Владимир Яковлевич Алатарцев

Владимир Яковлевич Алатарцев

Пожалуй, из всех астраханских музыкантов он – самый популярный: шагу не ступит, чтобы не ответить на очередное приветствие, причем не только непоседливой молодежи, но и людей гораздо старше. А все потому, что ни один праздник или какая-либо крупная акция, не говоря уж о ставших традиционными «Астраханских вечерах» на открытых площадках города, не обходятся без участия духового оркестра, которым руководит именно он – заслуженный работник культуры России, лауреат всероссийских и международных фестивалей-конкурсов духовых оркестров и джазовой музыки, лауреат премии г.Астрахани, обладатель Гран-при отраслевого конкурса «Лучший работник культуры-2015», заведующий отделением духовых и ударных инструментов Астраханского музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского и заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов Астраханской консерватории, в должности профессора – Владимир Яковлевич Алатарцев.

         Всегда приветливый, обаятельный, энергичный, подтянутый, фантастически работоспособный, он производит впечатление молодого человека с оптимистическим взглядом на мир. Конечно, насчет оптимистического настроя – это точно. А по своему богатому жизненному опыту и заметным творческим достижениям В.Я.Алатарцев – зрелая личность (правда, он далек от мысли успокоиться на достигнутом).

         А вот юность Владимир Яковлевич вспоминает с ностальгической ноткой. Он родился 11 октября 1956 года в Астрахани. Семья проживала в районе судоверфи им. Кирова. Там, в начале 1960-х, открылся шикарный Дворец культуры. В то время правительство страны на деле заботилось о культурном досуге рабочей молодежи и эстетическом воспитании подрастающего поколения, поэтому в клубах, домах и дворцах культуры существовали многочисленные кружки по интересам, они были бесплатными, а потому доступными всем желающим. Так, школьник Володя Алатарцев занимался в авиамодельном, духовом и эстрадном, но окончательно выбрал духовой оркестр, потому что любимым инструментом для него стала звонкоголосая труба. Он готов был играть с утра до вечера, чем немало удивлял родителей, которые видели своего сына исключительно врачом. Но, верный своим пристрастиям, Владимир твердо решил стать музыкантом.

         В 1972-1976 он учился на отделении духовых и ударных инструментов в Астраханском музыкальном училище, по окончании которого мечтал поступить на факультет военных дирижеров Московской консерватории. Однако вместо продолжения учебы двадцатилетний парень был призван в ряды Советской армии. Хотя, как на это посмотреть, потому что служил Владимир в известном всему миру Капустином Яру, но фактически занимался там своим профессиональным делом – руководил ансамблем песни и пляски при Доме офицеров. И это время стало для него проверкой на прочность избранного музыкантского пути. С огромным увлечением он «набивал» руку как дирижер и аранжировщик для весьма специфического оркестрового состава, в котором были и скрипки, и балалайки, и трубы, и бас-гитары, и кларнеты, и, конечно, баяны. Впрочем, ансамбль «Солдатская дружба» славился в области, в нем нередко сосредотачивался большой круг профессиональных музыкантов, проходивших срочную службу в этом стратегически важном регионе России.

         В 1978-м, демобилизовавшись, Алатарцев поступил в Астраханскую консерваторию. Здесь он обучался в классе трубы под руководством старшего преподавателя А.М.Слашкина. Надо сказать, что Аббас Мукадясович был образованнейшим специалистом: закончил Казанскую консерваторию, играл в симфоническом оркестре под управлением выдающегося дирижера Натана Рахлина, учился в ассистентуре-стажировке Московской консерватории, в классе знаменитого профессора-трубача Г.А. Орвида. Обожая играть на фортепиано, Слашкин нередко сам аккомпанировал ученикам (хотя концертмейстером у него была Г.Г.Ардаширова, превосходная пианистка). Свободно владея репертуаром, предназначенным для трубачей, он вводил в программы своих студентов оригинальные сочинения. Так, на выпуске Алатарцев сыграл по специальности Концерт Кржыжека, а по камерному ансамблю (в классе Г.М.Волковой) – Сонату для трубы и фортепиано Ж.Гюбо. Интересно, что камерный ансамбль Владимир сдавал со своей очаровательной супругой, пианисткой Иоанной (Жанной) Алатарцевой, которая заканчивала Астраханскую консерваторию в классе старшего преподавателя М.Б.Юдкевич (впоследствии заслуженная артистка РФ, профессор). И этому, раз и навсегда избранному, семейному и творческому союзу Владимир остался верным на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

