Юрий Петрович Гонцов

GontsovЮрий Петрович Гонцов

Творческая биография Юрия Петровича Гонцова во многом традиционна для композитора, волею судьбы живущего и работающего вдалеке от столиц. Именно в таких условиях самоценность настоящего музыканта неизмеримо возрастает, его влияние и функции в культурной жизни становятся определяющими. По словам известного московского композитора С.Беринского, Юрий Гонцов принадлежит к людям, «беззаветно преданным Музыке, чистым чувством, без примеси эгоизма, амбиций или чего другого» (Гонцов Ю. «Во имя чего?» // Музыкальная академия. – 1996. – №1. – С.75). Он не стремится к популярности, не ищет легких путей в творчестве, не добивается признания. В основе его искусства не лежит расчет, где и кто исполнит новое сочинение и каков будет гонорар. Для Ю.Гонцова сочинение музыки – ценность сама в себе. По его собственным словам, «творчество – пространство свободного полета. Я там освобождаюсь от всего, может быть, даже от самого себя». Именно такая установка позволяет композитору избегать безликости, «усредненности» произведения и создавать разнообразные, яркие музыкальные картины, использовать различные образно-интонационные сферы, быть свободным в выборе композиционных средств. Поэтому его сочинения звучат свежо и по-разному, но всегда откровенно и эмоционально насыщенно.

Творческий путь композитора не являет собой «восходящую прямую», он тернист и извилист, о чем свидетельствуют некоторые подробности биографии Ю.П. Гонцова.

Он родился 3 марта 1946 г. в селе Наумово, Скопинского района Рязанской области. В связи с профессией отца – офицера МВД, семье приходилось многократно переезжать, но в основном детство и юность Юрия связаны с Рязанским краем. Рязанская земля это – бескрайние поля, березовые рощи. Родные пейзажи до сих пор всплывают в памяти композитора, они милы его сердцу и вызывают светлые ностальгические чувства.

В 1956 г., когда Юрию исполнилось 10 лет, семья Гонцовых переехала в Рязань, где и начался профессиональный путь будущего композитора. Здесь он обучался в ДМШ и музыкальном училище по классу баяна. Ко времени учебы в музыкальной школе относятся его первые композиторские опыты: вальс, который вышел довольно грустным, из-за чего получил название «Воспоминание», затем целый «Школьный альбом» (несколько пьес танцевально-песенного характера).

По воспоминаниям Ю.П. Гонцова, в то время его любимой ладовой сферой был минор, а музыкальные «пристрастия» находились на «сельском» уровне, о чем говорит хотя бы тот факт, что музыку Моцарта он не любил вплоть до окончания училища.

За годы учебы в Рязанском музыкальном училище (1962-1966) Ю.Гонцов написал несколько произведений, из числа которых в нынешний список сочинений композитора попали: «Начинается год», на стихи Н.Брауна, для голоса и двух баянов, и «Осенняя песня» для фортепиано (на мелодию которой впоследствии композитор создал романс на стихи астраханской поэтессы Г.Подольской).

По окончании училища были попытки поступления в Ленинградскую консерваторию (1966 г.) и ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных (1967 г.). Настойчивость и упорство молодого музыканта взяли верх, и в 1968 он все же поступил в Гнесинку по классу баяна. Учился вначале у Ю.П. Чеканова, солиста оркестра им. Осипова, на III курсе – в классе лауреата Международного конкурса Ю.А. Вострелова, а на старших курсах – у Ю.М. Котова. Оценки по специальности у Юрия были неизменно высокими, но его не оставляла мечта о композиторском творчестве. Учась на III курсе, Гонцов показал одно из своих сочинений – «Фантазию в виде сонаты» для квартета баянов – известному композитору, знатоку русского оркестра Ю.Н. Шишакову, который высоко оценил достоинства представленного сочинения и порекомендовал молодому музыканту профессионально заняться композицией.

После окончания столичного института (1973 г.) Ю.П. Гонцов прошел по конкурсу в Киргизский государственный институт искусств в г. Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызстан), на должность преподавателя кафедры народных инструментов. Там ему поручили вести большое количество специальных дисциплин (баян, чтение партитур, дирижирование, инструментовка, инструментоведение, ансамбль). Несмотря на значительную педагогическую нагрузку, Гонцов не оставлял занятий композицией. Интересно, что в то время он ощущал потребность в сочинениях для фортепиано. Так, в 1973 г. появилась его фортепианная пьеса «Moto perpetuo». Необычность ее в том, что она написана в медленном, а не традиционно быстром движении. Член Союза композиторов СССР, преподаватель кафедры композиции института В.В. Браиловский, познакомившись с этим и другими произведения Ю.Гонцова, рекомендовал его для поступления на кафедру композиции. Но этому воспрепятствовал ректор Фрунзенского института искусств, сам композитор и дирижер Н.Д. Давлесов. Он аргументировал запрет тем, что с этических соображений преподаватель не может быть одновременно студентом того вуза, где он работает.

