирование оркестром народных инструментов», под руководством заслуженного артиста Татарстана, доцента А.В.Тихонова. А в 1990-м П.А.Белик защитил кандидатскую диссертацию по теме «Оркестровое письмо в музыке для оркестра русских народных инструментов как элемент стилевой системы» (научный консультант – кандидат искусствоведения, профессор В.И.Цытович), причем защита проходила в Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.

         Получив кандидатскую степень, П.А.Белик в 1992 утвердился как доцент, в 1999 – профессор кафедры народных инструментов. В 1992-1995 он возглавлял кафедру народных инструментов АГК, а в 1992-2003 занимал должность проректора по научной работе. В этот период в АГК были открыты аспирантура (музыкальное искусство и музыкальная психология) и факультет повышения квалификации; возобновилась работа НТСО и издательского совета; проводились всероссийские научно-практические конференции: «Вопросы современной музыкальной педагогики и фортепианное искусство» (1999), «Музыка российских композиторов в контексте культуры ХХ века» (1999), «Народное инструментальное искусство XXI века: пути и перспективы развития» (2000), «Проблемы исполнительства на народных инструментах на пороге третьего тысячелетия» (2001). За успешную работу П.А.Белик был награжден Почетной грамотой и памятным подарком Губернатора Астраханской области (тогда главой областной администрации был А.П.Гужвин).

         Как дирижер студенческого оркестра русских народных инструментов П.А.Белик в разные годы исполнял: «Концертные вариации для балалайки с оркестром» Н.Будашкина (солист – А.Лавриненко), «Фантазию» Н.Куликова на тему русской народной песни «Липа вековая», «Концертную увертюру» Фа мажор и «Пляску скоморохов» П.Чайковского, «Три миниатюры для флейты с оркестром» Г.Синисало (солист – Я.Левицкий), «Романс для скрипки с оркестром» А.Музафарова (солистка Н.Дашевская), «Картинки с выставки» М.Мусоргского, сюиту «Конек-горбунок» Бояшова, «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» А.Холминова, «Увертюру» Ре мажор Ю.Шишакова, «Деревенскую симфонию» В.А. Моцарта, «Русскую фантазию» А.Глазунова, симфоническую поэму М.Балакирева «Русь», «Ревизскую сказку» А.Шнитке и другие произведения русских и зарубежных композиторов.

         Особо следует отметить участие П.А.Белика в авторских концертах Ю.Гонцова и Н.Луганского. Из сочинений Гонцова он исполнил с оркестром студентов кафедры народных инструментов «Прелюдию и картину», «Хороводную», «Двойной концерт для флейты и гобоя с оркестром русских народных инструментов» (Я.Левицкий – флейта, В.Пахомов – гобой); а в авторском концерте Н.Луганского – поэму для оркестра «Калмыцкий пейзаж» и «Шесть сибирских песен» для валторны и оркестра (солист Н.Рындин).

         Нельзя также не упомянуть заслуги профессора П.А.Белика в подготовке своих учеников-баянистов к участию в юбилейном авторском концерте лауреата премии им. Д.Шостаковича, доцента Астраханской консерватории А.И. Блинова (май 2005). Как оказалось, это был последний авторский вечер талантливого композитора (он умер в 2006). На сцене большого зала консерватории, прозвучали исключительно баянные сочинения Блинова. А самое яркое впечатление оставило исполнение Геннадием и Дмитрием Топаловыми (воспитанниками П.А. Белика) композиции «Для двух баянов и камерного оркестра» (дирижер В.Белинский). Показательно, что с этим же произведением, уже после смерти автора, баянисты Топаловы и Камерный оркестр филармонии выступали на VIII Международном фестивале «Дни современной музыки в Астрахани» (октябрь, 2006).

         Представление о творческой работе П.А.Белика в Астраханской консерватории дополняют сведения о том, что в 1979-1984 он, по совместительству, заведовал музыкальной частью в областном драматическом театре им. С.М.Кирова. В это время он написал музыку к спектаклям: «Печка на колесе» по пьесе Н.Семеновой (с использованием музыкального фольклора Астраханской области), «Пять романсов в старом доме» по пьесе В.Арро, «Играй шарманщик» по пьесе В.Зимина; составил музыкальное оформление к постановкам: «Самозванец» Л.Корсунского, «Дым Отечества» К.Симонова, «Ужасные родители» Ж.Кокто и другим спектаклям, которые ставили главные режиссеры театра В.Александрушкин и А.Коробицын.

         Но все же главной для П.А.Белика всегда оставалась педагогическая деятельность. По классу баяна он подготовил 29 выпускников. Среди них – лауреаты международных фестивалей А.Штерцер, А.Джигкаева (кавказская гармоника). А по классу дирижирования у Петра Алексеевича закончили консерваторию 12 студентов, в том числе В.Кульбака, А.Макаров, Т.Протасова, А.Штерцер, Д.Кенжигалиева, А.Лепехин, А.Кочнев. Вместе с тем, по инструментоведению, общему курсу дирижирования, оркестровому классу, чтению партитур и другим специальным дисциплинам под его руководством занималось большое число воспитанников кафедры народных инструментов Астраханской консерватории.

         Важно, что педагогическую деятельность П.А. Белик постоянно сочетает с научно-методической работой. Им подготовлены авторские курсы: «Методика преподавания дисциплин дирижерского профиля», «Теоретические основы оркестрового письма в ОРНИ», «История исполнительства в ОРНИ». Ряд научно-исследовательских статей опубликован в различных сборниках, изданных в Москве, Астрахани, Петрозаводске, Краснодаре, и журналах, в том числе столичных – «Музыка и время», «Музыковедение». К тому же он – автор монографии «Драматургическая выразительность оркестрового письма в симфониях для оркестра русских народных инструментов» (Астрахань, 2005), за которую получил диплом лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга 2005 года», в номинации «Гуманитарные науки».

         А в 2013 году в Германии была издана монография П.А. Белика «Симфонии в музыке для оркестра русских народных инструментов». Примечательно, что Немецкая Национальная библиотека включила книгу астраханского профессора в Немецкий книжный каталог.

         Хотя о своих творческих планах он говорит с большой осторожностью, можно не сомневаться, закончив докторскую диссертацию, Пётр Алексеевич Белик непременно выйдет на ее защиту.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК


Версия для слабовидящих