Галина Митрофановна Волкова

VolkovaГалина Митрофановна Волкова

Нельзя не согласиться с публицистом-мыслителем Ильиным, сказавшим, что «есть только одно истинное счастье на земле — пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все: почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло». Действительно, если любимым делом занимаешься творчески, с «огоньком», внутри все словно поет. И даже когда беседуешь с увлеченным человеком, радость его «поющего сердца» невольно передается тебе и жизнь кажется прекрасной. А если этот человек владеет универсальным языком — высокой музыки, то его «поющее сердце» способно объединить слушательскую аудиторию в дивный ансамбль «поющих сердец». И чем совершеннее исполнительское мастерство музыканта-артиста, тем крепче нити, связывающие его со слушателями. Недаром впечатления от некоторых концертов сохраняются на всю жизнь. А публика, как говорил великий пианист Рихтер, «всегда права», потому что безошибочно определяет своего исполнителя и когда видит на афише имя полюбившегося артиста, старается не пропустить очередную встречу с ним. Возможно, чтобы вновь ощутить себя в ансамбле «поющих сердец» …

Именно такой способностью — объединять слушателей любовью к музыке — отличается исполнительское искусство Галины Волковой, профессора кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Астраханской консерватории. Это «ансамблистка с яркой творческой индивидуальностью, высоким профессиональным уровнем исполнения, нетрадиционным мышлением», — отзывается о ней народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных В.Тонха, подчеркивая, что «основная черта ее музыкантского облика — большая творческая самоотдача». «У Волковой красиво звучит инструмент, у нее надежная пианистическая оснащенность, она обладает образным и пластичным музыкальным мышлением», — считает заслуженная артистка России, профессор Саратовской консерватории имени Собинова А.Киреева. И это сказано об исполнении Волковой камерно-инструментальной музыки — скрипичной, виолончельной, четырехручной фортепианной. Музыки, которая, по меткому замечанию И.Эренбурга, «не упоминая ни о чем, может сказать все». А если иметь в виду, что в репертуаре талантливой ансамблистки — свыше 500 различных сочинений, понятно, почему ее имя более 40 лет не сходит с афиш нашего города, собирая в концертных залах консерватории и музыкального училища поклонников музыки Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Равеля, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и многих других зарубежных и отечественных композиторов.

Кроме интенсивной исполнительской деятельности, Галина Митрофановна успешно занимается педагогической работой. Достаточно сказать, что она подготовила лауреатов международного и всероссийского уровней. В 2003 году ее воспитанницы Ольга Иванова, Галина Клубаева и Елена Рыбакова получили диплом второй степени на смотре-конкурсе студенческих камерных ансамблей в Краснодаре. В 2004 году студенты ее класса Галина Клубаева и Анна Завьялова заняли III место на Международном конкурсе камерных ансамблей в Киеве. В мае 2007 года студентка Мария Стойловская, в ансамбле со студенткой-флейтисткой Анной Минаковой, стала лауреатом (4 место) IV Международного конкурса камерных ансамблей в г. Пезаро, Италия. На конкурсе «Осенняя соната» студентка Наталья Трубицына стала дипломантом (в ансамбле с виолончелисткой Светланой Сизовой; Астрахань, 2010). Алина Котоян и Анфиса Михайленко  победили (I место) на фестивале-конкурсе «Серебряная лира» (Пенза, 2013).

Показательно, что учебу под руководством Г.М. Волковой многие студенты расценивают как подарок судьбы. Конечно, творческую молодежь привлекают не только профессиональные знания, но и широкий культурный кругозор учителя, и индивидуальный подход к каждому ученику, в основе которого — все та же «святая к музыке любовь» и лучшие традиции музыкального образования и воспитания, которые Галина Митрофановна впитала от своих Учителей.

Играть на фортепиано она начала с шести лет. Первая учительница музыки – Лидия Александровна Мурыгина – стала для нее второй мамой. И дома, и в музыкальной школе царила любовь к музыке и книгам. Любимейшие композиторы — Шопен, Бах, Бетховен, Рахманинов. Любимейшие писатели — Андерсен, Грин, Гайдар, Чехов, Тургенев, Толстой. Интересно, что Мурыгина обладала фотографической памятью и могла наизусть цитировать целые страницы из прочитанных книг. Тем самым она пробуждала читательский интерес у своих воспитанников. К тому же она любила беседовать с учениками о прочитанном, тем более что за ее плечами была учеба не только в Астраханском музыкальном училище, в классе С.П. Загоскиной, но и на филологическом факультете педагогического института (позднее, уже в солидном возрасте, она закончила Астраханскую консерваторию, в классе заслуженной артистки РФ, профессора Л.М. Сулеймановой). Но главное, в общении с этим прирожденным педагогом-воспитателем в детском сознании прочно закреплялись высоконравственные идеалы и святые имена выдающихся представителей русской пианистической школы, как Игумнов, отец и сын Нейгаузы, Гинзбург, Оборин и другие. Для учеников мурыгинской школы это были не просто имена, а примеры истового служения великой Музыке романтически настроенной души.

