Валерий Гафарович Пахомов

08_Pakhomov

Валерий Гафарович Пахомов

(1952-2015)        

«Хороший оркестрант – на вес золота», – повторял Л.Г. Джергения, руководитель симфонического оркестра Астраханской консерватории в 1972-1979 гг. И это действительно так, особенно если речь идет о музыкантах-духовиках, которые всегда являются солистами в оркестре. Одним из мастеров оркестрового исполнительства, прирожденным музыкантом, в руках которого гобой звучал, словно прекрасный человеческий голос, был Валерий Гафарович Пахомов, воспитанник Астраханской консерватории, проработавший в alma mater четверть века.

         Он родился в 1952 году в городе Сальяны Азербайджанской ССР. Первоначальное музыкальное образование получил в Сухумском музыкальном училище им. Д.Аракишвили. Параллельно с учебой, в 1967-1970, работал в Сухумском государственном симфоническом оркестре, которым в тот период руководил заслуженный деятель искусств Грузии Л.Г.Джергения. Когда Валерий в 1973 году поступил в Астраханскую консерваторию, Лев Григорьевич, являясь заведующим кафедрой струнных инструментов, вел здесь оркестровый класс (он приехал работать в Астрахань в 1972 году, вместе с супругой, пианисткой Л.В. Жигульской). Между прочим, его отеческую заботу Валерий ощущал на всем протяжении учебы в консерватории. А основанием для такого отношения педагога к студенту было безупречное исполнение Пахомовым партии гобоя в оркестре (при Джергении студенческий коллектив играл такие полотна, как Третья («Героическая») симфония Бетховена, Девятая («Из Нового Света») Дворжака, симфонические поэмы Листа, Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского и Второй – Рахманинова).

         По специальности Пахомов занимался под руководством профессора В.С. Кузнецова, в то время ректора консерватории и заведующего кафедрой духовых инструментов. Конечно, Василий Сергеевич был педагогом-кларнетистом, но в его классе успешно обучались и гобоисты. По своему исполнительскому уровню Валерий считался одним из лучших студентов вуза, поэтому он часто выступал в сборных концертах на сцене большого зала консерватории (исполнял в основном старинную музыку – Люлли, Марчелло, Баха, Генделя). Женившись на пианистке Т.Васильевой (она закончила АГК в 1974 по классу В.В. Павлова), Валерий начал играть в ансамбле с нею (Татьяна Владимировна Паховома являлась концертмейстером и педагогом кафедры общего фортепиано) – сонаты Вивальди, Баха, Сен-Санса и многое другое. На выпускном экзамене по специальности он исполнил программу, в которую входили гобойные концерты Мартину и Савельева, а по камерному ансамблю – Сонату Сен-Санса.

         По окончании консерватории, в 1978, В.Пахомов был оставлен на кафедре духовых инструментов преподавателем по классу гобоя (еще на V курсе он ассистировал у В.С. Кузнецова). В конце 1970-х и в 1980-е имя гобоиста Валерия Пахомова не сходило с консерваторских и филармонических афиш (он являлся солистом филармонического камерного оркестра, которым руководили, в разное время, Б.Красильников, В.Никитин, В.Махов, М.Щербаков). Исполнительская активность В.Пахомова отчасти была связана с тем, что в 1980-1983 он являлся ассистентом-стажером кафедры духовых инструментов ГМПИ им. Гнесиных, где (без отрыва от производства) совершенствовался в классе знаменитого профессора-гобоиста И.Ф. Пушечникова. Именно в то самое время Валерий Гафарович начал гастролировать, играя в Москве, Волгограде, Элисте, Грозном и других городах страны. В конце 1980-х и начале 1990-х он работал по контракту в симфонических оркестрах в Вальбжихе и Еленя-Гуре (Польша).