         По окончании консерватории, в 1983 году, Владимир вновь оказался в армейском коллективе. На этот раз – в Образцово-показательном оркестре Советской Армии Центральной группы войск, дислоцированной в Чехословакии. Чтобы туда попасть, нужно было выдержать конкурс, и он рискнул. Ему повезло: сработало высшее образование и опыт руководства и игры в различных оркестровых составах (включая ансамбль «Солдатская служба»). К тому же рядом была любимая Жанна, которая аккомпанировала ему на прослушивании. И получилось так, что их обоих взяли на работу: Владимира в оркестр, а Жанну – концертмейстером во Дворец культуры летчиков. Жили Алатарцевы близ Праги, красивейшего старинного города с потрясающими музыкальными традициями (чего стоит, например, одно упоминание о фестивале «Пражская весна», собиравшем весь цвет мировой музыкальной культуры). Армейский оркестр, в котором работал Владимир, по составу музыкантов был высокопрофессиональным, постоянно гастролировал, выступал совместно с оркестром Министерства обороны Чехословакии. За исполнительское мастерство концертмейстер-солист оркестра Владимир Алатарцев неоднократно награждался почетными грамотами, а Указом Верховного Совета СССР – медалью «70 лет Вооруженных Сил СССР». К тому же, кроме работы в оркестре, Владимир вместе с Жанной организовал в летном гарнизоне эстрадный ансамбль, в котором с удовольствием играли даже те, кто воевали в Афганистане (наверное, боевым летчикам, более чем кому-либо, нужна была такая вот творческая отдушина).

         Пять лет работы по контракту прошли как пролетели, и в 1988 семья вернулась на Родину. Как известно, это был период «перестройки». И как бы сегодня ни оценивали горбачевское время, но позитивные перемены, особенно в культурной жизни страны, тогда нельзя было не заметить, поскольку лидеры перестройки стремились к «социализму с человеческим лицом». Между прочим, внимание местных властей к облагораживанию населения сказалось и в поддержке новых творческих коллективов. Так, в годы перестройки в Астраханской филармонии «прописались»: ансамбль народных инструментов «Ивушка» и камерный оркестр, а также диксиленд, выступавший по воскресным дням в кинотеатре «Октябрь» (на основе этого коллектива впоследствии был сформирован эстрадно-джазовый оркестр), причем в их составе играли в основном выпускники и студенты Астраханской консерватории.

         Оставшись в Астрахани, Алатарцевы стали работать в музыкальном училище. Владимир Яковлевич сразу же был назначен заведующим отделением духовых и ударных инструментов, а потом по совместительству начал преподавать и в консерватории. При этом он подключился к инициативной группе музыкантов-духовиков (Я.И.Левицкий, В.Г.Пахомов, В.Я.Шавшин, В.В.Курганов), буквально боровшейся за создание в городе профессионального духового оркестра. Но только в 1991 году в городском управлении культуры (в бытность начальника Н.С.Терещенко) появилась возможность финансировать большой коллектив. А возглавил духовой оркестр преподаватель музыкального училища гобоист В.В.Курганов. Работал он с духовиками-профессионалами, поэтому новый коллектив сразу же заявил о себе в полный голос. На открытых площадках, и в жару, и в холод, оркестр слаженно играл на всех городских и областных мероприятиях, а его концерты в большом зале консерватории становились событиями культурной жизни Астрахани. И, конечно, В.Я.Алатарцев был принят в оркестр в качестве концертмейстера и солиста с первых же дней его существования, а в 1995 – назначен художественным руководителем и главным дирижером. И уже тогда, в год 50-летия Великой Победы, наш духовой оркестр занял первое место на Всероссийском конкурсе-фестивале духовых оркестров (в жюри председательствовал главный военный дирижер Министерства обороны РФ, заслуженный деятель искусств России, профессор РАМ им. Гнесиных генерал-майор Н.И.Михайлов). Но особенно оркестрантам запомнилось, как они выступали на 850-летии Москвы, в сентябре 1996 года. На Манежной площади, в ГМЗ «Коломенское», на Всероссийской выставке, Воробьевых горах близ Московского университета и многих других столичных площадках посланцы из Астрахани всюду встречали восторженный прием ликующей толпы. К слову, разнообразную программу астраханского духового оркестра артистично представляла Жанна Алатарцева, которая стала неизменной ведущей этого коллектива.

         Нужно сказать, что под руководством В.Я.Алатарцева репертуар оркестра постоянно обновлялся, хотя накапливался и «золотой фонд». Серьезной работой коллектива стали тематические программы: «Вальс-концерт», «Пушкин и музыка», «Шлягер-ностальгия», «К 100-летию Дюка Эллингтона», «К 100-летию Джорджа Гершвина», а также программы юбилейных концертов, в которых в качестве солистов участвовали: пианистка М.Юдкевич, певцы Н.Тарасова, В.Белюсенко, В.Усольцева, Б.Ванюшкин, Л.Сазонова, Т.Потапова, камерный хор «Лик» и сводный хор астраханских коллективов, включая детские. «Вальс-фантазия» Глинки, композиции из вальсов Штрауса, Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, Половецкие пляски из «Князя Игоря» Бородина, Рапсодия в стиле блюз Гершвина – все это было подвластно духовикам-виртуозам. А какой концерт они дали в 2009 году в честь «королевы духового оркестра», как по праву называют трубу! В тот вечер на сцену большого зала консерватории с интереснейшими музыкальными приношениями выходили солисты оркестра С.Соколов, С.Бондарев, С.Маньшин, Светлана Дьячук (единственная женщина среди наших трубачей) и, конечно, В.Алатарцев. А в финале оркестр сыграл «Венецианский карнавал», где поочередно солировали все трубачи.