По окончании музыкальной школы Галина поступила в Астраханское музыкальное училище. Ей повезло учиться у Загоскиной Софьи Павловны, уроки которой запомнились на всю жизнь. У учеников вызывало восхищение и то, что их педагог свободно читала по-французски, немецки и английски. «Она была дворянского происхождения, и это сказывалось во всем ее благородном облике», — вспоминает Галина Митрофановна. И хотя музыкальное образование С.П. Загоскиной, по семейным обстоятельствам, ограничилось лишь Московским музыкальным техникумом им. Скрябина и посещением мастер-классов великого педагога Г.Г. Нейгауза, она сама всю жизнь неустанно совершенствовалась в преподавании фортепиано и смогла создать в Астрахани свою пианистическую школу. Кстати, из этой школы вышла и Л.А. Мурыгина. Недаром ее ученики продолжали учиться именно у Загоскиной. И весьма успешно. Так, еще на III курсе Галина была включена в группу лучших учащихся-пианистов Астраханского музучилища для показа в Саратовской консерватории (в их числе была и ученица класса А.М. МышкинойАнна Бегиева, ныне заслуженная артистка России, профессор Астраханской консерватории А.Курганова). По словам Галины Митрофановны, перед тем, как выйти в Большой зал Саратовской консерватории и сыграть Скерцо си бемоль минор Шопена, она невольно вспомнила, как эту пьесу вдохновенно исполнял в Астрахани ее кумир, выпускник класса ЗагоскинойЮрий Сивко (в то время он учился в Московской консерватории и приезжал в Астрахань на каникулы, всегда выступая в родном училище).

Несомненно, ее выступление в Саратове не осталось незамеченным. Когда она с отличием закончила училище и поехала поступать в Саратовскую консерваторию, то сразу же попала в класс известного педагога С.С. Бендицкого. А ассистентом у Семена Соломоновича была одна из его лучших выпускниц, талантливая пианистка Ася Киреева, и ее уроки оказались настолько плодотворными, что на старших курсах Галина окончательно перешла в класс Аси Дмитриевны. Правда, мудрый профессор вовсе не обиделся на Галину, и когда она заканчивала консерваторию, взял ее вместе со своими студентами (среди них были Анатолий Скрипай, Лев Шугом, Натан Бендицкий, впоследствии известные саратовские пианисты) в гастрольную поездку в Волгоград и Элисту. Она играла Третий фортепианный концерт Прокофьева, а в ансамбле с нею профессор исполнял партию «оркестра». И это было для молодой пианистки более значительным событием, чем если бы она выступала на конкурсе.

Игра в ансамбле ее особенно вдохновляла. Недаром во время учебы Галина работала концертмейстером в дирижерских и скрипичных классах. Любопытно, что в то самое время Ф.Сепкулов, впоследствии заслуженный артист России, профессор Астраханской консерватории, учился в Саратовской консерватории в классе оперно-симфонического дирижирования М.Нерсесяна, где Галина работала концертмейстером. И, конечно, в годы учебы в консерватории она постоянно играла в ансамбле со скрипачами, тем более что работала концертмейстером в классе скрипки преподавателя Л.Зайц (дочери знаменитого скрипача В.Зайца).

По окончании консерватории Галине было предложено преподавать в Астраханском музыкальном училище. Директор училища В.К. Нечаев и заведующая фортепианным отделением А.М. Мышкина письменно обещали ей работу на фортепианном отделении. Вместе с тем, у нее была возможность остаться в Саратове или поехать в Кострому. Словом, она оказалась, «как витязь на распутьи». «Я расстелила на полу карту Советского Союза и выбрала Кострому, — вспоминает Галина Митрофановна. — Как педагог я стала работать в Буйском музыкальном училище, а как концертный исполнитель — в Костромской народной филармонии. Первое время жила в крошечном деревянном домике, с печным отоплением и колодцем во дворе. Романтика! А потом мне дали жилье с удобствами. Казалось бы, после университетского Саратова я попала в захолустье. Но вдруг встретила человека со столичным образованием, и все вокруг словно преобразилось. Выпускница философского факультета Московского университета Клара Александровна Комова вела в училище общественные дисциплины. Она снабжала меня замечательными книгами, и потом мы с ней обменивались впечатлениями. Однажды она принесла мне два номера журнала «Москва» с «Мастером и Маргаритой» Булгакова, и я читала этот роман всю ночь напролет. Утром выхожу из дома, а перед моей дверью лежит букет цветов. Мистика! Но, оказалось, что это Клара Александровна рано утром гуляла по лесу и собрала для меня букет. Потрясающе!».