В 1975 г. Ю.П. Гонцов переехал в Астрахань, пройдя по конкурсу на должность преподавателя кафедры народных инструментов Астраханской консерватории К тому времени молодой вуз осуществил всего два выпуска специалистов, но творческая атмосфера, царившая здесь, вполне отвечала профессиональным устремлениям Гонцова. Его педагогическую нагрузку тогда составляли лишь специальность (баян) и чтение партитур. Кроме того, он являлся участником инструментального ансамбля, в котором играли педагоги и студенты. Этот коллектив включал в себя оригинальное сочетание инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот, фортепиано, шесть баянов, виолончель, контрабас. Из практической работы с таким составом родилась одна из перспективных творческих идей Ю.Гонцова – соединение в ансамблевое целое инструментов симфонического и русского оркестров. Ансамбль был творческим коллективом энтузиастов-единомышленников, которых объединяло желание исполнять современную музыку разных авторов – зарубежных и отечественных, известных и неизвестных Явное предпочтение отдавалось музыке композиторов XX века.

В 1976 г. произошло событие, которое коренным образом изменило творческую судьбу преподавателя кафедры народных инструментов, композитора-любителя Ю.Гонцова. Шла подготовка к авторскому вечеру астраханских композиторов О А. Меремкулова и А.И. Блинова (оба являлись также преподавателями Астраханской консерватории, по кафедре теории и истории музыки). Накануне концерта заболел дирижер студенческого симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Л.Г. Джергения. В создавшейся, почти безвыходной, ситуации Меремкулов предложил продирижировать оркестром Гонцову, и тому пришлось согласиться. До концерта оставалось всего лишь две репетиции, а предстояло исполнить сложнейшее произведение Блинова – «Постлюдию» для симфонического оркестра. И Гонцов отлично справился с этой задачей – концерт прошел удачно, отзывы были самыми благожелательными. Так началось его творческое общение с А.И. Блиновым, переросшее затем в дружбу.

Познакомившись с некоторыми сочинениями Гонцова, Блинов отметил композиторский талант автора и посоветовал ему получить профессиональное образование, поступив в Казанскую консерваторию, в класс композиции заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А.Б. Луппова (у которого учился сам Блинов). Последовав этой рекомендации, Юрий Петрович в 1977 г. успешно сдал вступительные экзамены в Казанскую консерваторию, представив приемной комиссии Первую сонату для баяна и первую часть Секстета для русских народных инструментов. Начав заниматься в классе композиции Л.З. Любовского, уже во втором семестре Гонцов был зачислен в класс А.Б. Луппова.

Показательно, что на первом переводном экзамене по специальности он представил афишу и аудиозапись своего первого авторского вечера, прошедшего в Астрахани 20 мая 1978 г. На этом вечере в малом зале Астраханской консерватории прозвучали: в I отделении «Астраханские страницы» – сюита русских народных песен Астраханской области (исп. М.Ярешко – сопрано, Т.Базова – фортепиано); Каприччио для баяна (исп. С.Юдкин); Сюита для скрипки и фортепиано в старинном стиле (исп. И.Руднев – скрипка, М.Сидорова – фортепиано); во II отделении – вокальный цикл на слова Софии де Мелло Брейнер (исп. Л.Власенко – меццо-сопрано, Л.Круглова – фортепиано); Соната для домры-альт соло (исп. В.Роммель); Соната для фортепиано (исп. Г.Бескровная). Ведущая программы – Н.Климова.

Несмотря на проблемы, возникавшие во взаимоотношениях взрослого ученика в опытного учителя, требовавшего освоения традиционного стиля, без диссонансов, со структурно ясной, яркой музыкальной темой, четкой, функционально определенной дифференциацией фактуры, что вызывало внутренний протест у Ю.Гонцова, который мыслил полифонически, линеарно, и при этом допускал «шероховатости», диссонантность складывающихся по вертикали звуко-комплексов, – в консерваторские годы было написано довольно много сочинений различных жанров. Композитор искал и опробовал разнообразные средства выразительности, «тайком» от педагога писал произведения, используя композиционные техники XX века, включая додекафонию. Причем, додекафонная техника, изобретенная австрийцем Шёнбергом, была применена Гонцовым в сочинении для русских народных инструментов «Три полифонические прелюдии и хорал для баяна».

В 1981 г. в качестве дипломной работы были представлены два произведения: Первый концерт для фортепиано с оркестром и Дуэт для балалайки и домры-альта. Государственные экзамены были успешно сданы и долгожданный композиторский диплом был получен.

А в 1983 г. Ю.П. Гонцова приняли в Союз композиторов СССР. В 1980-1990-е он постоянно ездил в Дом творчества композиторов в г. Иваново. Именно там Гонцовым было создано немало ярких, впечатляющих произведений, среди которых: Второй концерт для фортепиано с оркестром; Квартет для двух скрипок, альта и виолончели; «Отгулы звуков Бумбы», Концерт для калмыцкой домбры с оркестром калмыцких народных инструментов; «Лики осени», поэтические ассоциации для камерного оркестра; «А sojourn of the spirit» («Пристанище души»), симфония-кантата на стихи Д.Г. Брауна для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и камерного оркестра; «Следы внутрь», вокальный цикл для баса и фортепиано на стихи поэтов Люксембурга и многое другое.