         Интересно и то, что на базе духового оркестра Алатарцев организовал «Брасс-квинтет» в составе; А.Назариков и С.Бондарев (труба), И.Кухар (валторна), Е.Якушкин (тромбонист), В.Новокрещенных (туба). И этот великолепный коллектив сразу же стал лауреатом нескольких джазовых конкурсов-фестивалей (Ставрополь – 2005, 2006, 2007, 2009; Самара – 2005, 2006).

         Продолжая руководить духовым оркестром, в 2000 году Владимир Яковлевич возглавил эстрадный оркестр Астраханского государственного цирка, участвуя в музыкальном оформлении программ Терезы Дуровой, Запашных, Филатовых и других звезд Российского цирка. И тогда же, в 2000-м, Алатарцев был приглашен дирижером в Астраханский государственный музыкальный театр. Причем он не только репетировал с оркестром текущий репертуар, но и являлся дирижером-постановщиком таких спектаклей, как «Принцесса цирка» Кальмана, детская опера Раухвергера «Красная шапочка», музыкальная сказка Гончарова «Снежная королева», «Кот в сапогах» Березина и др. Вместе с тем, за 10 лет работы в музыкальном театре ему приходилось дирижировать такими операми, как «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Похищение из сераля» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Паяцы» Леонкавалло, «Сельская честь» Масканьи, «Тоска» Пуччини, а также балетами – «Жизель» Адана, «Щелкунчик» Чайковского, «Египетские ночи» Аренского, «Вальпургиева ночь» (из «Фауста») Гуно, «Айболит» Морозова. Как видно, репертуарный список дирижера Алатарцева – весьма солидный, особенно если учитывать, что переподготовку по специальности оперно-симфоническое дирижирование он прошел в Астраханской консерватории в 2010 году (то есть, сначала у него была богатая практика, а потом – собственно учеба). Кстати, в 2003 он закончил Московский экономико-финансовый институт с квалификацией «Менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление». И недаром, потому что в 2000-е годы В.Я.Алатарцев возглавлял Городскую филармонию при управлении культуры г.Астрахани. А когда городское управление культуры, вместе с созданной там филармонией, было расформировано, Владимир Яковлевич постарался сохранить профессиональный творческий коллектив. Ныне возглавляемый Алатарцевым Астраханский духовой оркестр работает при областном Министерстве культуры, успешно участвуя в различных фестивалях и конкурсах. Так, в 2015 г. наш духовой оркестр стал лауреатом III Международного фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары».

         Наряду с исполнительской деятельностью, Владимир Яковлевич увлеченно преподает в музыкальном колледже и консерватории. Работая в вузе, в 2007 г. он был утвержден в ученом звании доцента, в 2011 г. избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой духовых инструментов, а в 2015 г. прошел конкурс на должность профессора этой кафедры. Среди его многочисленных воспитанников по классу трубы – С.Чеботаренко, профессор, зав.кафедрой духовых и ударных инструментов Тольяттинской консерватории; В.Мельчаев, доцент Магнитогорской консерватории (академии) им. М.И. Глинки; С.Хмелев, доцент Сургутского института культуры и искусств; Н.Биляр, доцент Белгородского института культуры и искусств; М.Ахмедшин, доцент Московской военной консерватории; С.Дьячук, заслуженная артистка Калмыкии, концертмейстер симфонического оркестра Элистинской филармонии и др. Учащиеся музыкального колледжа и студенты консерватории под его руководством становятся лауреатами и дипломантами различных конкурсов, включая джазовые. В числе лауреатов – К.Чигирбаев, П.Попов, А.Костенко, С.Маньшин, А.Сомов и Н.Сомов, Н.Пастухов, Р.Гергов, В.Билык, С.Меркулов, С.Гуськов, Л.Артюхина.

         За долгие годы многогранной творческой деятельности В.Я.Алатарцев награждался неоднократно. Еще в 1995 году Решением Президиума Всероссийского музыкального общества ему было присвоено звание «Заслуженный деятель ВМО»; в 2002 он стал лауреатом премии г.Астрахани и был награжден знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре»; в 2007 был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ», в 2015 – Гран-при и диплом лауреата отраслевого конкурса «Лучший работник культуры года». Его плодотворный труд отмечен также многочисленными почетными грамотами и благодарственными письмами.

         Однажды, в беседе с театроведом Натальей Кирилловной Туриевой, Владимир Яковлевич признался, что ему не хватает свободного времени, чтобы себе в удовольствие заниматься на трубе (Туриева Н. «Я ни о чем не пожалел» // Все каналы ТВ.-2006.-29 января-4 февраля). И в этом откровении, как в зеркале, отразилось истинно рыцарское отношение В.Алатарцева к любимому музыкальному инструменту, преданность которому привела его в большое искусство.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор


Версия для слабовидящих