Как яркое событие того периода своей жизни Галина вспоминает и концерт в Костромской филармонии, весной 1973 года. В первом отделении выступали местные артисты, а во втором – с камерным оркестром филармонии играл М.Ростропович. И что характерно, великий виолончелист внимательно прослушал все первое отделение и каждому артисту сказал доброе слово. Галина, которая выступала в ансамбле с флейтистом А.Кондрашовым, также удостоилась одобрительного отзыва и получила автограф Ростроповича на концертной программке. В ее домашнем архиве этот автограф хранится вместе с другой реликвией — автографом Рихтера – после концерта гениального пианиста в Астрахани, в 1966 году. «Прошло почти полвека, а в моей душе все еще сохраняется неповторимое звучание того вечера, — с упоением говорит Галина. – Рихтер так играл Моцарта, Бетховена, Брамса, Шопена, что, казалось, отрываешься от земли».

В Астрахань она окончательно вернулась осенью 1973 года, чтобы преподавать в консерватории и, таким образом, иметь возможность учиться в аспирантуре (раньше работа в вузе была обязательным условием для поступления в аспирантуру). Причем, вначале Волкова была принята в Астраханскую консерваторию как преподаватель кафедры специального фортепиано, о чем напоминает запись в ее трудовой книжке. Однако фактически она сразу же стала работать на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, прислушавшись к совету опытного педагога Т.А. Базовой – преподавать в классе камерного ансамбля. «Мне повезло, – говорит Волкова, – общаться с прекрасными музыкантами-педагогами. Первый заведующий этой кафедрой Евгений Георгиевич Фурсин горячо поддерживал меня во всех творческих начинаниях, вместе с ним мы несколько раз выступали в дуэте и трио. В такой атмосфере мне все больше хотелось учиться в аспирантуре, и вскоре я поступила, без отрыва от производства, в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки), по специальности «камерный ансамбль». Здесь мне в очередной раз повезло с творческим руководителем. Занятия в классе известного музыканта Владимира Константиновича Тонхи стали для меня настоящей академией».

Как аспирантка, Галина играла отчетные концерты со столичными музыкантами, в том числе с виолончелисткой Марией Янушевской. «Но для меня счастьем было выступать и с педагогами-исполнителями Астраханской консерватории, особенно со скрипачами Натальей Дашевской, Валерием Шубным, виолончелисткой Нателлой Захарян, пианисткой Натальей Бузановой», – говорит Галина Митрофановна. Показательно, что в 1970-е годы Волкова успешно выступала с Дашевской не только в Астрахани, но и в Москве, на IV Всесоюзном съезде композиторов, где они исполняли Сонату для скрипки и фортепиано талантливого астраханского композитора, лауреата Премии им. Д.Шостаковича – Александра Блинова.

Нельзя не вспомнить и плодотворного сотрудничества Галины Волковой в 1980-е годы со скрипачом Романом Леонидовым, кандидатом искусствоведения, заслуженным работником высшей школы РФ, в то время преподававшим в Астраханской консерватории. Вместе они исполнили цикл из 10 скрипичных сонат Бетховена и трех сонат Брамса. Эти концерты вошли в историю музыкальной жизни нашего города, ибо монографические программы — охват скрипичного творчества Бетховена и Брамса — является весьма сложной задачей, доступной лишь зрелым исполнителям с безупречным чувством стиля. Не случайно, когда в начале 1990-х в Астрахани гастролировал французский скрипач Б. Гольдстейн, руководство филармонии обратилось именно к Г. Волковой с предложением выступить с ним в большом зале Астраханской консерватории, в концерте из двух отделений. И она за очень короткое время подготовила обширную программу из сочинений Равеля, Франка, Блоха и других композиторов. Зал был переполнен. Ведущая концерта, заслуженная артистка РФ Надежда Дорофеева, торжественно объявила исполнителей: «Батиль Гольдстейн – Франция, Галина Волкова – Советский Союз!». И даже на взгляд самой взыскательной части публики, они сыграли программу профессионально безупречно. А благодарные слушатели выразили свое восхищение продолжительными овациями и букетиками ярких цветов.

Страницы: 1 2


Версия для слабовидящих