Елена Степановна Винокурова

13.07

Представляя большой жизненный путь профессора кафедры специального фортепиано, заслуженного работника высшей школы РФ Е.С. Винокуровой, она видится многогранной творческой личностью, глубоким педагогом-методистом и исполнителем фортепианной музыки.

         Елена Степановна родилась и получила музыкальное образование в Казани. Выбору музыкантского пути способствовали семейные гены – музыкальная «бацилла» перешла от матери (Наталья Николаевна Лучинина – вокалистка, доцент, первая заведующая кафедрой сольного пения Астраханской консерватории, преподавала здесь в 1970-1985 гг.). В 1964 году Е.С. Винокурова окончила Казанскую государственную консерваторию, в 1967 – аспирантуру там же, по классу профессора И.С. Дубининой.

В Астраханской консерватории Елена Степановна работает с 1970 года, практически, с начала существования нашего вуза, открывшегося в 1969 году. Преподаванию на кафедре специального фортепиано она отдает подавляющую часть своего времени, вкладывая в общение со студентами свои обширные знания и многолетний исполнительский опыт.

За годы работы в АГК Е.С. Винокурова подготовила более ста выпускников, среди которых: Е.Охотникова – лауреат III премии Поволжской олимпиады, участник Всероссийского смотра пианистов (Свердловск, 1983), дипломант Международного фестиваля «Смоленский проект — 2009» в номинации «Джазовая музыка» (фортепиано); Т.Вахрамова – лауреат Международного фестиваля «Юность планеты» (Осло, 2011); Т.Лисовец (Лыскова) – лауреат II степени III Российского смотра-конкурса учащихся фортепианных отделений музыкальных училищ; дипломант III Всероссийского фестиваля исполнительского мастерства преподавателей ДМШ и ДШИ; лауреат I степени IV открытого Международного фестиваля-конкурса камерной музыки «Краснодарская камерата»; Д.Аблуллаева – дипломант Республиканского фестиваля «Юные таланты» имени Т. Курбанова (Махачкала, 2011).

Кроме специальности, в течение многих лет Е.С. Винокурова вела занятия в секторе педагогической практики, читала и продолжает вести курс методики. Устойчивый интерес к педагогике, участие в конференциях для педагогов ДМШ и ДШИ, чтение лекций по проблемам методики преподавания на курсах повышения квалификации педагогов музыкальных школ, открытые уроки, консультации, мастер-классы (Грозный, Нальчик, Астрахань, Владикавказ, Махачкала, Ставрополь, Пенза), позволили ей стать одним из ведущих педагогов-методистов музыкальной школы России. Недаром в 2003 г. ее имя вошло в издание «Кто есть кто в мире».

Нельзя также не упомянуть, что в разные годы Е.С. Винокурова являлась: заведующей кафедрой специального фортепиано, секретарем Ученого совета АГК, заведующей отделом аспирантуры.

Научная работа – еще одна ее ипостась. Она сразу же «нашла» свою тему – вопросы музыкального образования и педагогики (клавирная музыка Й.Гайдна, воспитание чувства ритма, сценическое волнение, формирование звуковой культуры, звуковое мышление исполнителя…). Многочисленные методические рекомендации в отдельных статьях, докладах сложились в стройную концепцию, помогающую студентам на занятиях по специальности. Разработанная Е.С. Винокуровой в соавторстве с дочерью, кандидатом психологических наук, доцентом Ольгой Александровной Лучининой (преподавала на кафедре общегуманитарных дисциплин АГК в 1994-2016 гг.) программа личностно-ориентированной коррекции профессионального развития музыкантов была удостоена гранта Российского гуманитарного научного фонда. А в 2008 году в Астрахани было опубликовано их совместное учебно-методическое пособие «Практическая психология для музыкантов».

