Научная деятельность

Утверждено на заседании Учёного совета

ФГБОУ ВПО «Астраханская государственная

консерватория (академия)»14.10.2007, протокол  № 2

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФГБОУ ВПО «АСТРАХАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (академия)»

НА 2007-2013 ГОДЫ

            Концепция научно-исследовательской деятельности ФГБОУ ВПО «Астраханская государственная консерватория» 2007-2013 годы (далее – Концепция) подготовлена на основании федеральных законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2006-2010 годы» и Устава вуза.

            Концепция учитывает основные положения доктрины развития российской науки, концепции реформирования российской науки, концепции инновационной политики Российской Федерации, концепции национальной безопасности Российской Федерации и Федеральной программы развития образования.

           На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. Научные исследования, проводимые в ФГБОУ ВПО «Астраханская государственная консерватория (академия)», имеют важное значение в подготовке специалистов и научно-педагогических кадров.

С целью активизации научно-исследовательской деятельности вуза необходима разработка политики развития науки и механизмов её реализации.

1. Принципы научно-исследовательской политики

            Научно-исследовательская деятельность Астраханской государственной консерватории осуществляется исходя из следующих основных принципов:

●         единство научного и образовательного процессов и их направленность на подготовку специалиста и научно-педагогических кадров;

●         оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;

●         концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;

●         поддержка ведущих учёных, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-творческого потенциала молодёжи;

●         многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных и инновационных программ;

●         интеграция науки и образования в международное сообщество.

 

2. Цель и основные задачи научно-исследовательской

и инновационной политики в Астраханской государственной консерватории

            Главной целью научной и инновационной политики в АГК является обеспечение подготовки специалистов и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование её образовательного, творческого и научного потенциала для решения социальных и культурных задач страны. Направления научных исследований должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной научной, творческой и инновационной политики с учётом специфики вуза.

            Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного специалиста;

органическое сочетание фундаментальных и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера;

приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;

дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности кафедр, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных проектов, НТСО,

развитие правовой базы научной деятельности, регулирующей правоотношения в процессе создания продуктов интеллектуальной собственности и авторского права;

привлечение в научно-исследовательскую деятельность дополнительных финансовых средств.

            При решении сформулированных задач необходимо обеспечить:

участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российской академией наук, Министерством образования Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Администрацией Астраханской области в определении и поддержке приоритетных направлений фундаментальных и прикладных НИР, а также инновационной деятельности;

проведение фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру направлений развития науки и искусства, определяемому не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в области искусства, но и необходимостью участия в научно-исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса, а именно, студентов, аспирантов, докторантов, профессорско­преподавательского состава и научных работников;

развитие интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, более тесное взаимодействие вуза с научными учреждениями;

совершенствование послевузовского образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и искусства, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшения планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, повышение их академической мобильности;

активное участие учёных АГК в федеральных целевых программах, научных и инновационных программах и конкурсах грантов, объявляемых Министерством культуры Российской Федерации, Администрацией Астраханской области, государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом);

реализацию научной политики на региональном уровне; эффективное международное сотрудничество в научной, образовательной и инновационной сферах. 

3. Ресурсы и механизмы реализации научно-исследовательской деятельности в Астраханской государственной консерватории

            Финансовые ресурсы. Федеральные бюджетные ресурсы науки в АГК должны быть сконцентрированы, в первую очередь, на решении важнейших задач развития образования, обеспечения опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для науки и искусства.

            Региональные бюджетные ресурсы должны быть задействованы наукой в АГК для её активного участия в научных и культурных проектах для нужд региона.

            Необходимо активизировать использование внебюджетных средств, использовать их для финансирования высокоэффективных проектов. С активным участием вуза должны быть созданы механизмы привлечения к финансированию научно-исследовательских и творческих проектов различных внебюджетных источников, в том числе внебюджетных средств самих вузов.

            Кадровые ресурсы. Работа с молодёжью. Первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научно-педагогических кадров, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.

Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности студентов и молодых учёных, финансирование этой деятельности из госбюджета. Необходимо:

развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу           студентов, конференций, обеспечить академическую мобильность студентов,   аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения молодёжи;      совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы             молодёжи в системе вуз ˗ аспирантура — докторантура.

            Информационные ресурсы необходимо развивать в двух направлениях: содержательном и структурном.

            В содержательном плане информационные ресурсы должны:

обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией;      предоставление качественных образовательных услуг всем желающим в рамках высшего, дополнительного и послевузовского образования на основе совершенствования образовательных технологий; реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, научных исследований, инновационной деятельности в рамках центров коллективного пользования образовательными, научными, инновационными ресурсами, открытого доступа к ним; создать распределённую базу данных, включая мультимедийные и дистанционные технологии обучения;

            В структурном плане информатизация должна развиваться в трёх уровнях:            создание сетевой инфраструктуры, образовательных, научных и инновационных структур, объединяющих локальные сети в пределах города или региона;

организация удалённого доступа к высокопроизводительным информационно-вычислительным ресурсам, освоение сетевых технологий нового поколения.

            Международное научное сотрудничество

            Тенденция развития мировой экономики, культуры и искусства показывает, что XXI век будет веком глобализации и универсализации хозяйственной и культурной жизни, веком информационной доминанты развития общества.

            В связи с этим важнейшим источником долгосрочного развития научно-исследовательской и образовательной деятельности является их интеграция в мировое образовательное и научное пространство.

            В рамках международного научного и образовательного сотрудничества дея­тельность АГК должна быть сориентирована в следующем виде:

в области фундаментальных и прикладных исследований приоритетной должна стать реализация крупных совместных международных программ; в области инновационной деятельности сотрудничество должно быть ориентировано на совместную деятельность и получение коммерческого эффекта.

Планирование и финансирование научно-исследовательской деятельности

            Система планирования и финансирования научно-исследовательской деятельности должна определяться характером проводимых исследований. Бюджетные средства планируются и распределяются следующим образом:

во-первых, на финансирование тематических планов научно-исследовательских работ на конкурсной основе;

во-вторых, на конкурсной основе в форме грантов;

в-третьих, на финансирование научных программ.

            Прикладные исследования должны поддерживаться в соответствии с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами науки. 

4. Ожидаемые результаты

            В результате выполнения мероприятий по реализации Концепции будет:

обеспечена научная основа подготовки специалистов и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований;

разработан механизм формирования, обновления и реализации приоритетов научной деятельности, приоритетных проблем развития системы образования и оказана поддержка научным исследованиям как основы фундаментализации образования;

реорганизована система научных программ, направленных на решение проблем развития образования;

разработан организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых учёных обеспечено широкое участие учёных в международных научных и образовательных программах и активизирована внешнеэкономическая деятельность науки.


Версия для слабовидящих