         Наряду с известными произведениями, Пахомов играл редко исполняемые (Гуммель. Адажио и вариации для гобоя с оркестром; Вивальди. Концерт для двух гобоев, струнных и континуо, совместно с В.Кургановым). Свободно владея инструментом, звучание которого отличалось виртуозностью, кантиленностью, благородством и красотой тона, талантливый гобоист получил известность в композиторских кругах. Ему посвятил Сонату для гобоя астраханский композитор А.Блинов. Интересно, что в расчете именно на исполнительские силы педагогов кафедры духовых инструментов Астраханской консерватории Блинов написал Концерт для камерного оркестра с солирующими духовыми, который прозвучал в 1978 году на его авторском вечере: соло исполняли – Я.Левицкий (флейта), В.Пахомов (гобой), А.Вервейко (кларнет), В.Саввин (фагот), Н.Рындин (валторна). А композитор Ю.Гонцов написал двойной концерт для флейты и гобоя с оркестром русских народных инструментов, опять же в расчете на В.Пахомова и Я.Левицкого. Показательно, что Пахомов вошел в число постоянных исполнителей новой музыки на Международном фестивале «Дни современной музыки в Астрахани». Он играл не только сочинения коллег по консерватории – Блинова и Гонцова, но и музыку композиторов из других городов и республик, к примеру, Сюиту для гобоя и фортепиано В.Гусева (Киргизская ССР).

         Вспоминая о Валерии Гафаровиче как преподавателе консерватории, следует сказать, что он был отличным педагогом-воспитателем. Без каких-либо нотаций, ему удавалось наладить творческую атмосферу в классе. Студентов-гобоистов всегда было мало, и каждый из них был на виду, играя в различных оркестрах: духовом, симфоническом, русских народных инструментов. Будучи прекрасным оркестрантом, В.Г. Пахомов придавал большое значение развитию у учеников чувства ансамбля, умению бегло читать с листа оркестровые партии, владению различными техническими приемами (особенно навыком двойного стаккато). Но самым важным он считал работу над звуком, чтобы инструмент звучал, как красиво вибрирующий певческий голос. Не случайно его воспитанники были и остаются профессионально востребованными. Среди них – заслуженный работник Украины И.Януш; концертмейстер группы гобоев оркестра Астраханского театра оперы и балета О.Мыльцева, а также артисты этой же группы А.Лыс и А.Алтухов.

         Нельзя не упомянуть, что Валерий Гафарович был не только педагогом-исполнителем, но и дельным руководителем, в течение многих лет возглавлявшим кафедру духовых инструментов. В этой должности он прилагал усилия к организации профессионального духового оркестра в Астрахани, выступая в местной прессе, по радио и телевидению с предложением создать такой коллектив (муниципальный духовой оркестр появился в 1990-м, существуя первые пять лет под руководством заслуженного работника культуры РФ, преподавателя музыкального училища по классу гобоя В.Курганова, а с 1995 – под управлением заслуженного работника культуры РФ, воспитанника Астраханской консерватории, ныне заведующего кафедрой духовых инструментов, доцента В.Алатарцева).

         В начале 1990-х В.Г.Пахомов был утвержден в ученом звании доцента, а затем избран на должность профессора кафедры духовых инструментов. В это время он дважды являлся членом жюри Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах, проводившегося на базе Ленинградской консерватории (в 1991 в конкурсе участвовали студенты Астраханской консерватории флейтист В.Бабаханян, кларнетист В.Смиховский, гобоист С.Курганов).

         Заслуги В.Г. Пахомова в концертно-просветительской, педагогической и общественной деятельности были отмечены почетным званием заслуженного деятеля искусств Всероссийского музыкального общества, многочисленными почетными грамотами и благодарственными письмами. Недаром, когда весной 1998 года в Астраханской консерватории впервые проводились выборы ректора, Валерий Гафарович баллотировался на эту должность, представив проект пятилетнего плана развития АГК (из четырех уважаемых претендентов ректором была избрана профессор кафедры специального фортепиано Л.А. Круглова).

         Профессиональный недуг – болезнь суставов пальцев рук – прервал исполнительскую, а затем преподавательскую деятельность Валерия Гафаровича в вузе, и в 2003 году он, вместе с семьей, навсегда покинул Астрахань, поселившись в Подмосковье.

Проживая недалеко от столицы, в Рузском районе Московской области, Пахомовы, специалисты высокого класса, стали работать в Тучковской поселковой детской музыкальной школе: Татьяна Владимировна – с юными пианистами, Валерий Гафарович – с начинающими флейтистами (на сайте этой школы он представлен именно преподавателем по классу флейты).

Трудно представить, что его уже нет. Сердце талантливого музыканта и добрейшей души человека перестало биться 25 октября 2015 года.

 

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор, заслуженный работник высшей школы РФ


Версия для слабовидящих