В Иваново, по свидетельству многих композиторов, пишется на редкость легко, повседневная творческая работа приносит чувство огромного внутреннего удовлетворения. Атмосфера единения, творческой востребованности будоражит мысль, фантазию, дарит истинное вдохновение. Для Юрия Петровича творческие командировки в Иваново во многом прояснили тайны рождения музыки. Только там, по прошествии нескольких лет с момента окончания композиторского факультета консерватории, наметились новые пути в стилистике, сформировалось достаточно ясное представление о том, какой должна быть музыка современного композитора. Примечательно, что одним из завоеваний для Ю.Гонцова стало обретение творческого взаимопонимания с консерваторским учителем – А.Б. Лупповым, хотя во время их доверительных бесед в ивановском Доме творчества Анатолий Борисович по-прежнему утверждал, что «современность – не язык, а тип мышления», и для современной музыки совершенно не обязательно сверх усложненность конструкции, заслоняющая восприятие целого, далеко не всегда оправдано обилие острых, «кричащих» диссонансов, подавляющих слух. Но, по мнению Юрия Петровича, «современная музыка – это другое качество звуковой материи. И осознать эту истину ему помогли ивановские «ночные посиделки» с бывавшими там композиторами. В процессе общения довелось услышать множество новых сочинений талантливых авторов: С.Берннского, С.Жукова, Н.Мохова (Москва), Б.Гецелева (Нижний Новгород), Е.Иршаи (Санкт-Петербург), Б.Додонкова (Улан-Удэ). В.Кошелева (Петрозаводск), М.Шмотовой (Иркутск), Е.Лебедевой (Кострома), Ч. Алмасзаде (Баку) и др.

Особенная творческая и человеческая дружба связывала Юрия Гонцова с известным московским композитором Сергеем Беринским, с которым он познакомился еще в 1988 г. в Польше, на Международном фестивале современной музыки «Варшавская осень». Сергей Самуилович обладал огромной энергией, способной генерировать мощные творческие импульсы. Но он мог подавлять категоричностью суждений. Поэтому, по признанию Гонцова, в общении с Беринским, ему часто приходилось оставлять свое мнение «при себе». Тем не менее, вся музыкальная деятельность Беринского, наполненная широтой интересов, глубиной взглядов, импонировала Гонцову, который несколько «потерялся» в сложных социальных коллизиях 1990-х годов, связанных с ломкой устоев в обществе, головокружительными переменами в привычной «среде обитания». Беринский, напротив, сумел не только выстоять, но и расширить поле профессиональной деятельности. Он смог по достоинству оценить произведения Гонцова и всячески стимулировал творческие идеи астраханского автора, привлекая к исполнению его музыки видных музыкантов: А.Икова (труба, Москва). О.Танцова (кларнет, Москва), М.Маранга (кларнет, Нидерланды), В.Чернелецкого (фортепиано, Москва), В.Микицкого (баян, Москва), Г.Недобора (скрипка, Москва) и других. При непосредственном содействии С.Берннского, музыка Ю.Гонцова стала исполняться в Москве.

К тому же Беринский, по словам Гонцова, «вывел его на европейский уровень». Одно из сочинений – «Майины песни», четыре фортепианные истории для детей – было отослано в Лондон, группе музыкантов, занимающихся пропагандой неизвестной западному слушателю музыки композиторов Восточной Европы. По рекомендации Беринского, имя астраханского композитора было внесено в Международный музыкально- энциклопедический словарь Гроува (Kazantzeva L. Gontsov,Yuri // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. – 2nd edition. – London, 2001. – Volume 10. – P.139).

А самое главное, в процессе творческого общения московского и астраханского композиторов родилась идея проведения фестиваля современной музыки «Астраханские вечера», которая была успешно реализована в 1989 г. Первый фестиваль представлял собой всего два концерта, в программе которых исполнялась камерная музыка С.Берннского, С.Жукова (Москва), А.Блинова, Ю.Гонцова (Астрахань). Из сочинений Ю.Гонцова на Фестивале прозвучали: Первая соната для баяна которую исполнял С.Белов (студент класса Ю.П.Гонцова), Первая соната для фортепиано (Г.Бескровная, преподаватель кафедры специального фортепиано). Струнный квартет (В.Шубный, В.Шмулеисон, В.Лотоцкая, Н.Костандян – также педагоги АГК).

С того времени Фестиваль, впоследствии получивший название «Дни современной музыки в Астрахани» и статус Всероссийского, затем Международного, стал постоянным (в 2015 г. он проводился уже в 14-й раз, в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий – 2015»). К участию в Фестивале привлекаются отечественные и зарубежные композиторы, в том числе малоизвестные широкой публике. Астраханскими и приглашенными музыкантами исполняется «живьем» огромное количество новой музыки. В фестивальные программы включаются не только камерно-инструментальные, вокальные, хоровые сочинения, но и оркестровые произведения.

Страницы: 1 2


Версия для слабовидящих