         Музыка есть особый язык. По примеру других он имеет свою грамматику, синтаксис, свои законы построения и связи. Люди изобрели нотопись, где этот язык записывается, «прочитывается глазами», напевается про себя… Елена Степановна умеет передавать ученикам и слушателям не только свое понимание, но и влюбленность в искусство звуков. Вот лишь несколько выдержек из рецензий на ее концерты, подтверждающие эту мысль: «Е.Винокурова восхищает прежде всего душевным благородством и «сложной простотой» своего подхода к романтическому наследию. За этим стоит ее широкая, разносторонняя культура, громадные специальные знания, профессиональный опыт, качества характера, личности» (Г.Шакина). «Пианистка верно почувствовала несомненную стилистическую общность столь контрастных по своему эмоциональному и образному строю композиторов, как Барток и французские клавесинисты Рамо и Куперен, Стравинский и Скарлатти… Е.Винокуровой удалось передать импровизационность, острую характерность произведений Бартока, она точно чувствует контраст образов, крайнюю обостренность мелодии, свежесть ее ладового строя, неистовство ритмов, стихийных сил румынских танцев ‹…›. После неистовства бартоковской музыки свежо прозвучала музыка клавесинистов, полярная по своим эмоциям» (Л.Гусева). «Неповторимость Дебюсси, его особое разноцветие чувств, образов, дух вечно нового были переданы Л.Кругловой и Е.Винокуровой со всей полнотой. Они просто заворожили весь зал. Таким же завораживающим, колдовским… из «музыкального облака» выплыл «Вальс» Равеля – хореографическая поэма для оркестра в переложении для двух роялей автора. Пластика жеста, движения музыки Равеля были очень органичны в исполнении дуэта, и поэзия этой музыкальной поэмы лишь перевела в иную тональность впечатление от сочинения Дебюсси» (М.Хрущева).

         Обширный концертный репертуар Елены Степановны вобрал сочинения Скарлатти, Куперена, Рамо, Бахов – И.С., В.Ф., И.К., венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена. Музыкальный романтизм представлен Шубертом, Шуманом, Мендельсоном, Шопеном, Листом; импрессионизм – Дебюсси, Равелем; национальные школы – Брамсом, Альбенисом, Бартоком, Мийо; нововенцы – Веберном; русская отечественная музыка – Чайковским, Прокофьевым, Тищенко.

         Исполнитель столь разных по стилистике сочинений Е.С. Винокурова всегда стремилась быть реконструктором-«актуалистом», усматривая свою художественную задачу в наибольшем приближении восстанавливаемого ею старинного материала к особенностям современного звукосозерцания, связанного с изменением характера и темпа жизни (в противном случае интерпретация может лишиться самых существенных средств воздействия на современного слушателя).

         Незабываемыми являются выступления Е.С. Винокуровой в фортепианном дуэте с Л.А. Кругловой, знаменательные тем, что они включали, наряду с Брамсом, Дебюсси, Равелем, Бартоком, произведения современных композиторов – А.Блинова (Семь страниц из музыки к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»), А.Луппова (Сюита для двух фортепиано), Ю.Корнакова (Вторая сюита), Д.Брубека (Грани джаза), М.Бурштина (Звоны, Легенда). В этом ансамбле ценными качествами являлись, с одной стороны, чуткая актуализация творчества известных мастеров (с сохранением основных стилистических особенностей каждого автора и его эпохи, но умело «освеженных»), с другой, – вдумчивая (не по методу «проигрывания с листа») интерпретация современных сочинений с соблюдением максимума гарантий технической составляющей, продуманности характера и тонуса исполнения.

         О высокой миссии просветителя современной музыки (новые времена требуют новых средств, а новые средства – новых навыков восприятия) говорит тот факт, что в исполнении пианистки Винокуровой, в рамках Международного фестиваля «Астраханские вечера современной камерной музыки» («Дни современной музыки в Астрахани»), прозвучали сочинения С.Жукова (Соната, Листки из альбома), Т.Шахиди (Пять пьес), Р.Калимуллина (Соната № 2), В.Кошелева (Три прелюдии), А.Таракановой (Соната), А.Манджиева (Детский альбом), В.Екимовского (Прощание, Бог в машине – для клавесина), Дж.Сига (Соната для тромбона и фортепиано).

         Более сорока лет Е.С. Винокурова была первым исполнителем большинства произведений и убежденным пропагандистом творчества своего супруга, лауреата премии им. Д.Д. Шостаковича, доцента кафедры теории и истории музыки АГК, талантливого композитора Александра Ивановича Блинова (работал в АГК в 1972-2006). С его сочинениями Елена Степановна выступала на пленумах Союза композиторов России в Астрахани, Волгограде, Казани, Москве, сыграв: четыре сонаты, Триптих для фортепиано, две сюиты, соната для альта и фортепиано, соната для ансамбля скрипачей и ударных (партия фортепиано), «Калейдоскопические картинки». И это ещё не всё: в рамках Всероссийских фестивалей «Композиторы России – детям» Винокурова как исполнитель произведений Блинова гастролировала в городах: Красноярске, Великие Луки, Ижевск, Можга, Нижний Новгород, Павлово.

         Долгая творческая жизнь Е.С. Винокуровой – образец преданного служения искусству. Доминантой, смыслом и предназначением жизни этой личности является деятельность как созидание.

А.В. Свиридова,

заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат искусствоведения, профессор

кафедры теории и истории музыки АГК

 


Версия для слабовидящих